У «ДНЕПРАЗОТа» хорошая репутация: работаем и будем работать
Прямая речь
О ближайшем прошлом, о настоящем и будущем «ДНЕПРАЗОТа», — разговор с заместителем Председателя Правления, коммерческим директором предприятия Андреем Михайловичем Пустовойтом.
То, что мы пережили во время простоя и в первые месяцы после него заслуживает серьезных размышлений. Но вот с точки зрения коммерческой службы эти времена наверняка выглядели еще и весьма драматично.
— Да, в декабре прошлого года заводу удалось запуститься, и это был очень тяжелый запуск. Возникло много проблем технического порядка плюс непростых экономических моментов, связанных с высокой стоимостью газа. Тем не менее, с этими проблемами мы достаточно успешно, на мой взгляд, справились. Председатель Правления С.Л.Сидоров не раз повторял, что у работников «ДНЕПРАЗОТа» высокий уровень квалификации и ответственности, — это в конечном итоге и позволило восстановить работоспособность предприятия, выйти на плановые мощности.
С самого первого момента после запуска завод столкнулся с несколькими сложными факторами. Вследствие простоя предприятие понесло серьезный кадровый урон, отток людей был весьма значительный. Сейчас, на сколько я знаю, идет позитивная динамика восстановления кадрового потенциала, но тот удар, который мы получили во время простоя, был очень болезненным.
На момент пуска на многих участках, особенно в цехах карбамида, попросту не было людей, которые могли бы вести отгрузку продукции: вырабатывался продукт и тупо шел на склады, его не грузили. Это первая проблема.
Второе. Когда мы запустились, то начали собирать подвижной состав со всей Украины. Процесс этот на бумаге выглядит просто, а в жизни был настоящим кошмаром, криком хотелось кричать, глядя на работу «Укрзалізниці». Кроме нецензурных слов, у меня и сейчас нет другой оценки. Практически вся промышленность Украины, и мы в том числе, очень ждем, когда на украинской железной дороге появятся обещанные американские тепловозы, о которых заявляло наше правительство. Была специальная программа, рассчитанная на 15 лет, по закупке 250 магистральных тепловозов. Сообщают, что первые 30 тепловозов уже прибыли в Украину и на данный момент проходят какую-то обкатку, сертификацию, обустройство сигнальными средствами, которые будут корреспондироваться с украинскими стандартами. Это хоть как-то облегчит работу железной дороги. Сейчас, представьте себе, со станции Нижнеднепровск-Узел (Днепр) 20 минераловозов или 5 цистерн, необходимых нам как воздух, едут на завод 4-5 дней. Расстояние 40 км — 5 дней движения! Я выходил на уровень от начальника станции до руководства Приднепровской железной дорогой и мне отвечали следующее: у нас на станции стоят 1500 вагонов, около 50 брошенных составов. Так и говорят — брошенных! То есть, тепловоз привез состав на крупную станцию, там вагоны перецепили, повезли что-то обратно по короткому плечу, а остальные обреченно ждут своего часа из-за нехватки тепловозов. Так вот, мы выходим из простоя, объемы продукции на складах растут, и если не будем отгружать карбамид, завод опять остановится. Отгрузка в январе — минимальна: нет людей, нет вагонов, колоссальные усилия предпринимаются всеми. И не только на предприятии, но и в управляющей компании. Мы перелопатили огромное количество фирм, нашли людей, которые помогли добыть подвижной состав, необходимый для предприятия. Количество вагонов довели с 200 до 700 единиц, и рост объемов продукции на складах стал, наконец, сокращаться. А ситуация была предельно накаленной, реально грозившей остановкой. Что такое предельный запас на складах? Огромный конус, сыпучий, как песчаный бархан, который может расползтись в любую минуту, — были жуткие времена. Люди работали на износ — локомотивных бригад нет, составителей нет… Сейчас хочу сказать спасибо транспортной службе, ее руководителю В.И.Александрову, его людям, которые подтянули все возможные и невозможные ресурсы, нашли пенсионеров, согласившихся вернуться в цех и помочь заводу. Нам удалось оперативно создать локомотивную бригаду, а потом еще одну, ведь объем грузоперевозок значительно вырос.
