Андрей Михайлович Пустовойт, заместитель Председателя Правления-коммерческий директор: «ДНЕПРАЗОТ» переживает удивительное и непростое время

Из шести «Азотов» Украины наиболее стабильно работает только «ДНЕПРАЗОТ» — говорю это с гордостью. Не буду вдаваться в детали технологических возможностей, химической компоновки агрегатов, говорить о количестве установок по производству аммиака, но за последний год именно наше предприятие, по сравнению со многими аналогичными заводами, демонстрирует стабильность во всех отношениях (Горловское предприятие стоит по понятным причинам — ДНР, Северодонецкое находится в 40 км от зоны, где рвутся снаряды, Черкасское и Ровенское предприятия работают из рук вон плохо, с частыми и длительными остановками). На плаву остается Одесский припортовый завод (ОПЗ), да и он имеет массу проблем из-за статуса государственного предприятия (оплата за сырье, постоянная смена поставщиков природного газа, близких к «небожителям»).
— ПАО «ДНЕПРАЗОТ» — сегодня крупнейший поставщик минеральных удобрений для украинского сельского хозяйства, практически вся сельскохозяйственная отрасль, начиная с октября прошлого года, обеспечивается азотными удобрениями нашего производства. Таких объемов отгрузки продукции на внутренний рынок за последние лет шесть не было: если в прежние годы ежемесячно на внутренний рынок у нас уходило 4-5 тыс. тонн продукции (до 10% от объемов производства), то сегодня это 40-50 тыс. тонн.
Мы не споткнулись, не остановились
Конкурентная ситуация на мировом рынке минеральных удобрений, масса политических факторов, общая мировая тенденция падения цен на нефтепродукты (как известно, природный газ зачастую является сопутствующим элементом при добыче нефти, поэтому нам сложно конкурировать с теми странами, у которых и газа хватает, и транспортные развязки получше), тем не менее, мы ищем любую возможность, любой способ, дабы удержаться экономически на плаву.
Сейчас уже март, зиму мы прожили достаточно уверенно, я бы сказал. Достигалось это непросто — колоссальную нагрузку испытывали службы сбыта, транспорта. Мы действуем по принципу: дойти до каждого потребителя нашей продукции. Представьте, раньше мы отправляли ежедневно 50 вагонов — железнодорожный состав; он уходил в Одессу на терминал, там на вагоноопрокидывателях все быстренько перегружалось по транспортерным лентам на склады, а со складов — на суда (и механизация процесса там довольно мощная). А сегодня мы отправляем по одному-три вагона на различные железнодорожные станции Украины: они идут непосредственно в Киевскую, Житомирскую, Черновицкую, Черниговскую области — как можно ближе к полям. Возникают в связи с этим немалые трудности — увеличились транспортные плечи, сроки пробега вагонов (маршрут на ОПЗ туда и обратно занимал 3-4 дня, а теперь не меньше десяти суток тратится на движение наших грузов во Львовскую или Черниговскую область и возврат вагонов на завод). Как следствие, ожидался рост остатков продукции на складах. Но с гордостью хочу сказать, что практически весь минувший год мы проработали с пустыми складами. А ведь это, кроме всего прочего, означает, что удалось избежать дополнительных энергетических, транспортных, финансовых затрат, которые потребовались бы на выгрузку. Подытоживая сказанное, замечу, — нам удается эффективно противостоять многим вызовам времени. Мировые цены на карбамид оказались даже ниже цен на внутреннем рынке Украины, как результат стратегия нашего предприятия оказалась эффективной, о чем свидетельствует и своевременная выплата зарплаты, премии, сохраненные социальные гарантии.
…По роду своей деятельности мне приходится общаться с металлургами, коксохимиками, машиностроителями, они вынуждены работать в сложнейших условиях. Буквально на днях узнал, что металлурги опять включили программу сокращения персонала, объединения групп цехов. Все эти меры несут за собой немало негативных последствий. Но ситуация у нас качественно иная, мы не споткнулись, не остановились, уверенно двигаемся вперед.
Есть трудности, связанные с хлорной группой цехов, здесь ситуация не столь радужная. В первую очередь свою негативную роль сыграл сезонный фактор: стандартно, стабильно в зимний период потребление хлора в Украине падает (не проводится обеззараживание воды). Серьезные трудности мы ощутили и в связи с потерей достаточно мощных потребителей — предприятий Донбасса, оказавшихся в зоне военных действий, и Крыма. И это — несмотря на уникальность «ДНЕПРАЗОТа», единственного в стране предприятия, выпускающего товарный хлор. Заслуживают сегодня немалого уважения наши производственные службы, которые сумели найти пути для работы на минимальных нагрузках. Это все же намного лучше остановки: если бы мы встали зимой, то запуск производственных мощностей по хлорной группе пришлось бы откладывать до апреля-мая. Несмотря ни на что, мы продолжаем бороться, не опускаем руки, продолжаем двигаться.
