В минувшую пятницу в народном музее истории ПАО «ДНЕПРАЗОТ» состоялась встреча ветеранов нашего предприятия – бывших тружеников цеха этилбензола, – которая посвящалась 55-летнему юбилею со дня пуска цеха и получения продукта, соответствовавшего требованиям госстандарта.
Планы по строительству цеха относятся к 1954 году, тогда же начались и земляные работы, в период с 1955 по 1957 годы велись пуско-наладочные работы, а 10 декабря 1957 года в смене Н.И.Митякинского была получена продукция необходимого качества – соответствующая ГОСТу. Это были времена динамичного послевоенного развития, как всего Советского государства, так и его химической индустрии и, в частности, нашего предприятия. Для днепродзержинского химкомбината (как назывался тогда «ДНЕПРАЗОТ») этот цех был не только новым производством – органического синтеза, но и имел совершенно другой профиль в сравнении с остальными технологическими цехами.
В основе получения этилбензола лежит каталитическая реакция алкилирования – взаимодействия этилена с бензолом, а в качестве катализатора применяется главным образом хлористый алюминий. Вкратце процесс получения этого продукта состоит из следующих основных стадий: алкилирование бензола, разложение катализаторного комплекса и выделение сырого этилбензола, ректификация этилбензола. Производство относится к разряду высокотоксичных – сопровождается выбросами хлористого водорода, фенола и солей алюминия. Кроме того, свой ряд трудностей создает применение катализаторов, задействованных в реакции: аппаратура должна изготавливаться из материала, устойчивого к коррозии (лучше всего – из титана), а применяемое сырье должно иметь достаточно высокую степень чистоты, иначе расход катализатора будет очень большим.
Как показала практика, корродирует аппаратуру не столько сам катализатор, сколько комплексы, которые образуются в ходе реакции в результате взаимодействия хлористого алюминия с компонентами сырья. Эти комплексы значительно более агрессивны, и иногда единственным способом борьбы с коррозией является непрерывная замена прокорродированных узлов аппаратуры.
Именно по этим причинам – из-за сложностей ведения технологического процесса и проведения аналитического контроля, из-за частого выхода из строя оборудования и его бесконечных ремонтов – при наборе техперсонала во все службы цеха по производству этилбензола предъявлялись высокие требования к уровню квалификации технологов, механиков, прибористов, энергетиков, лаборантов.
История цеха, за 26 лет его существования, знала взлеты и падения, а всеми своими успехами и достижениями обязана крепкому и дружному коллективу высококлассных специалистов. Коллектив цеха этилбензола неоднократно занимал первые места в соцсоревнованиях и награждался переходящими знаменами Совета министров СССР, Министерства химической промышленности, многие его труженики были награждены орденами и медалями. Так, например, бригадир слесарей В.С.Горбанёв был удостоен высокого звания Героя Социалистического Труда. Многие специалисты, пройдя здесь хорошую производственную школу, выдвигались впоследствии на руководящие должности. Среди них – В.А.Молчанов (руководил производством, по своим масштабам равным целому заводу), руководитель службы КИПиА Р.Б.Фишман (работал главным прибористом ДПО «Азот»), О.А.Халковский (долгие годы руководил отделом технического контроля на предприятии); начальники смен М.С.Бондарь и К.И.Присяжнюк, аппаратчики И.А.Сиянко и Б.П.Карда были начальниками цехов на «ДНЕПРАЗОТе»; начальниками химлабораторий стали впоследствии лаборанты Р.И.Кириченко, Л.Г.Мальцева и начинавшая машинистом С.Н.Фесюк; энергетик цеха В.С.Лавроненко возглавил затем электрослужбу органического производства. Занялись научной деятельностью заместитель начальника цеха Л.Д.Чубатый (перешел работать в ГИАП), аппаратчик Н.И.Панченко (в настоящее время – завкафедрой химико-технологического факультета ДГТУ).
Коллектив цеха этилбензола был одним из ведущих на предприятии по рационализаторской и изобретательской работе – здесь работала лучшая творческая бригада под руководством заместителя начальника цеха Л.Д.Чубатого. В результате творческой деятельности трудящихся был достигнут высокий технический уровень цеха, что позволяло успешно справляться с производственными заданиями и выпускать продукцию высокого качества. Этилбензол, к слову, широко использовался (и продолжает использоваться) как промежуточный продукт при получении стирола, сырья для производства полистирола, АБС-пластиков и синтетических каучуков. Продукция цеха отгружалась не только потребителям внутри страны (всего СССР), но и в страны соцсодружества – Югославию, Чехословакию, Болгарию, Польшу и т.д. По качеству выпускаемой продукции цех не имел ни одной рекламации за всю свою историю.
Вот только с каждым годом все сложнее становилось удерживать эти позиции – слишком вредное производство, слишком агрессивные компоненты, слишком частые поломки, слишком сложно находить «запчасти» и восстанавливать оборудование. Приказом по предприятию от 31 января 1983 года цех этилбензола был выведен из эксплуатации.
Обо всех этих славных событиях, о своих коллегах и друзьях-товарищах вспоминали пришедшие на юбилейную встречу труженики цеха – около тридцати человек. Увы, с каждым годом их становится меньше – особо вредные производства (которых немало было на нашем предприятии), к сожалению, укорачивают годы жизни, забирают силы и здоровье. Как рассказал бывший начальник цеха этилбензола О.А.Халковский, из «пусковиков» этилбензола – тех, кто проработал в цехе с самого начала вплоть до его закрытия, – на сегодняшний день живы только В.А.Молчанов, Н.И.Митякинский, М.И.Мальский. И тем более ценными являются такие вот моменты общих, тематических встреч для остальных тружеников цеха. Они с интересом прошлись по двум обновленным залам музея истории нашего предприятия, послушали рассказ директора музея Л.Я.Орлянской (организовавшей юбилейную встречу работников цеха этилбензола) о периоде строительства ДАТЗ и о боевых подвигах азотчиков в годы Великой Отечественной войны, после чего собрались за столом для более тесного дружеского общения. С.Малинина. Фото Е.Неклесы.
Ввод в эксплуатацию участка по фасовке карбамида в биг- бэги создаст более комфортные условия для работы сельхозпотребителей, позволит получать продукцию в удобной упаковке для дальнейшей транспортировки карбамида.
Весь карбамид, выпускаемый «ДНЕПРАЗОТом», обладает традиционно высоким качеством и полностью соответствует всем государственным стандартам Украины.
Мы приглашаем всех потребителей азотных удобрений к сотрудничеству с «ДНЕПРАЗОТом» на отгрузку карбамида, в том числе и в биг-бэгах.