Василий Владимирович Святухин: «Главное – оставить след на земле, чтобы другим было легче шагать»

2013-й — год 75-летия ПАО «ДНЕПРАЗОТ»
Личность
Говорить и писать о близком человеке, тем более об отце, всегда очень трудно и ответственно. Чтобы быть как можно более объективной, постараюсь ссылаться в своем небольшом очерке на газетные и журнальные публикации и на литературно-публицистические статьи, написанные в разное время, разными людьми и касающиеся жизни и деятельности Василия Владимировича Святухина.
Итак, начну с самого начала. Василий Владимирович Святухин родился 10-го сентября 1910 года в Москве. Его отец, Владимир Михайлович Святухин, был медиком, хирургом. В 1922 году он был избран профессором факультета хирургической клиники Нижегородского университета, в 1932-м – избран на ту же должность в Краснодаре. В 1938 году, переехав в Москву и не оставляя практической хирургии, В.М.Святухин читал курс лекций в Первом Московском медицинском институте. В последние годы жизни он вел большую консультативную, литературную и редакторскую работу. Мать, Варвара Васильевна Святухина, в дореволюционные времена преподавала французский язык в одной из московских гимназий. Когда появилась семья, она занималась воспитанием и обучением своих детей и, разумеется, была занята нескончаемыми домашними делами.
Детство Василия Владимировича совпало по времени с очень тяжелыми, грозными временами для нашей Родины. Первая мировая война, революция, гражданская война, голод, разруха…
«В первую мировую войну Владимир Михайлович Святухин работал в московских госпиталях. Во время гражданской войны инспектировал медицинские учреждения Красной Армии и одновременно работал хирургом…» (журнал «Хирургия», №8, Медицина – Москва, 1964 г.)
В силу складывавшихся обстоятельств семье приходилось часто менять местожительство: Архангельск, Нижний Новгород, Краснодар… В 1938 году семья окончательно переехала в Москву.
В период проживания семьи в Нижнем Новгороде, Василий Владимирович Святухин, после окончания в 1928 году школы, поступает на химический факультет Нижегородского государственного университета. «Уже на школьной скамье Василий обнаружил влечение к технике. По воспоминаниям сверстников, он поражал своей осведомленностью и начитанностью в разных отраслях знаний. Многие черты его характера – отзывчивость, доброжелательность, чуткость, благожелательное отношение к людям, скромность – сложились, безусловно, в атмосфере семьи… После окончания школы у Василия Владимировича не было сомнения в выборе профессии… В то время советская химическая промышленность только начинала развиваться. Это ощущалось и в системе обучения студентов… Пытливого юношу такая система не во всем удовлетворяла. Он с жаром изучал литературу и часто пускался в споры с преподавателями, из которых неоднократно выходил победителем…» (Э.А.Руббах «Инженер Василий Святухин», Записки краеведов, Горький, Волго-Вятское книжное издательство, 1983 год.)
Преддипломную практику Василий Владимирович проходил в Московском ГИПРОХИМе. Перед ним стоял выбор: работа в институте или на производстве. При огромном трудолюбии и обширном кругозоре он говорил, что ему жалко тратить время на писание бумаг, диссертаций и т.д. Он считал, что надо делать реальные дела, а придать им наукоподобие и выдумать формулу можно потом. Именно поэтому он безоговорочно выбирает производство и в 1932 году поступает на Чернореченский химзавод (г.Дзержинск, Горьковская обл.). В эти годы начиналось интенсивное развитие предприятия. За время первой и второй пятилеток были построены и введены в эксплуатацию цеха азотной, термической, хлорной и фосфорной групп. Василий Владимирович появился на заводе, когда шло освоение производства азотных удобрений, продолжалось строительство новых цехов. Именно тогда, в Горьковском Черноречье, закладывались и получили начало новые для нашей страны отрасли химии.
Свою деятельность на заводе Василий Владимирович начал с центральной заводской лаборатории и связанном с ней отделе опытных установок. «Здесь шла отработка режима вновь пущенных цехов, разрабатывались новые технологии фосфатных солей, цианистых соединений, азотных удобрений. Создавались конструкции новых машин и аппаратов. Творческая атмосфера в коллективе способствовала раскрытию таланта молодого технолога и конструктора. Именно здесь Василий Владимирович сложился в зрелого инженера» (Э.А.Руббах).
В 1933 году Василия Владимировича назначают заместителем начальника отдела опытных установок. Здесь ему приходилось участвовать в разработке многих тем. В частности, решалась проблема цианидов, широко применяемых в машиностроении, медицине, гидрометаллургии, в сельском хозяйстве. Данные этих разработок были использованы для получения продукта – цианистого плава – на Чернореченском и Кироваканском заводах.
