И помнит мир спасенный
Галереи наших судеб
2 сентября весь мир отметит 71-ю годовщину со дня окончания Второй мировой войны – самой жестокой и кровопролитной в истории человечества. В нее было втянуто 61 государство с населением 1,7 млрд. человек, военные действия велись на территории 40 государств, а также на морских и океанских театрах.
Вторая мировая завершилась полностью и окончательно, когда 2 сентября 1945 года на борту американского линкора «Миссури», прибывшего в воды Токийского залива, министр иностранных дел Японии Мамору Сигемицу, как представитель японского правительства, и начальник генерального штаба генерал Йосидзиро Умедзу, подписали «Акт о безоговорочной капитуляции Японии». Появлению этого документа предшествовала Маньчжурская наступательная операция советских войск (9 августа – 2 сентября 1945 г.) с целью разгрома японской Квантунской армии, освобождения северо-восточных и северных провинций Китая (Маньчжурии и Внутренней Монголии), Ляодунского полуострова, Кореи. Среди участников этих памятных событий были и ветераны нашего предприятия.
«Молниеносная» война была жестокой и кровопролитной
В армию 17-летнего Михаила Яковенко, который жил тогда в городе Павлодаре Казахской ССР, призвали в декабре 1944 года, и зачислили в 69-й стрелковый полк. Сначала направили на обучение в Уфу – военную науку он осваивал в 31-м учебно-стрелковом полку. Но, по словам М.Я.Яковенко, осваивать ее новобранцам было непросто – в казармах было голодно и холодно, бойцы болели простудными болезнями и попадали в лазарет. Но и в учебных классах, и на плацу старались выкладываться по полной, потому что знали – полученные знания пригодятся в бою.
Михаилу Яковлевичу с боевыми товарищами довелось сражаться на Дальнем Востоке с отлично вооруженной и подготовленной группировкой самой мощной армии Японии – Квантунской, базировавшейся тогда в Маньчжурии. За годы оккупации Китая японские милитаристы на границе с Советским Союзом создали линию укрепленных районов, хорошо спрятанных в горах и тайге. На севере подступы к Маньчжурии прикрывались не только горами Малого Хингана, но и широким Амуром, а на северо-западе – горным хребтом Ильхури-Алинь и отрогами Большого Хингана. Угрюмый горный массив Большого Хингана тянется на многие сотни километров и по территории самой Маньчжурии.
– Понятное дело, – вспоминал Михаил Яковлевич, – за мощными бетонными сооружениями и такими естественными препятствиями японцы чувствовали себя в полной безопасности.
Еще в конце июня 1945 года у Верховного Главнокомандования Советской Армии был разработан стратегический план наших наступательных действий. Намечалось одновременно нанести три сокрушительных удара, сходящихся в самом сердце Маньчжурии: из Монголии силами Забайкальского фронта. Из района юго-западнее Хабаровска – силами 2-го Дальневосточного фронта и из Приморья – основной группировкой войск 1-го Дальневосточного фронта. Цель операции – расчленить войска Квантунской армии, изолировать их в центральной и Южной Маньчжурии, чтобы уничтожить по частям.
С 5 августа бывший Дальневосточный фронт (в его составе воевал 69-й полк М.Яковенко) стал называться 2-м Дальневосточным фронтом, а Приморская группа войск – 1-м Дальневосточным фронтом. Всего к началу военных действий в Японии мы имели в готовности полуторамиллионное войско. Полной боевой готовности Тихоокеанского флота планировалось достичь к 5-7 августа. Выполнить в операции решающую роль должны были войска Забайкальского фронта – их удар нацеливался на жизненно важные пункты врага – города Мукден, Чанчунь, Порт-Артур, захват которых решал исход битвы.
Но, как вспоминал Михаил Яковлевич, серьезную тревогу внушали бойцам темпы поставки боеприпасов. Кроме того, не хватало емкостей для воды. А без нее грозило остановиться наше наступление в пустынных и горных районах Маньчжурии. Запаздывало и комплектование медицинских формирований. Не лучше обстояли дела и с ремонтом боевой техники. Катастрофически не хватало связистов. Так что связисту Михаилу пришлось перенести огромные нагрузки – не отдыхать по несколько суток.
Но упомянутые проблемы хоть и осложняли ситуацию, но не тормозили выполнение основных военных операций. К концу августа наши войска полностью закончили разоружение капитулировавшей Квантунской армии и войск сателлитов Японии. Было взято в плен около 600 тыс. вражеских солдат и офицеров, освобождены Северо-Восточный Китай, Ляодунский полуостров, Южный Сахалин, Курильские острова и Северная Корея. Наши войска даже вошли в Сеул, но затем, в соответствии с имевшимся соглашением, оставили его и отошли к северу. Стремительный бросок советских войск лишил японцев возможности осуществить тактику «выжженной земли», так что даже дома мирных жителей на освобожденных территориях уцелели. Но все же эта «молниеносная» война была жестокой и кровопролитной: потери Японии составили 84 тыс. человек, а Советского Союза – 36 тыс. убитых и раненых.
После капитуляции Японии Михаил Яковлевич Яковенко вместе с полком был направлен в город Камень-Рыболов. А через месяц вновь возвратился в Маньчжурию для охраны китайских городов от блуждавших по ее территории недобитых банд самураев. Когда в эти места прибыла Китайская Народная Армия, 69 полк был освобожден от охраны городов и переброшен на Дальний Восток. Здесь Михаил Яковлевич продолжал служить до апреля 1951 года.
Свою трудовую деятельность на нашем предприятии он начал в 1967 году. Работал в цехах хлорбензола, №27, ТДИ сначала слесарем, а затем – аппаратчиком. Его боевой путь отмечен наградами, среди которых самыми важными он считал орден Отечественной войны 1-й степени и медаль «За победу над Японией».
Запись опубликована в рубрике
Наша газета,
Профком. Добавьте в закладки
постоянную ссылку.