Цех синтеза аммиака включился в программу ремонта

Капитальный ремонт-2021
В рамках подготовки к капитальному ремонту цеха синтеза аммиака №1-Б начата масштабная работа по перегрузке катализатора в колоннах поглотителя. Как рассказал ведущий инженер-технолог цеха №1-Б Андрей Николаевич Губа, перед капитальным ремонтом для обеспечения будущих пусковых работ проводится процесс перезагрузки катализатора.
— У нас в цехе загружается в поглотительные колонны два вида катализатора — медно-цинковый и цинковый. Последний катализатор работает во время штатной работы цеха, а для пуска, когда по технологии необходима азото-водородная смесь (в прежние времена АВС брали в цехе №1), было принято решение использовать медно-цинковый катализатор. Мы ставим небольшую его часть, поскольку во время пуска достаточно малого объема этого катализатора. Именно во время пусковых работ на нем и будет происходить абсорбция соединений серы, присутствующих в природном газе — то есть очистка газа. К пусковому периоду этот катализатор должен быть готов к работе, поэтому его загрузка всегда проводится накануне капитального ремонта.
— Кто занимается перезагрузкой катализатора?
— Для этой очень масштабной и ответственной операции в нашем цехе создана специальная бригада, в которую из смен были выделены люди, имеющие допуск к газоопасным работам внутри аппаратов. Бригадиром назначен высококвалифицированный, очень ответственный специалист — начальник смены В.В.Романов, у него в подчинении — 7 работников. Курирует эту работу начальник участка А.А.Судак, под чьим руководством проведены все подготовительные этапы по созданию схем переключения аппаратов, перезагрузке катализатора, штатному отключению оборудования, снабжения всеми необходимыми материалами, оформлению документации.
Как только к нам прибыл катализатор, начались плановые работы; мы рассчитывали, что катализатор прибудет 1 мая, но у снабженцев получилось доставить его раньше. Это хорошо, поскольку до 15 мая — начала капитального ремонта азотной группы цехов — остается больше времени, чтобы катализатор включился в работу.
Собственно сероочистка — это комплекс оборудования: реактор гидрирования и два аппарата-поглотителя. Аппараты могут работать как параллельно, так и последовательно: отключение одного из аппаратов — вполне штатная ситуация в условиях действующего цеха, хотя нагрузка на работающий агрегат увеличивается, но это кратковременное явление. Первый поток проходит через работавший до этого катализатор, а свежий катализатор становится вторым по ходу потока — для доочистки. Здесь цель и катализатор поберечь, и лучше доочистить газ, поскольку катализатор более активен.
— Перезагрузка предполагает какие-то технические тонкости или это чисто физический труд?
— И физический труд, и большая технологическая работа. Предполагается отключение аппарата, выведение его из эксплуатации, ведь поток газа до этого шел через два поглотителя, а во время перезагрузки идет через один, то есть требуется особая ответственная и аккуратная технологическая работа. Плюс важна работа и по восстановлению катализатора, которая делается по отдельной программе и предусматривает ряд операций в течение 3-4 суток. Здесь собирается специальная схема, работающая на «Азоте» — у нас есть азотодувка с теплообменником и сепаратором для восстановления любых катализаторов, кроме реагентов колонны синтеза. Да, во время самой перезагрузки работа больше физическая. Если старый катализатор спекся, то его нужно дробить перед выгрузкой, но для всех операций по выгрузке-загрузке у нас имеется соответствующее оборудование.
Крановую технику во время выгрузки мы практически не используем, она необходима только при загрузке. Но вот один из видов катализатора к нам доставлен в бочках, а другой — в биг-бэгах. С мягкими контейнерами работать намного легче: мешки легко поднимаются, выставляются на нужной позиции, ставится рукав и идет загрузка. А бочки требуют использования специальной площадки, на которой раньше стояли вибродвигатели и сетка для просеивания. Сейчас этого оборудования не требуется, поскольку само производство катализатора качественно изменилось, пыли практически нет. Мы поднимаем погрузчиком бочки, через сетку содержимое высыпается в бадью, потом ее поднимают краном и дальше процесс выгрузки продолжается, как из биг-бэгов. Нештатных ситуаций не ожидается, все заранее продумано, отработано, занимаемся этим не впервые — люди у нас опытные и ответственные. Уверен, что этот этап перед капитальным ремонтом будет пройден достойно.
Как рассказал заместитель начальника цеха синтеза аммиака №1-Б Илья Петрович Фишбейн, капитальный ремонт, без учета перезагрузки катализатора и освидетельствования изотермических хранилищ участка СЖА (склад жидкого аммиака), будет длиться 30 суток. Нужно учитывать, что в 2020 году цехом пройден производственный цикл без капитального ремонта, а принимая во внимание, что в 2019 году капремонт длился 9 суток и проводился в основном для замены котлов, то, по сути, цех отработал практически два с половиной года без капитального ремонта. Это далось нелегко, пришлось преодолевать целый ряд непростых проблем, и сегодня наша задача — обеспечить надежность эксплуатации оборудования, хорошо подготовиться к капитальному ремонту. Объем работ предстоит значительный, это касается ремонта компрессии, замены катализаторов, устранения замечаний, которые появились в течение последних двух лет.
Еще до начала капитального ремонта на участке СЖА прошла большая работа к очень ответственному процессу — техническому освидетельствованию изотермического хранилища аммиака. Об этом редакции рассказал начальник участка СЖА цеха №1-Б Юрий Владимирович Мирошниченко.
— Такое освидетельствование проходит раз в четыре года, и работа эта непростая. Емкость изотермы большая, ее геометрический объем составляет 17 тыс. куб. м. Уже проведены работы по антикоррозионной защите и покраске хранилища. Специалисты УСМиРР восстановили ограждающую железобетонную стену: заделали трещины, положили слой раствора на участки, которые подверглись выветриванию до арматуры. Новый этап освидетельствования — проверка хранилища внутри во время которого оценивается состояние металла и швов, устранение дефектов. Для технологов такая работа знакома, но по-своему сложна. Изотерма полностью освобождена, в ней проведены необходимые восстановительные работы, чтобы к пуску цеха и освидетельствование было закончено, и была возможность принять необходимые объемы аммиака. Начальник участка Ю.В.Мирошниченко предоставил для газеты уникальные снимки изотермического хранилища изнутри.
Итак, 15 мая стартует капитальный ремонт азотной группы цехов, все службы предприятия к нему готовы.
По теме: масштабный капитальный ремонт в цехе синтеза аммиака №1-Б прошел в 2018 году и длился 48 суток. По программе этого ремонта в цехе была произведена замена габаритного аппарата — реактора поз. 103D. Ремонт 2019 года длился 9 суток и имел категорию остановочного. В программу работ была включена замена трубчатых котлов-утилизаторов поз. 101СА и 101 СВ. Все службы отработали без замечаний, работы были организованы круглосуточно.

Запись опубликована в рубрике Наша газета, Профком. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


семь + 1 =