Авилов Олег Владимирович
Галерея славы азотчиков.
Авилов Олег Владимирович — человек, оставивший заметный след в истории нашего предприятия, Олег Владимирович Авилов родился 12 мая 1914 года в Оренбурге в семье переводчика химических текстов с английского языка. После окончания восьмилетки в Куйбышеве поступил в техникум стройматериалов, а затем в химико-технологический институт, который с отличием окончил в 1936 году.
Получив диплом инженера-технолога неорганических веществ, Авилов мечтал продолжить обучение в аспирантуре. Характеристики для поступления в аспирантуру в тот год получили отличники Куйбышевского химико-технологического института, среди которых были Олег Авилов и Мария Голубцова, его будущая супруга. В аспирантуру их не приняли, так и не объяснив почему. Тогда молодожены поехали в Кемерово на работу на азотно-туковый завод – одну из новостроек СССР.
Во время очередной стажировки в Дзержинске Олег Авилов познакомился с несколькими молодыми инженерами из Днепродзержинска, где строился крупный по тому времени азотно-туковый завод. Приложив немало усилий, Авиловы добились перевода на ДАТЗ и в 1939 году переехали в Днепродзержинск.
Олег Владимирович Авилов был назначен временно исполнять обязанности начальника цеха №5, затем, также временно – начальника цеха №6/12. Этот цех был пущен в 1939 году и имел оборонное значение.
Цех №6/12 – по производству крепкой азотной и серной кислоты – был небольшим. В его коллективе работало 150 человек. Причем трудились они в очень тяжелых условиях. Внутри здания цеха постоянно висел «туман» из мельчайших капель серной и азотной кислоты. Конструкция агрегата цеха была такова, что 6 ректификационных колонн высотой около 7 метров и диаметром 800 мм были снабжены гидрозатворами, которые периодически пропускали в помещение цеха фонтаны кислоты, температурой 180ºС. Причиной тому был неустойчивый технологический режим и неудачная конструкция аппаратуры. К тому же колонны часто трескались из-за агрессивной среды и некачественно проводимых ремонтов.
Быстро разрушались от кислотного тумана и разливов кислоты даже стены цеха. Ситуация осложнялась и особенностями грунта, на котором был построен корпус – после дождей в нем возникали провалы, асфальтированные отмостки вокруг здания не защищали от воды, фундамент постепенно размывался, проваливался. Молодому инженеру Авилову выпало руководить оборонным цехом в этих условиях.
Вскоре на предприятие приехал Госконтроль. Напомним, что это были суровые годы, когда под расстрельную статью «за вредительство» шли многие организаторы производства. Госконтроль мог отправить под суд любого руководителя за выявленные упущения. Авилову дали задание посчитать, сколько аварий произошло в цехе за год. По инструкции Госконтроля аварией считалась остановка любого основного оборудования даже на несколько минут. Олег Владимирович подсчитал, что аварийных остановок произошло 1750. И предоставил справку об этом Госконтролю.
Очевидно, его честность при составлении справки наверху оценили, потому что в тот раз все обошлось приказом об объявлении выговора и.о. начальника цеха №6/12 ДАТЗ О.Авилову. Для самого же инженера этот приказ стал поводом задуматься над тем, как организовать работу цеха по-новому.
В то время в цехе работала бригада слесарей-ремонтников, состоявшая из 10 человек. Посоветовавшись с парткомом и директором завода, Авилов предложил бригадиру ремонтников получить 2 тысячи рублей (стоимость ремонта колонн бригадой), а после выполнения ремонта самому распределить между слесарями в зависимости от участия каждого в работе. Было поставлено условие, что деньги бригадир получит, после того как ремонтируемая колонна безаварийно отработает положенный срок.
Метод Авилова, позже он будет широко известен как метод бригадного подряда, принес отличные результаты. Положение коренным образом изменилось к лучшему – ремонты стали выполняться качественно и колонны ни разу не останавливались из-за появления дефектов.
