Учитель, если в чем и виноват…

Школа «ДНЕПРАЗОТа»: начало начал
Так иногда бывает: итоги встреч, бесед, плоды чтения складываются вдруг в конце недели в одну прозрачно четкую, ясную, точную, как закон Ома, тему. Значит – судьба, надо писать. Встреча с ветеранами «Азота», когда разговор вдруг зашел об инженерной школе Рябчего, морально-воспитательной школе Лящевского, методах «обкатки» молодого специалиста и «доведения» его до уровня профессионала, способного к работе и в цехе, и в Кабмине. Потом – интервью с начальником УАиС Ю.Д.Бондаренко с ключевой темой о КИПовской школе «Азота»… Были ВУЗы, которые считались с инженерной школой «Азота» — Ленинградская техноложка, МХТИ, ДХТИ.
Но начнем с азов – школьного кабинета. Что происходит сегодня в средней школе? Готовит будущих специалистов Учитель («перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени») или забытый Богом и замороченный циркулярами мученик реформ? Кто куда, а я в родную – свою и предприятия – школу №37.
Есть Учитель! Отличник образования Украины, учитель физики и трудового обучения Анатолий Павлович Корниенко. Учитель высшей категории, методист, педстаж – 42 года, награжден Почетной Грамотой Верховной Рады, автор целого ряда электронных учебников, соавтор, инициатор пилотных ученических проектов: «Обратная сторона ядерного щита (мониторинг остатков уранового производства ПХЗ)», «Двигатель Стирлинга – путь к энергосбережению», «Мобильные ветроэнергетические установки».
А еще Анатолий Павлович – отец воина АТО, написавший удивительное «Письмо к сыну», которое в интернете цитируют уже как народное творчество.
«Пишу тобі я, синку, на Донбас. Хоч кілька слів, ти прочитай їх тільки. Четвертий день не додзвонюсь до вас — чи то в АТО не дістають мобілки. Я вірю в те, що ти там ще живий. І неушкоджений, це лиш зв’язку немає. Подай лиш знак, хоч матір пожалій, вона звелась — так вісточки чекає. І я чекаю. Вірю, що тебе не вразить снайпер, чи осколок ГРАДа. А я купив намета в АТБ. Вам з донькою — онука буде рада. Я знаю те, що ти в боях весь час, з тобою поряд побратими гинуть. Ви ж — ВДВ і ви ж — “ніхто, крім нас”, але прошу: назад ні кроку, сину. Бо встануть знов “совєти”, а не ради і будем вчить не мову, а “язик” і підфарбуються під колір колоради ті, хто перефарбовуватись звик. Тримайся, сину, бо за вами — ми і рідний дім, і прапор жовто-синій. Лише тоді ми будем вільними людьми, коли ви вистоїте. Слава Україні!”.
Стоит прислушаться к монологам Учителя.
— Я родился здесь, в Днепродзержинске в 1951 году. Мой родной дед строил в 1936 году первую очередь ДАТЗ. Историю нашего Соцгорода могу рассказывать часами… Учился я в этой же, 37-й школе, математику вел Иван Тимофеевич Воронин и Георгий Родионович Короткий, физику – Евгения Николаевна Мороз, она меня и благословила в профессию учителя и специализацию «биофизика». Вот в этом школьном кабинете физики я и постигал азы науки.
… Молодость у нашего поколения была замечательной: уже не такой голодной, как у отцов, но неимоверно жаждущей знаний. Это касалось не только учебы – после школы я поступил в ДГУ на любимую биофизику – объездил-обошел почти весь свет туристом, увлекался спортом, а живу и работаю по-прежнему на Соцгороде, напротив родной СШ №37… И в последние годы даже по большому снегу не вижу в нашем парке ни одного лыжника. Видимо, лыжня стала виртуальной, сидит молодежь у компьютеров и ничего с этим не поделать. Но вернусь к науке. Биофизика – это моя страсть, а мой проект «Оборотная сторона ядерного щита» – моя боль, в проекте расписаны все хвостохранилищи ПХЗ, все, чем мы дышим, на чем живем и почему нам нельзя отсюда уезжать. Те, кто уехал, получив пенсию, – быстро умирают; кто остается – продолжает жить. Все дело в уменьшении радиационной нагрузки, привычной, к которой организм смолоду приспособился… Однажды после публикации в журнале «ВТК» — международное издание объединения педагогов прислал мне письмо учитель из Германии: «Скажите, а как далеко от вашего города находится это ужасное место, о котором вы пишете?». Да живем мы прямо на нем!

