Среди трудовых коллективов цехов и структурных подразделений нашего предприятия в составе хозяйственно-бытового управления активно работает небольшой коллектив, состоящий всего из двух тружеников, – художников Михаила Ивановича Констанчука и Виктории Викторовны Малоок. Это бюро эстетики ПАО «ДНЕПРАЗОТ.
Недавно коллектив бюро отметил 35-летие с момента своего создания. О работе творческого коллектива бюро на различных этапах жизни нашего предприятия мы беседуем сегодня с Михаилом Ивановичем Констанчуком, который трудитсяздесь уже более 30 лет.
Нас радует желание химиков повысить культуру производства
Бюро эстетики – не совсем обычное подразделение в структуре нашего предприятия. Его функции не связаны непосредственно с производственным процессом, но, тем не менее, мы поддерживаем постоянную тесную связь практически со всеми цехами и структурными подразделениями «ДНЕПРАЗОТа» и нам всегда приятно, когда производственники обращаются к нам со своими идеями, которые мы помогаем им воплотить в жизнь.
Радует желание наших химиков поднять культуру производства на более высокий уровень, улучшить интерьеры рабочих помещений, оформить их красиво и эстетически выдержанно, сохранить добрую память о своих предшественниках в цеховых альбомах и на специальных стендах.
Так, несколько структурных подразделений предприятия не только оформили у себя в
«красных уголках» юбилейные стенды к 75-летию предприятия, но даже создали небольшие цеховые музеи, такие, например, как в отряде ВОХР. Нам было интересно участвовать в работе по его оформлению, ведь мы не только выполняли свою художественно-оформительскую часть работы, но и знакомились с историей подразделения по рассказам о его лучших людях.
Азотчики вообще трепетно относятся к истории предприятия. И это неудивительно, ведь ее полотно соткано из судеб многих тысяч достойных людей. Различные материалы по этой теме мы оформляли для трудовых коллективов АТЦ, цеха соды каустической, ТЭЦ, ВГСС, ОТК и т.д. Приятно было заниматься этой работой, ведь в подготовленных нами стендах, плакатах, альбомах живет память о поколениях азотчиков, прославивших наше предприятие ударным трудом.
Старшие товарищи – наши мудрые и добрые учителя
О ком обязательно хотелось бы вспомнить – о моих наставниках и старших товарищах, многому меня научивших, а главное, прививших мне уважение и любовь к профессии художника. Хорошо помню, как меня, 17-летнего паренька, старались не привлекать к тяжелой работе. Зато в свободную минуту мне давали книги о художниках, прикладном искусстве и народных промыслах с тем, чтобы, читая, я развивался, черпал из них полезное для себя.
А начиналось все в далеком 1979 году, когда по инициативе инженера Василия Павловича Степанова на базе отдела главного архитектора было создано бюро промышленной эстетики.
В 1983 году, когда я только поступил на работу, бюро эстетики возглавлял Михаил Васильевич Олицкий, его заместителем был Александр Васильевич Колесников, в коллективе бюро работали художники – Нина Петровна Черная и Людмила Сергеевна Руденкова, а также кладовщик Михаил Кисиль.
Позднее в бюро эстетики вернулся и возглавил его первый руководитель Василий Павлович Степанов. Под его началом в 90-х здесь трудились художники Сергей Серафимович Гарякин, Вадим Михайлович Якупов, Инна Борисовна Тарасова, Наталия Петровна Ратушная и мы с Викторией Викторовной Малоок.
С 2002 года нашу работу стал курировать главный архитектор предприятия Василий Дмитриевич Гладий, который многое сделал для поддержки творческой атмосферы в нашем коллективе.
Все эти люди были прекрасными специалистами, настоящими мастерами своего дела. Старшие щедро делились с нами – молодыми работниками – профессиональными секретами и опытом, во всем нас поддерживали, помогали. Каждый из них оставил заметный след в моей жизни. О старших коллегах я и поныне храню добрую память благодарного ученика.
Участие в модернизации музея – как страница биографии
Процесс подготовки к празднованию 75-летия «ДНЕПРАЗОТа» был для коллектива бюро эстетики одним из самых увлекательных и одновременно — сложных периодов работы. Прежде всего, он потребовал от нас полного использования нашего потенциала специалистов в создании разнообразных проектов – от интерьеров помещений до конкретных объектов, а после нам понадобились все наши технические навыки и умения для воплощения их в жизнь.