Проблема синтеза мочевины (карбамида) возникла в нашей стране в 20-30-х годах прошлого столетия. Вклад в изучение этой проблемы вносили многие, но в промышленном масштабе получить карбамид впервые в нашей стране удалось в цехе Чернореченского химзавода. В 1938 году Василия Владимировича Святухина назначают начальником опытного цеха мочевины. Много дней и бессонных ночей провел Василий Владимирович над разрешением проблемы синтеза мочевины.
«Рассматривая творческую деятельность Василия Владимировича Святухина в 30-х годах, поражаешься, как он успевал заниматься столькими темами из разных отраслей химической технологии, как он находил время перерабатывать груду материалов и литературных источников, проектировать и часто своими руками управлять установками, умело втягивая в создание новой техники людей, которые становились ему преданными помощниками и друзьями на всю жизнь!» (Э.А.Руббах).
Над освоением технологии синтеза мочевины Василий Владимирович Святухин работал 11 лет.
За создание промышленной технологии производства карбамида Василию Владимировичу Святухину в 1946 году была присуждена Государственная премия СССР.
В 1944 году Святухина призывают в армию. На фронте В.В.Святухин был командиром отдельного инженерного полка особого назначения. Приходилось ездить по всем фронтам. В Москве на Лубянке ему был выдан спецпропуск с личной подписью Л.П.Берии. Впоследствии этот документ не раз спасал ему жизнь.
Вскоре после Победы Василий Владимирович Святухин возвращается на Чернореченский химзавод. Его назначают начальником цеха синтетических корундов.
«Когда в стране построили второй часовой завод и несколько заводов точного приборостроения, потребность в синтетических корундах резко возросла. Чтобы разрешить эту проблему, необходимо было создать в стране производство синтетического корунда в промышленных масштабах. «Целесообразнее всего было сделать это на химическом заводе, располагающем всеми необходимыми ресурсами, где имелись и материальные возможности и талантливые химики, и с давних пор существовала хорошая традиция подхватывать все новое…
Да, в цехе синтетических корундов были свои особые трудности. С ними тотчас же столкнулся новый начальник цеха. Но он не растерялся, потому что главным свойством его характера был непрестанный поиск нового и упорное преодоление старого, отжившего. Он доказал это, впервые разработав технологию получения синтетического карбамида и наладив его производство. Нет, не зря он носил медаль лауреата!» (М.Лисин «Чернореченский химический», 1965 г. Волго-Вятское книжное издательство).
Для отработки технологии получения корундов Василием Владимировичем Святухиным были созданы химическая и физическая лаборатории цеха, где изучались свойства корунда, велись работы по введению нового способа роста кристаллов. Все это позволило значительно совершенствовать технологический процесс производства корундов. За достигнутые успехи в осуществлении нового способа получения синтетических корундов В.В.Святухин второй раз удостаивается звания лауреата Государственной премии СССР.
В коллективе цеха корунда Василий Владимирович проработал до 1952 года.
В начале 50-х годов Святухину предложили организовать и возглавить филиал Московского Государственного института азотной промышленности в городе Днепродзержинске. Он был организатором и первым директором, а позднее – главным инженером Днепродзержинского филиала ГИАП.
Для справки: УкрГИАП начал свою деятельность в 1952 году как комплексный отдел ГИАП на базе Днепродзержинского азотнотукового завода. В 1956 году он был преобразован в филиал московского ГИАПа. Институт был генеральным проектировщиком как Днепродзержинского, так и Горловского, Череповецкого азотнотуковых заводов, Одесского припортового завода; проектировал различные производства для Московского коксогазового завода, Кирово-Чепецкого, Новолипецкого, Раздольского, Тольяттинского, Черкасского, Ионавского заводов и многих других предприятий Украины и бывшего Союза. Построенные по проектам УкрГИАП производства работают на территории всего СНГ.
Василий Владимирович Святухин отдал достойному служению своему «детищу» более 20-ти лет.
Работа по организации филиала давалась с большими трудностями. Самым больным вопросом была нехватка квалифицированных кадров, и Святухин разрывался на части, работая буквально день и ночь. Постепенно все трудности были преодолены, и все вставало на свои места. Кадры приобретали опыт, были построены новые здания проектной и научной части, образовалась обширная научная и проектно-производственная тематика.
«За четверть века работы в филиале через руки Святухина прошло много проектов, и в каждом из них есть частица его ума и сердца» (Э.А.Руббах).
Вот темы, которыми непосредственно занимался В.В.Святухин: «Медицинская закись азота»; «Корунд на Кироваканском химзаводе»; «Контактная очистка нитрозных газов»; «Аппарат разделения коксового газа Кр-32»; «Колонна синтеза аммиака с использованием тепла реакции»; «Цех получения этилбензола»; «Установка центробежного циркулярного компрессора в системе синтез аммиака»; «Производство аммиака на основе газа»; «Система обеспечения человека на глубине 1000 метров под водой»; «Топливо для орбитального комплекса «Буран»» и др.