…Называю себя «пэтэушником» — всю жизнь проработал преподавателем в профессионально-технических училищах: сначала в ПТУ-23, затем в профессиональном лицее (бывшее ПТУ-26). Всегда считал, что школа не совсем верно ориентирует выпускников непременно поступать в ВУЗы, считая процент поступивших чуть ли не основным показателем успешности учебы и самой школы. Поверьте, никому еще высшее образование не добавляло человечности, честности. Я в ПТУ готовил ребят, от которых школа практически открестилась, и немало среди них было таких, которые после училища успешно заканчивали ВУЗы. Один из моих учеников Раймонд Рожков под руководством профессора ДГТУ Ю.Ф.Коровина получил скандий промышленной чистоты из отвалов ВостГОКа.

Сейчас у меня — в СШ №37 занимаются отличные ребята, один из них Леша Однорог защитил проект в Малой академии наук по ветросиловой мобильной установке. У нас в Украине 95% времени дуют ветра. Вот сейчас сын у меня на фронте, где-то из дальнего села они тянут провод – заряжать приборы и аппаратуру. Там не надо большой диверсии, перерезал провод – рота ослепла и оглохла. А с такой мобильной ветроустановкой они бы горя не знали. Кстати, у Леши Однорога, ученика 10-го класса совершенно явно просматривается характер исследователя, есть в нем инженерная техническая жилка. Предлагал ему массу тем, а выбрали мы прикладную — реальную.
…За что люблю физику? В ней есть некая сумасшедшинка. А в профессии – замечательная отдача, которую каждый учитель видит в глазах ребят. Люблю физику потому, что абсолютно согласен со словами одного харьковского ученого: «Физика настоящего – это техника будущего». И конечно, все мы 50 лет назад мечтали полистать учебник физики 21-го века. В школе читаю кроме физики и трудов, еще и астрономию. Учительство – мой кусок хлеба, я прививаю человеку свой взгляд на жизнь. Это ответственно. Это предполагает высочайшее требование к себе. Безусловно, чем больше опыт и стаж, тем обиднее за нашу систему образования. И всего-то ничего нужно для ее совершенствования – освободить учителя и ученика от лишней писанины, от ненужной нагрузки. Тот же немецкий педагог удивился моей просьбе рассказать о документах, по которым работает тамошний учитель – оказывается, у них существует один единственный документ: государственный стандарт образования. Учебник выбирает совет школы по рекомендации учителя. А у нас плодят моря бумаг, все разом – и учителя, и школьники заняты общественными мероприятиями, забегами в честь и на благо, флешмобами. Учиться не успеваем! Образцом считается финская система образования, говорят, она лучшая в мире. Но самое главное, что сделали финны – просто устранили управление образованием. Каждая школа – это государство в государстве: на входе получает детей, на выходе выдает специалистов. Все! И не надо никаких чиновничьих указов. Был тут недавно бо-о-льшой педагог с требованием провести конкурс на изготовление лучшего птичьего гнездовья – только не скворечника! – с установкой в ближайших плавнях. У нас ближайшие плавни – река Коноплянка с высоким уровнем радиации – рядом хвостохранилища радиоактивных отходов «Днепровское». О своем, наболевшем и написал я недавно такие стихи:
Вот говорят: учитель виноват…
Из года в год над планами седея,
Не так учил девчонок и ребят,
Не те посевы сеял и лелеял.
Извечно был проверками гоним,
Виновен в росте мерзости и лени,
И мало кто сегодня перед ним
Готов смиренно преклонить колени.
Ужель и впрямь – учитель виноват
В том, что святое мечут на арену,
Что аргумент не икс, а автомат
Внес в нашу жизнь большие перемены.
Его ль вина, что мы убоги, голы,
Что после всех реформ и перестроек
У входа в рынок выстроились школы
С дрожащею протянутой рукой.
Учитель не бастует – чтит момент,
А забастует, не погаснут печи
И перед ним не станет президент
Произносить смирительные речи.
Ему на место мелкий бюрократ
Укажет, делая свою карьеру,
И грозным окликом: куда? Назад!
Пошлет к доске, как давеча к барьеру.
А от доски, пред частоколом парт
Дано увидеть и понять немало.
В глазах ребят – чернобыльский инфаркт,
Дымы «Дзержинки», соль песков Арала.
В глазах ребят немой вопрос: как жить?
Нет веры ни в святое, ни в простое.
Кого сегодня им благодарить
За вот такое детство золотое?
И коль ученье свет, что ж неученых тьма?
А плод учения поболе корня горек.
Одним по штату – горе от ума,
Другим по блату – рай на этом горе.
И так не год, не два, десятки лет
Учитель стонет, а деляга весел
И что ему его ученья свет, —
Важнее скрип руководящих кресел.
Они все ждут, не грянет ли указ,
Чтоб восклицать как давеча бывало:
Какой светильник разума угас,
Какое сердце стало биться вяло!
И повторят над нами этот ад
Реформ и перестроек. Нет, простите,
Учитель, если в чем и виноват,
То это в том, что он еще – учитель.

Запись опубликована в рубрике Наша газета, Профком. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


9 − = три