Первостроители и первый директор «Каменскхимстроя»

Они были первыми
Ранней весной 1933 года на станции Баглей из вагона вышли трое сравнительно На снимке (слева направо): первый начальник строительства и директор строящегося КАТЗ Семен Васильевич Пушко (работал с октября1933 г. по сентябрь1936 г.) и главный инженер строительства КАТЗ Абрам Зиновьевич Храковский (работал с апреля 1934 г. по август1935 г.)молодых людей. Они достали ящики, треноги, теодолиты и, нагрузившись геодезическим оборудованием, зашагали в степь. Старшим в группе геодезистов был Василий Григорьевич Харакоз, его помощниками – инженер Степан Антонович Гаевский и техник Николай Иванович Жуков. Именно эти специалисты начинали разметку котлованов под фундамент корпуса цеха №1 Каменского азотно-тукового завода.
Вскоре со всех концов страны стали съезжаться на строительство нового химического завода молодые рабочие, техники, инженеры. Из ближних сел, из Курской, Орловской рязанской областей потянулись на стройку грабари. Уже к середине 1935 года, количество рабочих на строительстве выросло почти до двух тысяч человек. Одними из первых прибыли на строительство И.Радченко, И.Шаталов, Г.Попов, О.Дегтярев, И.Целуйко, О.Богомаз и многие другие. Среди первых специалистов, прибывших на стройку, были начальник строительства С.Пушко, главный инженер А.Храковский, геодезисты В.Маклей, В.Терешко, В.Шейнерт.
Рассказывают, что особенно трудной для тех, кто возводил КАТЗ, выдалась холодная зима 1934 года. Без специальной техники в лютые морозы очень трудно было «воевать» с мерзлой землей, рыть котлованы, прокладывать дороги. Но, благодаря профессионализму, начальника строительства Пушко и его команды, а также трудовому энтузиазму и самоотверженности рядовых строителей, трудности постепенно отступали. Темпы работ значительно возросли, когда в помощь строителям прислали автомобили и тракторы.
В Главхимпроме работой «Каменскхимстроя» в целом были довольны. И даже собирались распространять его опыт. Но когда строители в 1934 году на 12 процентов не дотянули до годового плана, на стройке сразу же сменили генподрядчика: «Каменскхимстрой» передал свои функции тресту «Дзержинскстрой». Руководство обязало коллектив треста обеспечить пуск ДАТЗ в 1936 году. А когда директор строительства С.Пушко, хорошо понимавший, что этот срок не реальный, попытался это доказать, он из передовика производства сразу же превратился в одного из «врагов народа», борьба с которыми набирала в те годы размах. Судьба первого директора строительства С.В.Пушко сложилась драматически – он погиб в застенках НКВД, а доводил строительство до конца уже новый глава «Каменскхимстроя» – В.В.Добровольский.

Запись опубликована в рубрике Наша газета, Профком с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


8 − = пять