Капремонт-2016 и японский рынок с восточными нюансами
Важная часть работы коммерческой службы — обеспечение производства, и здесь следует сказать, что отдел материально-технического снабжения справляется со своими задачами нормально. Мы имеем запасы по сырьевым ресурсам не ниже 20-25 дней, что позволяет уверенно смотреть на работу предприятия в марте, да и в общей перспективе. Нет такой позиции, по которой бы складывались негативные тенденции.
Следующий немалый кусок работы — подготовка к капитальному ремонту-2016, так называемый инвестбюджет. Процесс это сложный, значительный по объему документооборота, заявок. Большое значение имеет то, что с каждым годом мы все больше (а в нынешней политической ситуации — особенно) уходим от традиционных рынков в бывших советских республиках. Ориентируемся на рынок европейских стран, Китая, и значит, приходится учиться на ходу, приспосабливаться к новым нормативам и законодательным актам, к договорной работе, спецификой, связанной с европейскими банками. Немалая часть работы связана и с сертификацией продукции, привязке ее к украинским стандартам. Нелегко, но хочется верить, что все у нас получится.
Акционеры утвердили нам инвестиционный бюджет, заявочная кампания практически сформирована, проведен ряд торгов по крупным позициям. Работаем по заключению договоров с нашими поставщиками из Австрии и Чехии. И вот буквально на днях получили оборудование, за которое «бились» три с половиной года — по контракту непосредственно с японской компанией на поставку запасных частей для нашего предприятия. Это было, признаюсь, невероятно сложно, ведь японский рынок — это особая история, восточные нюансы. Но будем учиться, будем двигаться вперед, задача стоит одна — ремонт должен пройти качественно, и все наши потребители должны быть обеспечены полным спектром заказанного.
Это основные направления работы коммерческой службы. Не буду останавливаться на каком-то конкретном отделе — тот лучше, этот хуже… Часто повторяю: все службы, весь завод должны работать четко и слаженно, как часы. Если все подразделения будут выполнять свои непосредственные обязанности надлежащим образом, то общий результат будет однозначно положительным.
О вопросе диверсификации производства и модернизации завода на фоне автобиографии
— А давайте сейчас об этом и порассуждаем… Я в 1984 году закончил наш институт и пришел работать на ДКХЗ. За 18 лет работы на коксохимическом заводе, как говорят, прошел путь от рабочего до заместителя директора по коммерческо-финансовой части.Я не «варяг», люблю свой город, и никогда в жизни не мог подумать, что судьба совершит невероятный кульбит, и я уеду из Днепродзержинска. Попал я в Кривой Рог на турбинный завод «Констар» (опять же — коммерческим директором), в силу сложных экономических обстоятельств приходилось непосредственно руководить сборкой турбин, — чего тоже в жизни не мог себе представить. Потом опять поворот — Стахановский завод ферросплавов… Седьмой год работаю я на «ДНЕПРАЗОТе», на химическом предприятии. А теперь вернемся к вашему вопросу. Результатом работы на вышеперечисленных предприятиях, — а это далеко не последние заводы Украины, — стало убеждение: без строительства нового нет будущего. Много об этом думаю сейчас, уверен над этим задумываются все руководители нашего завода. Вот недавно отметили 35 лет одному цеху карбамида и 30 лет — другому. А это ведь очень серьезный возраст для химических агрегатов. Западные стандарты иные: вводят, к примеру, коксовую батарею, рассчитанную на 10 лет работы, и ни дня сверх срока она не продержится — рядом очищают площадку, возводят новую. Таких циклов может быть несколько. Когда я пришел на ДКХЗ (в 1984 году) кокосовые печи уже начинали падать: их построили в конце сороковых. Ну, такова была советская практика — ничего не закрывать и вычерпывать мощности до дна. Что происходит сегодня? Думаю, нам сейчас просто здорово не везет: политика, война, частые смены, скажем так, правительственных ориентиров. Все это не позволяет серьезно думать о перспективах развития, но я повторю: глубоко убежден, что нам нужно искать пути модернизации «ДНЕПРАЗОТа», мы обязаны думать о наших детях, строить, внедрять новое. Вернемся к той же хлорной группе цехов. Технологический проект 1969 года привязал все продукты к одной цепочке. Сегодня, представим, не реализуется хлор, но возник сумасшедший спрос на каустическую соду. Сделать ничего нельзя, камнем на ноге привязано отсутствие сбыта по одному звену цепочки. Теперь второе: каким способом мы добываем этот хлор? Дедовским электролизом, тогда как во всем мире сегодня применяются мембранные технологии. Возможно, не о крупном строительстве, но о серьезной реконструкции в этом плане стоит подумать. Необходима нам и своя установка по производству метанола. Год-полтора надо накопить силенок, но то, что необходимо что-то новое искать, работать в этом направлении — однозначно. Что же касается законсервированных мощностей, не представляю их восстановление целесообразным. Химия из всех отраслей промышленности (за исключением радиоэлектронники или волоконных технологий) очень быстро развивается. В феврале прошлого года мы вместе с первым заместителем Председателя Правления — техническим директором О.С. Гупало были на всемирном симпозиуме «Синтез-газ-аммиак», где масса фирм представляла свои достижения. На этом фоне старые мощности «органики» отстают от мировых трендов безнадежно.
