За высоким колючим забором

К 75-летнему юбилею ПАО «ДНЕПРАЗОТ»
В июле этого года исполняется 65 лет со дня организации на Днепродзержинском АТЗ производства по изготовлению «тяжёлой» воды, дейтерия, применяющегося при изготовлении ядерного оружия, а также в качестве замедлителя нейтронов в атомных реакторах. Первый такой завод соорудили в конце войны гитлеровцы в Норвегии, т. к. у них уже был обогащённый уран. Завод взорвали антифашисты, а его чертежи попали к американцам, которые и применили первыми атомные бомбы против Японии. Ядерные взрывы напугали не только всё человечество, но и тех, кто провёл тогда страшные испытания на людях. Ведь в ядерной войне не может быть ни победителей, ни побеждённых, а только опустошённая планета! Разразившаяся «холодная» война заставила учёных Советского Союза форсировать работы по изготовлению ядерного вооружения. Сталин постоянно интересовался, как налаживается промышленное производство тяжёлой воды. Вождь «всех времён и народов» хорошо знал, что в Днепродзержинске быстрыми темпами идёт строительство производства, без которого стране невозможно стать ядерной державой.
Шел 1946 год, второй год победы в Великой Отечественной войне. Народное хозяйство нашей страны переживало большие трудности, связанные с восстановлением промышленности и сельского хозяйства, разрушенных войной. Промышленные предприятия получали плановые задания по выпуску мирной продукции. Сокращение военных расходов позволило значительно увеличить капиталовложения в народное хозяйство. Наш азотно-туковый завод переживал свое второе рождение: шло восстановление ранее действовавших цехов, строились новые производства. Цехи, которые только лишь начинали строиться, а их уже обносили колючей проволокой, в которой недостатка тогда не было. По всему периметру «восьмёрки» стояли сторожевые вышки с охранниками. Строили цех немецкие пленные, а монтаж оборудования вели лишь «вольнонаёмные» специалисты. Для работы в засекреченной «восьмёрке» шёл в отделе кадров тщательный и строжайший отбор молодёжи, заполнялись анкеты, которые направлялись в НКВД. Несколько месяцев ждали допуск и давали подписку о не разглашении информации о продукции, что производилась в цехе. Изменником Родины и предателем никто не хотел быть, даже близким родственникам, работавшие не доверяли государственной тайны, о чём давали подписку. Сейчас, по прошествии многих лет, об этом можно говорить, т. к. и «восьмёрки» давно нет, и технология получения продукта морально и физически устарела.
Начальником нового производства был назначен Евгений Иванович Добровольский. По прибытии на ДАТЗ он приступил к комплектованию кадров. Был подобран основной костяк инженерно-технических работников, среди которых были М.Л.Масальский, И.П.Еременко, В.А.Лящевский, Н.А.Палагута и др. Дальнейшее комплектование коллектива ИТР производилось за счет молодых специалистов, а рабочих за счет выпускников ремесленных училищ. В состав нового производства входило 4 цеха, которые возглавляли В.А.Лящевский (цех №33), М.Л.Масальский (цех №34), М.И.Беляев (цех 35), И.П. Еременко (цех №36). В связи с поступлением оборудования и началом его монтажа шло укрепление служб специалистами.
Главным энергетиком производства был назначен А.Ф.Сорочинский, заместителем начальника (цех №33) Г.А. Шумилов, начальником механической мастерской П.В.Борисов, начальником группы лабораторий Н.А.Палагута.
 

