Интервью с заместителем коммерческого директора по торговле ПАО «ДНЕПРАЗОТ» Андреем Васильевичем Сёмичем
В приоритете – поставки удобрений отечественным аграриям
– Как работалось коммерческой службе предприятия в 2016 году?
– Важным показателем в нашей работе является отсутствие на складах «ДНЕПРАЗОТа» запасов продукции. Это говорит о том, что: наш продукт, во-первых, востребован; во-вторых, мы смогли избежать дополнительных (энергетических, транспортных, финансовых) затрат, связанных с выгрузкой и погрузкой; в-третьих, что самое главное, – получив предоплату, мы за счет этих денег выплачиваем зарплату работникам предприятия, платим налоги в казну, оплачиваем электроэнергию, сырьё, газ, покрываем расходы на запчасти, ремонты и пр.
По состоянию на 1 января 2017 года у нас были минимальные остатки по карбамиду и аммиаку, по хлору и соляной кислоте. Немного выше ожидаемого оказались запасы по соде каустической. Но трудности с реализацией каустика обусловлены реальным отсутствием спроса на этот продукт, и, к сожалению, это не наша недоработка, а скорее свидетельство плачевного состояния украинской экономики, ведь потребление соды каустической – это один из ключевых показателей, характеризующих экономическое развитие любой страны.
И, тем не менее, коммерческая служба «ДНЕПРАЗОТа» нашла рынок сбыта на тот излишек каустика, который оказался невостребованным в Украине. Его купили потребители из Белоруссии, Молдовы и частично из Российской Федерации.
Если говорить о реализации минеральных удобрений, то следует отметить, что в 2016 году наше предприятие отгрузило на внутренний рынок 234 тысячи тонн карбамида (приблизительно третья часть от объема производства) – это рекордная цифра! На сегодняшний день практически вся сельскохозяйственная отечественная отрасль обеспечивается азотными удобрениями нашего производства.
В связи с изменением вектора поставок (не на экспорт, а внутри страны) коммерческая служба предприятия, служба сбыта, транспортники работали очень напряженно. Если сравнивать, то на экспорт мы формировали железнодорожный состав, который уходил на Одессу, в терминале удобрения там перегружались на склады, а затем – на суда. Весь процесс – механизирован и отлажен, проблемы решались в рабочем порядке. Поставки же отечественным потребителям связаны исключительно с железной дорогой, причем мы отправляем не составом, а по несколько вагонов и в самых разных направлениях. Это означает, что увеличились «транспортные плечи» и, соответственно, сроки пробега. К тому же качество и объем услуг, которыми нас регулярно «радует» «Укрзалізниця», в крайней степени неудовлетворительное.
– «Укрзалізниця» в этом году еще и поднимает тарифы на перевозки?
– Да, Министерство инфраструктуры Украины (по-старому Минтранс) опубликовало в средствах массовой информации проект приказа от 11 января 2017 года о повышении железнодорожного тарифа на 25%. После чего и промышленники, и Союз химиков, и Ассоциации (металлурги, агропромышленники, частный бизнес) стали обращаться с письмами на имя президента, премьера – о том, что этого делать нельзя, по многим причинам.
Первое – сегодня средний бизнес и так работает на грани нулевой рентабельности, а поднятие тарифа еще на четверть автоматически приведет к его сворачиванию. Второе – на сегодняшний день работа «Укрзалізниці» ни на йоту не соответствует и тем тарифам, которые были до этого. Простой пример: по уставу железных дорог вагон должен в сутки проезжать не менее 200 км, а у нас – порожние азотовские цистерны из Верховцево до Баглея едут по неделям! И то, лишь после того, как нам приходится включать в процесс все формальные и неформальные способы мотивации. То есть, поднятие тарифа совершенно неоправданно, если ты всё равно не можешь обеспечить тот сервис, который прописан у тебя «в протоколе».
– И всё же, несмотря на проблемы с «Укрзалізницею», что Вы скажете о перспективах реализации продукции ПАО «ДНЕПРАЗОТ» в 2017 году?