Например, нам, художникам, было очень интересно разрабатывать компьютерный
проект обновления интерьера фойе ДК «Химик». Хотелось сделать что-то принципиально новое, современное, из самых модерновых материалов, с применением самых «продвинутых» средств оформления. И вместе с тем нам нужно было все время помнить о принципе «не навреди», поскольку вписать наши нововведения необходимо было в уже существующий гармоничный интерьер, разработанный хоть и много лет назад, но грамотными и умелыми специалистами.
Трудности, возникавшие в процессе выполнения модернизации, удалось преодолеть. Думаем, что гости ДК «Химик», прибывшие на празднование юбилея предприятия, по достоинству оценили и обновленную «входную группу» фойе, и новое освещение, и «живую» пузырьковую панель, добавившую в интерьер красивый и необычный элемент. Мы благодарны коллективу и руководству ДК «Химик» за взаимопонимание и плодотворное сотрудничество. Надеемся, что работа, совместно проделанная нами, доставит удовольствие всем посетителям нашего Дворца культуры.
Художественное ремесло, как и другие направления человеческой деятельности, пребывает в постоянной динамике
Прошло всего немногим более трех десятилетий, а ведь насколько изменились принципы работы и набор средств, используемых художниками. Когда 17-летним мальчишкой в 1983 году я пришел на ДПО «Азот» основными нашими инструментами были малярная кисть и баночка с краской. Мы вручную писали лозунги и плакаты. Вручную изготавливали необходимые трафареты. Специально тренировались – «набивали руку» – в написании текстов.
В то время наше подразделение было многочисленным (6 работников) и фронт выполняемых работ был очень широк. Одним из важнейших направлений работы было изготовление наглядной агитации для демонстраций трудящихся к майским и ноябрьским праздникам. Помню, как в помещении нашей мастерской, а мы тогда располагались в корпусе неподалеку от цеха этилбензола, стоял макет грузовика, сколоченный из досок. На него примеряли новенькие плакаты и лозунги для очередной демонстрации, чтобы потом задекорировать настоящий грузовой автомобиль.
Все таблички, этикетки, знаки и надписи для производственных помещений тоже делались и обновлялись у нас. Мы изготавливали стенды по безопасности и охране труда, базы для цеховых стенгазет, агитационные материалы и многое другое.
Было много работы технической, рутинной, но зато, совершенно законно, один раз в неделю, для нас был выделен особый день, в который мы ездили на соседние предприятия, во Дворцы культуры и клубы, театры и музеи. Этот день назывался «творческим» и его задачей было знакомство с художественным оформлением интересных в этом отношении мест. Я до сих пор вспоминаю наши поездки в Днепропетровский краеведческий и художественный музеи, посещение театров, Дома ученых. Такая практика приносила огромную пользу: мы, заводские художники, смотрели на оригинальные работы наших собратьев по цеху, развивались, оценивали технику их исполнения и красоту и старались применять все самое лучшее, передовое в своей работе.
Постепенно мы совершенствовали свои практические навыки. Был период, когда учились делать мебель, а после и изготавливали ее в небольшом количестве по заявкам цехов. Делали небольшие поделки из полистирола для оформления интерьеров и многое другое, но объединяло все наши задумки то, что воплощались они в жизнь исключительно с помощью привычного набора слесарных и столярных инструментов и благодаря ловкости рук.
Но, как и любое направление человеческой деятельности, наше оформительское ремесло с течением времени развивается, расширяется линейка средств, используемых художниками в работе. Сегодня незаменимым помощником каждого оформителя является компьютерная техника. Отмечу, что с момента появления на нашем предприятии новой команды руководства мы работаем в постоянной связи с заместителем Председателя Правления – директором по персоналу и общим вопросам Игорем Викторовичем Иллариошиным. Благодаря этому контакту нам удается успешно решать многие проблемы и получать конкретную помощь по многим вопросам. Нам импонирует неравнодушное отношение этого руководителя к культуре производства, эстетической стороне жизни предприятия. В свое время он помог в обеспечении бюро не только вторым компьютером, но и большим современным принтером. Новая техника – отличное подспорье в нашей работе. Так, благодаря вниманию руководства, у нас появилась возможность работать в современном формате и выполнять задания на более высоком качественном уровне.