Вскоре в цехе №6/12 занялись культурой производства – навели порядок и чистоту. Совершая ежедневный утренний обход, Олег Владимирович с удовлетворением отмечал хорошие перемены. И все было бы ничего, если бы не многочисленные нарушения технологического режима (ТР). За год их было не менее 200. А зимой 1939 года в результате систематических нарушений ТР цех остановился. Вот тогда-то Авилов и решился на крайнюю меру – снять премию за квартал нарушителям ТР. Те же, у кого в смене нарушений было значительно меньше, получили премию полностью. Депремированные жаловались в партком и администрацию предприятия, но никто не поддержал их требования.
Результаты такого жесткого метода руководства стали видны сразу же. Вскоре начальник цеха №6/12 О.В.Авилов даже был освобожден от ежедневного рапорта главному инженеру предприятия – нарушений в цехе не было вообще.
Олег Владимирович Авилов вел большую работу по выявлению и ликвидации «узких мест» на производстве. Эта работа была весьма эффективной. Так, например, только за счет устранения необоснованных простоев цистерн цех стал получать значительные премии за экономию времени железнодорожного транспорта. Тогда еще не шла речь о научной организации труда коллектива и руководителя, но, опережая свое время, Авилов до всего доходил сам, добиваясь четкого ритма в работе.
В 1941 году, после объявления о вторжении немецко-фашистских оккупантов на территорию СССР, цехи ДАТЗ продолжали работу до 7 августа. Ночью 17 августа последний эшелон, груженный оборудованием, отправлялся с ДАТЗ в эвакуацию. Буквально в последний момент Авилов получил распоряжение главного инженера завода слить около 300 кубов серной кислоты в Днепр и выполнил этот приказ. С последним эшелоном Авилов с женой направились в Дзержинск. Здесь на заводе им.Калинина они и работали до окончания войны.
Весной 1943 года Олег Владимирович получил первую правительственную награду – медаль «За трудовую доблесть». В июле 1945 года Авилов уехал на демонтаж оборудования в Германию. Позже туда же приехала и его семья. Затем Авиловы вернулись в Днепродзержинск. На отчетно-выборной партийной конференции ДАТЗ, Олег Владимирович был избран секретарем партийного комитета завода.
На партийной работе Авилов был недолго – опытный инженер возвратился к организации производства. Никак не удавалось, например, наладить пуск цеха прямого синтеза. По просьбе Авилова на завод прибыл научный сотрудник столичного ГИАПа В.Е.Гарфункель. После совместного тщательного обследования было установлено, что послепусковые остановки цеха объясняются ошибками проектантов. Вместе с главным инженером ДАТЗ Б.Г.Овчаренко О.В.Авилов написал письмо в Главазот с просьбой о проведении реконструкции цеха. После выполнения необходимых работ цех заработал уже без перебоев.
В 1956 году Авилова назначили начальником производственно-технического отдела, а в 1958 году он становится главным инженером предприятия. В то время он работал ежедневно по 10-12 часов. Главный инженер предприятия кроме решения производственных вопросов работал с огромным количеством различных документов. И хоть «бумажная» работа был не по душе Олегу Владимировичу, но и её он сумел организовать наилучшим образом, так, что руководители различных рангов получили возможность больше времени уделять совершенствованию технологических процессов и развитию предприятия.
Огромной заслугой Авилова была активизация рационализаторского движения на ДАТЗ. Улучшилось качество заявок на рацпредложения, а их внедрение повышало эффективность производства.
В 1963 году Олега Владимировича Авилова направили на работу в Комитет по координации научно-исследовательских работ. В феврале 1963-го он возглавил отдел химической промышленности ЦК Компартии Украины. В этой должности он трудился 21 год. Во многом благодаря его неравнодушному участию это время стало периодом бурного развития украинской химической отрасли.
В январе 1970 года Авилов возглавил Министерство химической промышленности. Украина была единственной республикой, в которой было такое министерство. Олег Владимирович возглавлял его 9 месяцев. После этого он вновь вернулся в ЦК на свою прежнюю должность, где работал до 1984 года.
Депутат Верховного Совета УССР четырех созывов, член ЦК Компартии Украины, кавалер нескольких государственных наград, автор целого ряда работ по вопросам технического прогресса в химической промышленности, вот таким был наш замечательный земляк, азотчик Олег Владимирович Авилов.
Его не стало в 1991 году. Но в памяти тех, кто его знал, до сих пор жива оставленная им добрая память.
По материалам газеты «Панорама «Азота»