И, разумеется, под его руководством была разработана прогрессивная схема получения азотной кислоты по схеме «7,3» и разработка и внедрение установки каталитической очистки хвостовых газов от окисла азота: «Венцом инженерного творчества Василия Владимировича Святухина в Днепродзержинске остается создание технологии производства азотной кислоты под давлением 7,3 атмосферы по энерготехнологической схеме» (Э.А.Руббах).
Святухин лично участвовал в пуске агрегата по производству азотной кислоты на Днепродзержинском азотно-туковом заводе. «В дальнейшем было построено 120 таких агрегатов в различных республиках бывшего СССР и за рубежом. Государство вышло на первое место в мире по производству азотной кислоты в абсолютной величине, благодаря чему сельское хозяйство получило миллионы тонн минеральных удобрений. Таким образом, Василий Святухин сделал колоссальный вклад в решение двух государственных программ – по развитию сельского хозяйства и продовольственной» (Ирина Кондратьева, корреспондент газеты «2000», 01.06.2007).
За эту работу Василий Владимирович Святухин получил в 1969 году третью Государственную премию СССР.
Подводя итоги своей деятельности, Василий Владимирович говорил: «Не знаю, что мне удалось в науке, но то, что удалось в промышленности немало – мочевина (синтез и аппаратура); корунд (технология); азотная кислота (создание новой схемы); около сорока промышленных установок… Да и множество мелких производств».
«В работу по созданию промышленных аппаратов, приборов, машин в те столь недалекие времена было втянуто много предприятий и институтов различного профиля. Питать их идеями и вести увязку – по плечу только инженеру высокого класса, каким и был Василий Владимирович Святухин. Над шлифовкой многих своих идей он работал будучи тяжелобольным, до конца своей жизни стремясь создать законченную концепцию… Выдающийся инженер-технолог, Василий Владимирович Святухин не гнался за славой, а добрый след на земле оставил в памяти и сердцах людей» (Э.А.Руббах).
«Главное – оставить след на земле, чтобы другим было легче шагать», – так записала со слов Василия Владимировича его внучка – Юлия Гайворонская в 1986 году.
Василий Владимирович Святухин умер 4-го апреля 1987 года.
Родные помнят его как человека общительного, эмоционального, мгновенно и остро реагирующего на все происходящее в нашей жизни. Это был человек доброжелательный, гостеприимный, абсолютно бескорыстный во всех отношениях, одинаково просто относящийся к людям «разного ранга». После работы он подолгу засиживался в своем домашнем кабинете и при свете настольной лампы погружался в свои научно-технические изыскания. В редкие часы досуга Василий Владимирович любил заниматься садоводством, огородничеством. Из Сухачевского питомника он привозил какие-то чудодейственные саженцы, которые очень быстро приносили замечательные плоды и ягоды. Вокруг дома его усилиями всегда благоухали пионы, флоксы, георгины.
В доме часто бывали гости – сослуживцы, командированные из разных городов, нередко приезжали родственники, частенько собиралась молодежь.
Василий Владимирович оживлялся, радовался, принимал гостей с распростертыми объятиями. Вся семья собиралась за большим обеденным столом, подавались экспромтом приготовленные блюда, начинались бесконечные разговоры, обмен мнениями, дискуссии на самые различные темы. Когда собиралась молодежь, иногда прямо за столом разыгрывались какие-то игры, импровизированные сценки, какие-то конкурсы, «подхватывались» телевизионные «КВН» или «Что, где, когда?». Конечно, центром этих застолий и игр неизменно оставался Василий Владимирович, то в качестве судьи, то в качестве требовательного зрителя и критика. К его мнению все очень серьезно прислушивались. Было весело, интересно, никому не хотелось расходиться. Алкогольных застолий в доме никогда не было.
Василий Владимирович всегда высказывался за полное и всеобщее разоружение, за разрешение любых международных конфликтов мирным путем, за отказ государств от ядерных испытаний и за отмену атомной угрозы, то есть за победу мира, разума и добра!
Человек не может охватить всего. Святухину Василию Владимировичу удалось охватить много.
«На здании Украинского государственного института азотной промышленности в Днепродзержинске 25-го мая 2007 года торжественно открыли мемориальную доску-барельеф в честь Василия Святухина. Так коллектив отдал должное основателю и первому руководителю института, трижды лауреату Госпремии СССР, выдающемуся ученому-химику, талантливому инженеру-конструктору, человеку высочайшей культуры» (Ирина Кондратьева, корреспондент газеты «2000»,01.06.2007).
Д.Гайворонская.

Запись опубликована в рубрике Наша газета с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


− три = 5