У нас появился новый способ отгрузки — фасовка в биг-бэги и соответственно возможности использовать новый тип вагонов. До этого мы не грузили продукцию в полувагоны, но минераловозов в Украине остро не хватает — мы всей страной фактически доедаем советское наследие — я это готов повторять где угодно. И до простоя мы вынуждены были использовать вместо минераловозов похожие по типу зерновозы и цементовозы. Но они имеют конструкционные отличия, к примеру, по количеству люков, их технологически грузить сложно, и с постановкой вагонов были проблемы: какой-то ниже, какой-то выше. Вроде бы, не сложные вопросы, но когда они приобретают массовый характер, это складывается в огромный ком, ты его отталкиваешь, а он все растет и растет. В какой-то момент он тебя просто раздавит или сметет, и мы практически дошли до этой ситуации. Нет вагонов, склады забиты, бесконечный поиск решений… И вот, наступил момент перелома. То же появление биг-бэгов сыграло положительную роль: получив возможность фасовки карбамида в мягкую тару, мы снизили нагрузку на минераловозы. А полувагонов в Украине много, это обычная практика, они колесят везде, и часть карбамида в биг-бэгах сейчас уходит на загрузку в полувагоны.
Коммерческая служба — я не рисуюсь абсолютно — работала крайне напряженно. Только сейчас, в конце апреля, появились у людей первые выходные, а до этого и по субботам, и по воскресеньям трудились, не покладая рук. Та же служба малого ремонта ЖДЦ работала практически на износ, — я уже попросил начальника цеха дать возможность людям отдохнуть. Да, мы платили людям за работу в выходные дни, но ведь и чисто физически это очень тяжело — месяцами без выходных, и речь идет о большой психологической нагрузке.
Я прекрасно помню момент преодоления кома огромных проблем: в начале марта мы перестали сыпать карбамид на склад. Потом потихоньку дошли до уровня, когда стали поднимать продукцию со складов с хорошей динамикой: 1000 тонн произвели и еще 300 тонн подняли со склада. Здесь не только транспортникам, логистам, сбытовикам спасибо, но и производственному персоналу — мы здорово поработали в марте. Я вас прямо прошу эти цифры обязательно отразить в публикации: при плане производства 65 тыс. тонн мы отгрузили 86 тыс. тонн. Это говорит о том, что свыше 20 тыс. тонн подняли со складов, стёрли эти конусы, выбрались из кризиса. Нормально сработали и в апреле: при плане производства 63 тыс. тонн отгрузили свыше 70 тыс. тонн карбамида. Думаю, что та тяжелая экономика, которая была у нас в декабре, когда мы только начинали путь восстановления потенциала предприятия, благополучно осталась позади.
Понимаете, как было в декабре? Надо включать завод, а для этого — сжечь миллионы кубов газа. Просто сжечь, пока нагреется, прокачается оборудование, пойдет пар и включится технология. Из этого газа мы ничего не получили. Это сейчас у нас все завязано, идет продукция, а тогда были просто убытки. Они понемногу сокращались и уже к февралю постепенно ушли. Но и без этого у нас осталась масса обязательств. Я затронул сейчас только работу отдела сбыта, а если коснуться снабжения… Можно рассуждать следующим образом: денег нет — ничего не покупаем. Но это не так! Действующее производство требует многого, и ситуация с выполнением немалых наших обязательств была очень сложной. Во время и после простоя на нас как из ведра посыпалась масса судебных исков, которые априори мы должны были проиграть. А как иначе: взяли товар и не расплатились. Тем не менее юристы находили решения, но хочу поблагодарить и службу снабжения: несмотря на эти сложнейшие моменты, мы не остановили и не сорвали ничего. Была масса трудностей, начиная со спецодежды и заканчивая металлопрокатом, но «ДНЕПРАЗОТ» — это хороший бренд, у предприятия — по-настоящему хорошее имя и высокая репутация. Мы постепенно, но неуклонно закрывали все долги и претензии. Расскажу чуть подробнее об одном случае. На момент капитального ремонта азотной группы у нас работала одна из уникальных украинских фирм с большой грузоподъемной техникой. Очень дорогой техникой и высокой стоимостью работы. Мы остались им должны, чего только не наслушались тогда, вплоть до советов другим партнерам не иметь с нами дела. Когда во время пуска снова потребовалась такая техника, мы стали искать подобные фирмы, а нам говорили: э, нет, мы знаем, нам звонили, кажется, вы не очень надежны. Почему я так долго говорю об этом? Нам и в будущем потребуется такая техника, ведем соответствующие переговоры с фирмами, но приятно другое: недавно позвонила та самая — «обиженная» на капремонте фирма, сменившая гнев на милость: говорят, у вас будет работа по нашему профилю, мы заранее согласны. Бренд «ДНЕПРАЗОТа» остается высоким, этим мы очень дорожим. Буквально на днях приезжала к нам солидная организация, которая никогда до этого не рассматривала «ДНЕПРАЗОТ» как партнера. Им интересны многие наши продукты и возможности, вплоть до сложных минеральных удобрений. Пожалуйста, — сказали мы. Одна из наших фирм-сателлитов сейчас на 100-м складе поставила установку и будет фасовать в биг-бэги как раз сложные минеральные удобрения по заказу потребителей (речь идет о комплексных удобрениях с определенным процентом азотной, калийной и фосфорной составляющей). Да, это планы, но они уже приобретают реальные очертания.
