«Охота на ведьм»

К 80-летию ДНЕПРАЗОТа
Трагические судьбы первых руководителей предприятия
Несмотря на огромный вклад В.В.Добровольского, первого директора, в строительство и пуск нашего предприятия, он тоже был фактически репрессирован и 2 месяца провёл в тюрьме. После войны Василий Васильевич работал на разных должностях и жил в Москве. Умер он, не дожив до своего 80-летия всего год. В музее истории ПАО «ДНЕПРАЗОТ» хранятся уникальные документы, принадлежавшие Василию Васильевичу. Здесь представлены пропуск в Колонный зал Дома Союзов на право почётного караула у гроба В.И. Ленина, выписка о назначении В.В. Добровольского начальником строительства нашего завода, удостоверения, фотографии и т.п. Этот человек действительно достоин того, чтобы о нём помнили.
С июня 1938 года по февраль 1939 года директором Азотно-тукового завода был Иван Васильевич Гусев, закончивший Московский химико-технологический институт.
Вот что писала газета «Стахановец» от 9.02.39 года. «5 февраля 1939 года состоялся хозяйственный актив нашего завода, обсудивший деятельность завода и строительства за прошлый год.… Причин недовыполнения программы очень много. Основная же причина – это последствия вредительства. Вражеское отрепье, орудовавшее долгое время на нашем заводе, много навредило. Враги народа старались создать и создавали диспропорцию между основными и перерабатывающими цехами, затягивали сроки окончания важнейших объектов, старались подсунуть ряд вредительских проектов, что привело к бесчисленным переделкам. Не без участия врагов наш завод был пущен без перерабатывающих цехов и большого газгольдера. Вследствие этого завод работал не на полную мощность. Из-за этого, а также из-за недостачи материалов и электроэнергии резко возросла себестоимость выпускаемой продукции».
В «Стахановце» от 6 марта 1939 года писалось следующее: «В итоге выполнения двух сталинских пятилеток в нашей стране создана мощная, первоклассная химическая промышленность. Однако, в химической отрасли промышленности, как ни в какой другой, оказалось много врагов народа. Вредители всех мастей немало «поработали» в нашей промышленности и нанесли ей колоссальный ущерб. Под руководством партии Ленина – Сталина, с помощью славных органов НКВД, наш народ разгромил осиные гнёзда врагов и сейчас, ликвидируя последствия вредительства, добивается огромных успехов на всех фронтах соцстроительства». Да, такая вот тотальная «охота на ведьм», весьма удобная позиция списывать все недостатки и ошибки в своей работе на «происки врагов», т.е. в то время часто действовали по известному принципу: «Бей своих, чтобы чужие боялись»! Недолго Гусев И.В. пробыл директором. Снова обращаюсь к «Стахановцу», сохраняя стиль и орфографию, присущие тому времени, итак, в номере №28 от 27 февраля 1939 года писалось, что «Приказом наркома директор нашего завода тов. Гусев назначен начальником Главного управления учебных заведений наркомхимпром. Директором нашего завода назначен Рубинский».
Давид Моисеевич Рубинский не был новым человеком на ДАТЗ. Он закончил Днепропетровский химико-технологический институт. Прибыл на предприятие как молодой специалист, инженер–механик. С декабря 1937 года по март 1939 года был секретарём партийной организации завода, а с марта 1939 года по август 1941 года работал директором ДАТЗ. Волевой, энергичный и целеустремлённый, он пользовался уважением и доверием в коллективе. Хотя мнения на этот счёт расходятся – но ведь невозможно угодить и нравиться всем!
Сведений о Д.М. Рубинском в нашем музее мало. В апреле 1938 года он был командирован с делегацией в Москву, чтобы доложить о пуске завода. Нарком химической промышленности поздравил весь коллектив завода. Указом Президиума Верховного совета СССР от 17 мая 1939 года за досрочное освоение производства и за достигнутые успехи группа работников была награждена высокими правительственными наградами, а Д.М. Рубинский награждён орденом «Знак Почёта». В июне 1939 года Нарком химической промышленности наградил 7 человек значками «Отличник соцсоревнования» и 6 человек похвальными грамотами. В этом же году был сдан в эксплуатацию цех крепкой азотной кислоты. В 1940 году ДАТЗ стал одним из ведущих предприятий химической промышленности и по итогам за 1-е полугодие вышел победителем в социалистическом соревновании среди коллективов Горловского и Кемеровского АТЗ. Завод набирал силу, росло предприятие, а с ним и жилищное строительство. В 1940 году в стране получили небывалый урожай без увеличения посевных площадей, благодаря внесённым в почву минеральным удобрениям. В августе 1940 года решением Наркомата химической промышленности и ЦК профсоюза коллективу завода было присуждено переходящее Красное знамя. Кроме того, значками «Отличник соцсоревнования» были награждены 8 человек, а 5 человек получили грамоты.