– Мы по-прежнему в приоритете оставляем поставки минеральных удобрений – аммиака, карбамида – отечественным аграриям. Многие сельхозпредприятия уже сегодня делают себе запасы на сезон весенне-полевых работ. И чем ближе к марту-апрелю, тем больше карбамида у нас планируется в отгрузку на внутренний рынок.
– А как обстоят дела у наших смежников?
– На сегодняшний день карбамид в Украине выпускает только ПАО «ДНЕПРАЗОТ». Одесский припортовый завод остановлен с 1 января из-за отсутствия поставок природного газа. На Черкасском «Азоте» – аммиачное производство остановлено, и, автоматически, остановлен карбамид. На привозном (российском) аммиаке они, как и Ровенский «Азот», делают аммиачную селитру. Горловский «Стирол» стоит по понятным причинам, он находится на неподконтрольной Украине территории. Северодонецкий «Азот» – практически в зоне АТО, тоже остановлен, но там работает производство селитры из привозного аммиака.
Ровенское и Черкасское предприятия для своих нужд используют и наш аммиак, но у нас небольшой излишек, порядка 3-4,5 тысяч тонн в месяц, а им для производства селитры нужно (каждому заводу) как минимум 40 тысяч тонн аммиака ежемесячно. Но в декабре показатель реализации по аммиаку у нас был 156% по аммиаку – это как раз поставки нашим смежникам.
– Как Вы прокомментируете информацию об отмене США антидемпинговых мер в отношении импорта карбамида из Украины?
– Действительно, в официальном журнале правительства США «Federal Register» было опубликовано сообщение о том, что Министерство торговли США отменило антидемпинговые пошлины на импорт карбамида из Украины и России с 20 декабря 2016 года.
Эта санкция действовала еще с 1987 года, и была введена США против Советского Союза, а после распада СССР она интерполировалась на 15 союзных республик. Со временем санкция была отменена в отношении Прибалтики (когда она присоединилась к ЕС). Каждые пять лет проводился пересмотр этой санкции – если по истечении этого срока американские промышленники обращались в Минторг США, там продлевали эту санкцию еще на 5 лет. А в этот раз, когда закончился очередной 5-летний срок действия санкции США против украинского карбамида, никто из американских предприятий не обратился в Минторг США, и поэтому – автоматически – она закрылась.
Разумеется, для нас это удобный случай попасть на такой огромный рынок (по объему потребления минеральных удобрений он второй в мире после Индии), главное – выдержать конкуренцию!
Дело в том, что в последнее время в США расконсервированы старые и строятся новые заводы по производству минеральных удобрений, это связано с тем, что там организована добыча дешевого природного газа, так называемого «сланцевого». Хотя то, что у нас называют «сланцевым», это не совсем точный перевод с английского «Shell gas» – это газ, добываемый по новой технологии горизонтального бурения с использованием гидроразрыва пласта. По себестоимости он в 4-5 раз ниже, чем газ от традиционного вертикального бурения. И в связи с переизбытком дешевого газа в Америке сейчас «бум» производств по его переработке, в том числе, и заводов по выпуску азотных удобрений.
Но, так или иначе, рынок открывается – для нас это хорошо. Будем пробовать там конкурировать.
– Есть еще один благоприятный момент для «ДНЕПРАЗОТа», связанный с введением в Украине антидемпинговых мер в отношении российских минудобрений?
– Да, 30 декабря в газете «Урядовий кур’єр» было опубликовано решение украинской межведомственной комиссии по международной торговле о вводе антидемпинговой пошлины на карбамид и КАС производства Российской Федерации при импорте в Украину. Эта санкция уже со стороны украинского правительства, она вступает в силу спустя 60 дней после опубликования (в первых числах марта).
И, соответственно, на карбамид и КАС, которые ввозятся в Украину из РФ, с этого периода начнет действовать антидемпинговая пошлина – она разная для разных заводов (от 5% до 31%). И вот это – реальное проявление поддержки государством украинских промышленников, которые обеспечивают удобрениями местных аграриев.
С.Малинина.
Запись опубликована в рубрике
Наша газета,
Профком. Добавьте в закладки
постоянную ссылку.