Начальник центральной лаборатории Ирина Михайловна Андрейченко: Химия — и вся наша жизнь!
Любая химическая лаборатория — это явление с цветом, вкусом и запахом, с профессиональным языком, от которого неспециалист прийдет в недоумение от специфических названий процессов, приборов и химической посуды.: «колба Эрленмейера, пипетка Зейгера, поглотитель Дрекселя, титрование, разложение веществ и т.д.». Центральная лаборатория предприятия, с уникальными специалистами, сотнями аналитических методик, наукой и значительным творческим потенциалом, ломает привычные стереотипы. Об этом — разговор с начальником ЦЛ Ириной Михайловной Андрейченко.
— Сначала — визитка. Работа центральной лаборатории ведется в двух направлениях: исследовательская деятельность, направленная на совершенствование действующих производств, улучшение качества продукции, технико-экономических показателей предприятия; и аналитическая. Мы подбираем условия для получения новых продуктов, в частности, сейчас занимаемся жидкими минеральными удобрениями — КАС, которые планирует выпускать наш завод: разрабатываем методики, подбираем технологическую схему.
Лаборатория занимается и совершенствованием аналитического контроля производства: подбором современных перспективных методик, контролем графиков аналитического контроля в цехах предприятия. Кстати, в состав ЦЛ входит и цеховая лаборатория цеха №1-Б, которая ведет контроль производства.
В составе ЦЛ есть санитарная лаборатория, которая выполняет работы по контролю санитарного состояния, экологии «ДНЕПРАЗОТа», контролю сточных вод, определению загрязнения атмосферы в зоне влияния предприятия.
Кроме того, у нас работает очень важное подразделение — препараторская лаборатория, которая готовит реактивы для всех цеховых лабораторий, ОТК и др. Без этого подразделения не может обойтись ни один цех: для выполнения графика аналитического контроля, для проведения хотя бы одного анализа необходимо 1-5 и более реактивов, которые и готовят препараторы.
Есть у нас и подразделение, подобного которому нет сейчас ни на одном предприятии города — стеклодувная мастерская, выполняющая огромную работу: ремонт стеклянных изделий, изготовление химической посуды. Сейчас для цехов предприятия стеклодувы изготавливают практически всю стеклянную химическую посуду, за исключением мерной. Если бы предприятие закупало всю химическую посуду, которую делают стеклодувы, то пришлось бы затратить примерно в 10 раз больше средств, чем на ее изготовление. Так что стеклодувная мастерская значительно экономит средства каждого цеха, которые пришлось бы затратить на приобретение химической посуды.
Научная часть ЦЛ небольшая, одной из последних интересных работ было исследование по технологии получения растворов гипохлорита натрия непосредственно из электрощелоков цеха соды каустической, минуя упарку. Это экономит энергопотребление, уже проведены промышленные испытания получения «Белизны» по этой технологии. Закончены исследования и по разработке перспективного коагулянта для очистки воды с использованием продукции нашего предприятия – каустической соды и соляной кислоты. Выданы технические данные для проектирования опытно-промышленной установки.
— От визитки мы уже плавно перешли к актуальным работам центральной лаборатории?
— Да, продолжим. Для цехов карбамида мы сейчас занимаемся разработкой кондиционирующей добавки, которая предотвращает слеживание карбамида, это так называемая КФС (карбамид-формальдегидная смола). У нас иногда бывают перебои с поставкой этого продукта, а случается, что вместо КФС поступает КФК (карбамид-формальдегидный концентрат). В лабораторных условиях мы провели испытания для того, чтобы снять зависимость от таких поставок, получили свою КФС необходимого качества. Это тоже — перспективная работа в части экономии средств предприятия.
По заданию производственной службы предприятия проводятся исследования процесса получения жидких минеральных удобрений КАС: уточняется технологическая схема, подбираются методики для разработки ТУ.
Большой объем работ выполнен по аттестации методик выполнения измерений. По «Закону о метрологии» пользоваться неаттестованными методиками нельзя. У нас на предприятии в сфере аналитического контроля существует около 400 методик, большая часть из них уже аттестована.
ЦЛ выполняет ряд работ для сторонних организаций по договорам, зарабатывая деньги для предприятия, ежемесячно, примерно, на 170 тыс. грн.