Но мирный, плодотворный труд азотчиков был прерван вероломным нападением гитлеровской Германии, нарушившей границы нашей Родины. 5 августа 1941 года городским комитетом партии было принято постановление об эвакуации людей и оборудования в глубокий тыл. Срочно создали комиссию по решению всех вопросов, связанных с демонтажем и отправкой оборудования в восточные области страны, в основном, в Пермскую область, для создания там новых производственных мощностей. Эшелоны уходили с завода под гром артиллерийской канонады. Д.М. Рубинский руководил отправкой людей и оборудования, работая день и ночь с немыслимым напряжением. Всё оборудование вывезти было невозможно, поэтому многое уничтожили, чтобы не досталось врагам.
Вот что написал мне в интернете сын Давида Моисеевича Игорь Давидович Рубинский, вспоминая страшное время эвакуации:
«В августе 1941 года наша семья была эвакуирована вместе с семьями сотрудников предприятия. Прицепили к эшелону с оборудованием несколько теплушек для людей и отправили в город Губаху Пермской области, которая тогда называлась Молотовской областью. Давид Моисеевич Рубинский остался на заводе для отправки оборудования и руководил эвакуацией практически до прихода немцев. Осенью 1941 года он добрался в Губаху. Далее отец был под следствием, так как не удалось по ряду веских причин оборудование вывезти полностью на 100%. Суд рассмотрел обстоятельства дела, и отец был оправдан».
Вот выдержка из постановления прокуратуры Союза ССР, соответствующая стилю оригинала:
«1942 г. июля 24 дня, г. Москва.
Следователь по важнейшим делам Прокуратуры Союза ССР, Хивцов, рассмотрев материалы дела об эвакуации Днепродзержинского азотно-тукового завода,
Установил:
В октябре 1941 г. УНКВД по Молотовской обл. было начато расследование дела о преступной эвакуации Днепродзержинского азотно-тукового завода.
В январе 1942 г. дело для окончания расследования было передано в Прокуратуру Союза г. Чирчика, после чего оно представлено в Прокуратуру Союза ССР для разрешения вопроса о дальнейшем следствии. Расследованием установлено, что основными причинами срыва эвакуации оборудования Днепродзержинского азотно-тукового завода явились:
1. Недостаток рабочей силы для демонтажа всего оборудования завода в короткий срок /7-8 дней/.
2. Недостаток вагонов, потребных для вывозки всего оборудования. Потребность вагонов составляла 700, представлено же было 140 вагонов.
3. Недостаток внутри заводского транспорта — автомашин, а также подъемных сооружений — кранов, что затрудняло работы по погрузке.
Несмотря на означенные затруднения 35-40% оборудования завода было эвакуировано. Директор завода Рубинский покинул завод лишь тогда, когда эвакуация оборудования была закончена.
Учитывая, что при наличии таких обстоятельств, директор Днепродзержинского азотно-тукового завода Рубинский к ответственности не может быть привлечен, а поэтому, руководствуясь ст. 4 и 5 УНК РСФСР постановил:
Настоящее дело дальнейшим производством прекратить.
Следователь по важнейшим делам /Хивцов/
«Согласен»
Пом. прокурора СССР, нач. следственного отдела /Шейнин/»
(Кстати, подписал постановление о невиновности Давида Рубинского сам Лев Шейнин, известный в своё время юрист, писатель и драматург. Его «Записками следователя» зачитывалось поколение ребят 60-х годов. По его сценариям снят ряд фильмов. За фильм «Встреча на Эльбе» в 1949 году он получил сталинскую премию, был награждён орденом Ленина. В 1937 году по доносу Шейнин был арестован и позже реабилитирован).
Весной 1942 года Рубинский Д.М. переехал в г. Чирчик Ташкентской области, где тогда находилась его семья, оттуда он был призван в армию. В 1945 году Давида Моисеевича демобилизовали, и вся семья переехала в город Харьков. Там он поступил в СМУ, где был начальником управления, а потом главным инженером треста. В марте 1964 года он умер от второго инфаркта миокарда и похоронен в г. Харькове. В Харькове проживает дочь Д.М.Рубинского — Галина Давидовна. Сын, после окончания ХАИ (харьковского авиационного института), живёт с семьёй в г. Дубна Московской области.
Вот такие сложные биографии сложились у довоенных директоров нашего завода, познавших все трудности, присущие той эпохе созидания, когда только зарождалась сказка, которая должна была стать былью для следующих поколений.
Л.Орлянская, директор музея истории ПАО «ДНЕПРАЗОТ».

Запись опубликована в рубрике Наша газета, Профком с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


4 − два =