Каждая завершенная интересная работа доставляет радость
Наверное, многие, как и я, отметили, что в настоящее время популярность нашего предприятия в городе высока и, несомненно, она значительно выросла в последние годы, в частности, с тех пор, как на улицах Днепродзержинска появились билборды, рассказывающие о труде и жизни азотчиков. Эта замечательная идея, воплощенная в свое время в жизнь по инициативе новой администрации предприятия, стала для нас и интересной творческой работой, и ценной возможностью поближе познакомиться с людьми, работающими на «ДНЕПРАЗОТе».
Посмотрите внимательно на азотовские билборды – какие светлые, гордые и
вдохновенные лица у наших тружеников. Посмотрите на лица ветеранов – в их глазах мудрость прожитой жизни и неистребимая вера в добро. Мы всегда стараемся сделать так, чтобы билборды нашего предприятия были не только красивы, но и обязательно несли в себе эмоциональный заряд, производили впечатление и никого не оставляли равнодушным. Упомянув о работе над билбордами, хочу поблагодарить нашу коллегу – фотографа – Елену Ивановну Неклесу. Она не только делает отличные фотографии, но и умеет настроить людей, участвующих в фотосессии так, чтобы потом уже отснятый снимок максимально передал бы красоту и богатый внутренний мир каждого труженика. Эти снимки – яркие, качественные – важный элемент в нашей работе по оформлению художественных объектов.
Всегда приятно сотрудничать с людьми, искренне увлеченными своей работой. Таким человеком является и Лариса Яковлевна Орлянская – директор народного музея истории нашего предприятия.
Работа по обновлению экспозиции музея – большая и разнообразная. В ней и сегодня задействовано немало людей, но когда мы ее только начинали, в нашу основную рабочую группу входили Игорь Викторович Иллариошин, уделявший оформлению музея много внимания и помогавший нам во всем, мы с Викторией Викторовной Малоок и Лариса Яковлевна Орлянская.
Сначала нами с Викторией Викторовной был подготовлен компьютерный проект реконструкции музея. В мельчайших деталях он был уточнен и согласован с Игорем Виктровичем, а затем я приступил к изготовлению объемных элементов интерьера. Декоративные части оформления интерьера были ранее подготовлены нами на компьютерах и переданы для печати на плоттере в стороннюю организацию.
Когда мы приступили к работе непосредственно в залах музея, то так увлеклись, что трудились, не считаясь со временем, часто задерживаясь и после окончания рабочего дня. На глазах пустые залы музея преображались, и нас это очень радовало.
Лариса Яковлевна Орлянская постоянно находилась рядом с нами. Она энергично участвовала в создании экспозиции – составляла композиции экспонатов, искала самые выгодные места для их размещения. Болела душой за общее дело.
В настоящее время открыты только два музейных зала. Работы по созданию экспозиции народного музея истории предприятия продолжаются. И мы искренне верим, что когда они будут завершены, музей истории «ДНЕПРАЗОТа» станет одним из красивейших в городе, и мы для этого не пожалеем усилий.
На рабочем месте стараемся сохранить творческую обстановку
Очень помогает в работе чувство товарищества, командный дух. У нас в коллективе он, к счастью, присутствует. Потому что неимоверно трудно было бы работать в таком тесном кругу, не находя общего языка с коллегой.
Мой надежный товарищ по работе, добрый друг и знающий специалист – художник Виктория Викторовна Малок – человек, которому могу доверять, как самому себе. Совместная работа сплачивает, а в нашем случае еще и удачно совпали наши характеры. Виктория – веселая, добрая и при этом –талантливая. Ее проекты выполнены просто мастерски. Она использует яркие краски, смелые сочетания, находит нестандартные решения. Это отвлекает от рутины, позволяет увидеть задачу по-новому, а в финале работы радует красивый, эффектный объект.
У себя в бюро мы стараемся сохранить творческую атмосферу – среду, наиболее благоприятную для рождения и развития свежих идей. Ведь для того, чтобы мысль обрела форму, необходимо приложить немало усилий не только физических, но, прежде всего, ментальных. К этому, по нашему мнению, обязательно должна располагать окружающая рабочая обстановка. Считаем, что в этом смысле нам повезло, и поэтому на работу идем с радостью.