— Наше предприятие сейчас успешно реализует продукцию в страны Евросоюза. Была ли подготовка к открытию новых рынков и соответствию евростандартам испытанием для лаборатории?
— Два года назад мы, в числе других подразделений готовили материалы по программе регистрации нашей продукции в Европейском химическом агентстве, в частности, по качеству пяти продуктов нашего предприятия. А в целом, ЦЛ имеет достаточно высокий потенциал для решения задач любой степени сложности.
— Обращались ли к вам по поводу каких-либо специфических или сложных экспертиз, разрешению проблем бытового толка? Фреймут в своей программе уже освоила химическую терминологию…
— Ну, во-первых, одна из задач ЦЛ — арбитражный анализ. Если у цеховых лабораторий возникает несоответствие по показателям лабораторных анализов, третейским судьей выступаем мы. «Показательных» выступлений или изысканий телезвезд по типу Фреймут мы не ведем, но вот как-то к нам напрямую обратились потребители «Белизны» с замечательной претензией: купили, дескать, вашу «Белизну», помыли стены, батареи, а краска почему-то облезла. Мы вежливо объяснили, что чистящее средство для подобных целей не предназначено и порекомендовали внимательно читать инструкцию. Если серьезно, то много бывало обращений в ЦЛ по стабильности гипохлорита натрия. Недавно с таким вопросом обратился горводоканал Одессы, где гипохлоритом марки А проводят дезинфекцию питьевой воды. У них есть емкости для хранения воды, и через время в них появляется осадок. Собственно, к продукту претензий нет, он прекрасно очищает воду, но из-за осадка в резервуарах приходится чистить емкости. Мы дали рекомендации по использованию гипохлорита, полученного из электрощелоков ЦСК, который при хранении осадка не дает. Качеством этого продукта мы плотно занимались, для того, чтобы улучшить его качество при хранении.
— Занимается ли ЦЛ работами по утилизации остатков продукции нашей «оборонки» или закосервированных цехов?
— От «оборонки» ничего не осталось, а утилизацией меланжа (смеси серной и соляной кислоты, остатков продукции наших «шестых» цехов) мы занимались. Давали мы и рекомендации по очистке цистерн от остатков продуктов ПИЦ, ТДИ, полистирола. У нас есть группа аналитиков, которые выполняют нестандартные анализы, в частности по определению составов шламов, осадков в оборудовании цехов. Произошла, к примеру, забивка оборудования, к нам приносят образцы осадка и наши аналитики «колдуют» над ними, подбирают методики анализов для определения состава и рекомендаций по очистке.
— ???????
— Мечтаем о чем? Чтобы нас не «урезали» по оборудованию и реактивам. К сожалению, сейчас качество реактивов ухудшается, часто нам поставляют реактивы вообще сомнительного состава, вроде, соответствует ХЧ или ЧДА (химически чистый, чистый для анализа), но с ними анализы не идут и все тут. Мы уже вычислили несколько позиций по таким сомнительным реактивам и просим привозить сначала небольшие партии, для проверки. Из оборудования хотелось бы нам иметь универсальный спектрометр с большими возможностями для определения различных компонентов .Должны мы скоро получить хроматограф «Кристалл 5000» и анализатор Фурье (для определения масла в жидком аммиаке).
— Есть у лаборантов «профессиональный» мозоль? Не раздражают ли химиков кадры сериала «След» с показательно цветными пробирками?
— В жизни так, в общем, тоже бывает. Конечно, большинство растворов прозрачные — правильно критиковали сериал, но есть методы оптического контроля и там растворы цветные — именно по окраске определяется, к примеру, степень концентрации вещества. Знаете, в кино и литературе химиков представляют обычно этакими сибаритами в белых халатах, которые не выходят из лабораторий и то и дело переставляют колбы с места на место. На самом деле все не так. Мы работаем и в лаборатории, и в технологических цехах, отбираем пробы на установках, из выхлопных труб и т.д. На ТЭЦ недавно определяли эффективность фильтра очистки от известковой пыли, а эту работу непыльной не назовешь. Определение примесей в газе требует трех-четырех часового режима отбора проб. Так что портрет химика, лаборанта в жизни прост — не только в белом халате , но и в каске, в спецодежде поверх халата, с противогазом — вот норма. Но мы любим эту работу. И совсем не за цветные пробирки…
Запись опубликована в рубрике
Без рубрики. Добавьте в закладки
постоянную ссылку.