Я поначалу скептически относился и к цифре отгрузки 2 тыс. тонн карбамида в биг-бэги. Но сегодня и 12 тыс. тонн мне не кажутся непосильной нагрузкой. Говоря об этом, нужно выразить большую благодарность Никопольскому заводу ферросплавов. Там построили не совсем профильное для металлургов производство (в свое время этот завод имел свой цех товаров народного потребления, был опыт) для шитья биг-бэгов. Выход на производственные мощности нашего участка отгрузки карбамида совпал с их налаживанием производства биг-бэгов. Когда мы выходили на объемы заказов, я попросил не 2 тыс. мешков, а 4 тыс. (3 тыс. тонн карбамида) — с запасом. Сегодня мы от них требуем намного больше — мощности растут. То есть, мы своей хорошей работой развиваем и партнеров. Недавно сообщили, что в Никополе людей начали набирать на производство биг-бэгов, закупили дополнительное оборудование, ввели сменный график работы. Наш новый участок дал жизнь не только «ДНЕПРАЗОТу», но и Никополю. Сегодня мы расширяем географию продаж карбамида в биг-бэгах. Это очень удобно сельхозпроизводителю и для внесения удобрений, и для их хранения без потери качества.
Очень много у нас планов, которые нужно довести до конца — работаем: краны монтируем, внедряем автоматическую систему управления механизмами на участке фасовки. Все это очень непросто, требует четкого расчета. Та же установка шкафов управления требует приостановки участка на несколько дней и нужно минимизировать потери по реализации. Все очень взаимосвязано, переплетено. Для производства КАС, к примеру, привлекается масса усилий и людей, но когда появляются новые продукты, рождаются новые возможности. И вывод один — надо работать, а если работаем, то и сами встаем с колен, и рядом с нами поднимутся предприятия. С точки зрения сбытовой политики с гордостью хочу сказать, что когда мы начали работать — никого не подвели, все обязательства выполняются четко и порядочно. Короче, «ДНЕПРАЗОТ» — это звучит гордо!
— По весне всегда контрастнее и яснее картина наполненности рынка удобрений. Не потерял ли «ДНЕПРАЗОТ» часть рынка?
— Я бы не сказал, что мы что-то потеряли. Хотя бы по той простой причине, что огромное количество потребителей и пахотных земель в Украине позволяют иметь запасы прочности. «ДНЕПРАЗОТ» имеет свою надежную нишу, привязанную к большим территориальным регионам: Днепропетровская, Запорожская, часть Полтавской области, юг Украины — Николаевская и Херсонская области. С ОПЗ на юге не связывались внутренние ожидания, на ОПЗ больше ориентировались на экспорт продукции — само название «Припортовый» говорит об этом. Поэтому юг остается за нами. Когда мы сообщили о возобновлении деятельности предприятия, поначалу потребители отреагировали с некоей осторожностью. Но эта осторожность продолжалась дней пять. А потом мы почувствовали наплыв предложений и самое приятное, что появились новые рынки, в частности, в Одесском регионе. В этом плане надо вести постоянную кропотливую маркетинговую работу. Я иногда смотрю на своего заместителя Андрея Сёмича с большим почтением и восхищением — у него телефон просто прирастает к уху — ну такая уж ситуация. Это как поговорка у студентов: сначала ты работаешь на зачетку, потом зачетка — на тебя. Почему я говорю о бренде «ДНЕПРАЗОТа»? Мы очень скрупулезно за этим следим: если пообещали, что отгрузим продукцию в срок, то должны разорваться, но сделать, несмотря на трудности.
Будем работать, у нас хорошая репутация. И перспективы есть.
Запись опубликована в рубрике
Наша газета,
Профком. Добавьте в закладки
постоянную ссылку.