«Городские предприятия формируют значительную часть бюджета, а от управления этим бюджетом, по сути, устранены»
За Майбутнє
Интервью с первым заместителем Председателя Правления АО «ДНЕПРАЗОТ», членом исполкома Каменского горсовета Олегом Семеновичем Гупало.
— Вы идете на выборы в местные советы: от чего нужно защищать предприятия и город?
— Наша действительность такова, что если ты не занимаешься политикой, она займется тобой. Сегодня в работе какого-либо органа власти обязательно надо участвовать, желательно в выборном органе для того, чтоб отстаивать интересы трудового коллектива и людей, которые живут в твоем городе. Я не могу сказать, что город сейчас плохо управляется и что живется в нем хуже всех. Нет, за последние пять лет Камянское преобразилось к лучшему и как структурное подразделение со сложным хозяйством город организован неплохо. Но наблюдается нехорошая тенденция: городские предприятия формируют значительную часть бюджета, а от управления этим бюджетом, по сути, устранены. Плата за землю, налог с физических лиц, — все это в основном перечисляется заводами, потому что они работают «в чистую», исправно платят налоги. При этом нечего скрывать, что часть среднего бизнеса и бизнеса ниже среднего работают в серой налоговой зоне, платит людям минимальную зарплату, то есть налогов с физлиц нет, и все хорошо. Заводы отчисляют в бюджет значительную часть средств, так почему этими деньгами должны управлять те, кто вкладывает в городскую казну меньше всего. Это совершенно не логично. И это первая цель, которая диктует необходимость промышленникам баллотироваться в депутаты городского совета.
Как бы ни было это скучно, продолжу разговор о деньгах: бюджет расходуется, на мой взгляд, не совсем рационально. Мое мнение, возможно, не является истиной в последней инстанции, но я считаю, что средства налогоплательщиков следует тратить рациональней — не строить, к примеру, очередной фонтан посреди проспекта Ленина-Свободы, а направить средства на ремонты в жилищно-коммунальной сфере, сделать, наконец, серьезное обследование всего жилого фонда и коммунального комплекса, убрать аварийные конструкции, которые уже падают на голову. Это не так заметно и популярно, как те же фонтаны, но было бы лучше и намного полезнее восстанавливать комплекс ЖКХ.
— Нужны ли в городском совете именно производственники, профессионалы?
— Безусловно. В управлении городом должны участвовать профессиональные люди, понимающие сущность процессов, происходящих в городском хозяйстве. Да, город сегодня помогает льготным категориям населения, малообеспеченным семьям, инвалидам, ветеранам. Это, разумеется, хорошо, но нужно тщательно контролировать и эти вопросы, чтобы помощь была реальной, адресной. Мы людям даем деньги на решение их проблем и бед, но в итоге почему-то получается, что кормим какого-то очередного бизнесмена с бездонными карманами. Если взять уровень правительства, — сейчас его критикует каждый, кому не лень, — то здесь непрофессионализм бывает просто вопиющим: одно за другим принимаются постановления, которые мешают и людям, и целым отраслям промышленности. Почему это происходит? Это выполняются команды из «обкома Вашингтона», и мы по итогу имеем то, что имеем.
Надо учитывать, что сегодня многие рычаги управления передаются местным советам, но участвовать в этом управлении и исправлять ошибки, которые совершают непрофессионалы на более высоком уровне власти, должны знающие люди: если не удается радикально изменить ситуацию, то надо хоть минимизировать вред непродуманных решений на местах, концентрировать внимание местных советов на подобных вещах и обращаться в высшие властные структуры. Последний законопроект, очень меня возмутивший, касается введения налогообложения на котов и собак, регистрации домашних животных. И государство поручает эту работу «профессионалам», которые проворачивают дело через частные структуры, чтобы заработать на этом капитал. А если просчитать ситуацию по всей Украине, итогом этого процесса станет то, что бедных животных массово выбросят на улицу. Все будет хуже, чем было, в разы, и здесь просматривается та же зависимость от международных управляющих организаций. Говорю об этом, потому что пример просто сейчас на слуху. Но посмотрите на работу Укрзализныци — билеты все время дорожают, тарифы на перевозки растут, качество работы ухудшается, вагонный парк будет слетать с рельсов. А набсовет «УЗ» состоит из одиннадцати человек, четверо из которых никогда не были в Украине, но исправно получают высокие зарплаты.
Я не говорю, что депутат местного совета способен что-то реально исправить в этой ситуации, но он может заострить внимание на таких проблемах. Что же касается предприятия, то оно должно жить и развиваться. Город не мешает предприятию, но ведь и не помогает. Должна быть реальная поддержка со стороны городских структур, ведь сегодня и государственные, и ведомственные органы напридумывали такие требования к заводам, выполнение которых либо просто убьет промышленность, либо заставит создавать целые штаты дополнительных сотрудников — исключительно для «ублажения» вышестоящих органов. Все это в итоге приводит к большой и неоправданной суете.
— Стратегию развития города определяет городской совет, а с чем приходится сталкиваться исполнительному комитету?
— Надо понимать, что сам по себе исполком имеет чисто консультативную функцию, то есть все решения исполнительного комитета исполняются профильными службами и департаментами горсовета. Принять хорошее решение можно, но до чего его потом «доведут» исполнители — особая тема, в департаментах действуют не всегда умело и не всегда на пользу города. Далеко ходить не надо: вот реконструируют левобережный мост-путепровод. Выбили на нем плохой асфальт, и простоял мост в таком виде почти до зимы. Уже поздней осенью эти участки заасфальтировали, а потом автомобили благополучно растолкли дорожное покрытие — давайте снова ремонтировать. Да, работы ведутся красиво, — как в бывшем Советском Союзе безработицы нельзя допускать, но все таки средства надо расходовать эффективно, с умом. Очень хотелось бы видеть такую картину: если дорогу ремонтируют, то сегодня ее разбирают, завтра собирают, не создавая неудобств для жителей и общественного транспорта и тем более, аварийных ситуаций.
В целом, к членам исполкома особых претензий нет, хотя бы потому, что нет у нас сегодня механизма, который бы позволил бы ему работать с высокой эффективностью. Первое, что в исполкоме не хорошо, это то, что люди приходят работать в составе этого органа, только на час-два, отрываясь от основной работы. Получается, что такие часовые вылазки на заседание исполкома или постоянных комиссий зачастую не дают возможности серьезного анализа вопросов повестки дня, проектов решений, то есть не могут быть эффективными по определению. Надо подходить к работе исполкома несколько иначе. Раз в неделю выделять специальный исполкомовский день на рассмотрение вопросов, привлечение экспертов, а так в течение месяца ни шатко — ни валко что-то варится в местных исполнительных органах, а потом за два часа принимаются какие-то решения. Член исполкома в свой исполкомовский день мог бы основательно поработать с профильными службами, а не за полчаса ознакомиться с проектом и проголосовать. С наскока серьезные вопросы решать нельзя, особенно если они касаются коммунального хозяйства и важных сторон жизнедеятельности города. Что такое профессионализм части городского управления? Это предполагает, что у человека должна присутствовать здоровая логика.
Повторю, что не могу сказать о городе — все у нас плохо, но всегда хочется сделать лучше. Нынешнее время и ситуация требуют более стабильного и более слаженного механизма управления городским бюджетом и всем городским хозяйством. Тогда и доверие людей к исполкому и городскому совету будет больше. А это главное.
Запись опубликована в рубрике
Наша газета,
Профком с метками
За майбутнє. Добавьте в закладки
постоянную ссылку.