Всему руководящему составу приходилось проявлять исключительную самостоятельность при решении возникающих простых и сложных вопросов.
Осенью 1947 года на завод прибыли молодые специалисты, будущие начальники смен, механики, электрики, работники лабораторий, киповцы, аппаратчики. Среди них были А.Т.Жабина, Л.Толганова, Р.П.Кшенёва, Н.А.Доморощина, Н.П.Кромская и др.
Роль «первых скрипок» на производстве играли технологи. Это они «делали погоду» в «восьмёрке». Любая ошибка технологов могла не только принести значительные убытки, но и стоить кому-то жизни. Их немалый вклад в получении первой продукции, событие, о котором сразу же доложили Сталину.
Вот цитата из воспоминаний о том незабываемом времени, бывшего начальника цеха М.Л.Масальского (1977 г.):
«В канун юбилея нашего цеха вспоминается то время, когда мы готовились к пуску. Главная трудность состояла в том, что почти все мы, – эксплуатационники – пришли в цех после окончания институтов, техникумов, ремесленных училищ, и слабо были знакомы с производством. Но победили молодость, энтузиазм…. Прошло немного времени и молодые аппаратчики Балобан, Лютенко, Черный, Кульчицкая, Ладыгина, Радионова, насосчики Целуйко, Цицора, Головченко стали мастерами своего дела. Какой душевный подъем, чувство удовлетворения и радости испытывали мы в дни первых пусков, когда каждый из нас почувствовал себя хозяином на рабочем месте! С тех пор прошло немало времени, прожита длинная, созидательная жизнь, порой трудная и напряжённая, порой радостная и счастливая. Я уверен, что время пуска цеха, радость трудовой победы стали для многих самым дорогим воспоминанием.
Нам, ветеранам предприятия, очень приятно было видеть результаты нашего труда. А ведь, сколько бессонных ночей мы провели за изучением технологии, в поисках более рациональных методов. И все это самостоятельно, своими собственными силами»…
Молодой коллектив с каждым днём мужал и креп. В короткий срок он стал передовым коллективом на заводе, систематически выполняющим государственный план. За успешное проведение строительно-монтажных работ и освоение производства Указом Президиума Верховного Совета СССР большая группа рабочих и ИТР цеха была награждена правительственными наградами: орденом Ленина был награждён П.В.Борисов, орденом Трудового Красного Знамени Е.И.Добровольский и А.В.Кальной. Многие работники цеха были награждены медалями «За трудовое отличие» и «За Трудовую доблесть». Много подавалось рацпредложений, технических усовершенствований, что позитивно сказывалось на совершенствовании технологического процесса и улучшении экономики.
«Восьмёрка» была на предприятии своеобразной «кузницей кадров». В её стенах выросли высококвалифицированные специалисты: бывший аппаратчик Г.Балабан впоследствии стал главным инженером Липецкого металлургического завода. Бывший начальник производства Е.И.Добровольский стал директором ДАТЗ. Заместитель начальника цеха №33 Г.А.Шумилов – работал главным инженером химического завода в г.Саки. Руководитель исследовательской группы В.М.Власенко стал доктором химических наук. Технолог цеха №34 О.Н.Соболева была работником аппарата министерства химической промышленности. Технорук цеха №35 Н.И.Иванов был парторгом ДАТЗ, а затем – заместителем директора нашего предприятия. Начальник группы лабораторий Н.А.Палагута был директором завода химических реактивов в г.Черкассы. Начальник службы КИПиА М.И.Шаблий был начальником цеха флотореагентов. Начальника смены Ю.А.Редина назначили начальником производства ПОС и ДГ. Где бы ни жили, где бы ни работали бывшие работники 8-го цеха, они с большой теплотой и любовью вспоминали коллектив, в котором делали свои первые трудовые шаги, приобретали опыт и знания, где протекала их молодость.
Всего лишь 35 лет проработал 8-й цех. Зачем его нужно было оставлять в строю, если в середине 60-х построили производство доочистки газов, выпускающее аналогичный продукт более высокого качества, более конкурентоспособное, и, самое главное, неубыточное? На высоком государственном уровне приняли решение: цех №8 вывести из эксплуатации и закрыть! Проблем с трудоустройством специалистов, работавших в нём, не возникло никаких. Они нужны были для новых цехов, что создавались и вставали в строй действующих. В связи с большой, как я упоминала, секретностью, на память о легендарной «восьмёрке» в музее истории предприятия остался лишь небольшой альбомчик, посвящённый 30-ти летнему юбилею славного цеха, да несколько воспоминаний его бывших работников.
Л.Орлянская, директор народного музея истории ПАО «ДНЕПРАЗОТ»

Запись опубликована в рубрике Наша газета, Профком с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


два × 9 =