Снимаю шляпу перед нашими технологами
Сегодня нам успешно удается держать стабильный уровень работы, ведется модернизация оборудования, пусть за счет локальных изменений: узлов, деталей, сопряжений, увеличения мощности электродвигателей, тем не менее, мы имеем неплохие результаты — 3-5%-ный рост производства. Снимаю шляпу перед нашими технологами. В части реконструкции хлорной группы нужно думать о мембранных технологиях, по азотной группе темой размышлений должна стать установка метанола. Сейчас в Украине нет таких установок, и мы вынуждены приобретать метанол как сырьевую составляющую за рубежом. По результатам самых приблизительных расчетов своя установка позволила бы обеспечить как собственные нужды, так и успешную реализацию сторонним потребителям.
О депутатской деятельности, или почему американцы живут лучше?
— Я работаю в комиссии городского совета по охране окружающей среды. До этого не приходилось заниматься депутатской деятельностью, и скажу откровенно поначалу было немало сомнений: а стоит ли. Это приличная нагрузка к моей и так достаточно хлопотной работе… Но сама нынешняя ситуация убеждает — нужно, жизненно необходимо. Не люблю патетики, просто посмотрите, что сделали с городом за последние 5-10 лет, и поверьте, желание стать депутатом продиктовано насущной необходимостью помочь городу и горожанам. Видишь сегодня, как упорно тянут нас назад, в безнадежно устаревшее прошлое с его схемами откатов, накатов, чиновничьего бездушья — просто досадно и больно становится. Я часто привожу один пример. Мы работали в Стаханове, и акционеры приобрели тогда ферросплавное производства в США (в штате Западная Вирджиния). Александр Иванович Дубинин поехал туда работать, предприятие лежало в руинах, его пришлось восстанавливать, поднимать. Естественно, на каком-то этапе туда стали подтягиваться украинские специалисты из Запорожья, Никополя, Орджоникидзе, Днепропетровска. И вот возвращаются наши люди в отпуск, начинаются расспросы. Один из моих коллег сказал: «Вот я не понимаю, почему американцы живут лучше? У нас рабочий никогда не уйдет с производства, если там случилась авария или какая-то сложная ситуация возникла. Наш не бросит завод! Американец же спокойно снимет рукавицы — смена закончена, хот потоп. Мы ответственнее. Мы трудолюбивее. Мы болеем душой за свое предприятие, у американцев этого нет: пришел к 8.00, ушел в 17.00 и ни секунды сверх нормы. А живут лучше». Через полгода мы опять встретились с коллегой, я напомнил ему об этом разговоре и наконец, услышал ответ. Это великолепный ответ, я всегда буду его помнить: «Там просто никто не нарушает закон. Нет белых, красных, зеленых, блатных, — закон одинаков для всех: президента, губернатора, дворника. Не выполняешь — уходи!». Вот и все. Наверное, Украине нужно еще пережить особый исторический период, пройти ментальную «наладку», чтобы это простое правило стало основой жизни общества. Непросто заниматься сегодня депутатской работой, когда сталкиваешься с проблемами избирателей, которые можно решить за 5 минут, а тебе чиновники объясняют, что это потребует даже не дней, а месяцев оформления с кипой бумаг по типу: справку положим на справку…Эту нелепую бюрократическую махину надо разрушать безжалостно. Много людей идет во власть только с одной целью — решить свои личные проблемы. Еще одна категория депутатов— здесь никого не хочу обидеть — крайне невежественна, и принимая решения, зачастую непродуманные (как в примере с муниципальным пионерским лагерем), занимается чистым популизмом, на мой взгляд. Придумают очередную «священную корову» и борются за ее святость. Почему на средства бюджета должен быть отремонтирован лифт именно в этом доме, а не в другом, почему нужно чинить кровлю только коллегиума №16, а не школ Соцгорода, где работают сегодня настоящие подвижники? Почему на заявленную процедуру списания подвижного состава КП «Трамвай» пришел из 42-х депутатов только я (мы с руководством КП обсудили многие важные вопросы) Как проводятся тендеры, каковы критерии отбора поставщиков? По большому счету городское хозяйство, пусть большое, запутанное пока, ничем не сложнее в управлении, чем хозяйство предприятия. Мы хотим нормального освещения улиц, нормальной работы общественного транспорта, безопасности криминогенной обстановки. Это простые требования, но именно они — основа работы городской власти. Я сегодня готов поблагодарить городского голову А.Л.Белоусова, который показывает деловой подход к работе, видно, что начали работать дорожные службы, «Зеленстрой». Задача наших депутатов: С.Л.Сидорова, А.М.Пустовойта, Т.В.Левченко, члена исполнительного комитета О.С.Гупало — тяжелая работа: доказывать, спорить, убеждать. Если мы достигнем главенства закона для всех, тогда и город, и Украина с ее потенциалом, красивыми и очень грамотными людьми достаточно быстро поднимутся с колен, начнут работать и процветать.
Записала И.Уварова

Запись опубликована в рубрике Наша газета, Профком. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


девять + 2 =