Железнодорожный цех: транспортная артерия предприятия

История становления и развития ЖДЦ
В 1934 году, одновременно со стартом строительства Днепродзержинского азотно-тукового завода началась укладка первых звеньев железной дороги. По вновь построенным железнодорожным путям шла подача стройматериалов и оборудования для строительства цехов завода №1, №6, газового цеха, аммиачной селитры и других подразделений предприятия.
Вероломное нападение фашистской Германии прервало мирный труд советского народа. Основное оборудование ДАТЗ было эвакуировано в восточные районы страны. Последний эшелон был отправлен, когда уже бомбили Днепродзержинск, с ним эвакуировались начальник железнодорожного цеха Наполеон Иосифович Лопатецкий (начальник ЖДЦ с 1940 по 1955 гг.) и мастер службы пути Андрей Васильевич Шанин. Поезд вели паровозом ДАТЗ серии «ЭМ». В 1943 году, после освобождения города, началось восстановление завода. Эвакуированное оборудование доставлялось обратно. В этот период Н.И.Лопатецкий внес большой вклад в организацию работ по восстановлению и вводу в эксплуатацию в кратчайшие сроки железнодорожного цеха. В службе пути работали тогда одни женщины. В 1946 году возобновилась транспортировка продукции предприятия: в работе находилось тогда 3 паровоза, функционировала станция Заводская (ранее ст.Сортировочная), которая имела 3 железнодорожных пути. Паровозы в цехе были маломощные, старых западно-европейских серий, которые не были даже оборудованы автотормозами.
С 1955 по 1958 годы железнодорожный цех возглавил П.И.Орешин. В те годы заканчивались работы по восстановлению и реконструкции отдельных производств завода и железнодорожного цеха. В 1956 году в ЖДЦ насчитывалось 5 паровозов, 92 собственных вагона, было 38 км пути. В связи с интенсивным развитием предприятия, строительством новых производств азотной части и хлорорганики были сооружены паровозное депо и пункт промывки железнодорожных цистерн.
В 1958-м под руководством начальника цеха А.И.Ковыршина (с 1958 по 1969 годы) началась замена паровозной тяги на тепловозную. А завод получил первые пять маневровых тепловозов ТГМ-1 мощностью 400 лошадиных сил. В 1967 году под руководством А.И. Ковыршина и заместителя начальника ЖДЦ Б.Ф.Есипова была согласована с Харьковским институтом «Промтрансниипроект» проектная документация по строительству объектов железнодорожного цеха на станции Карнауховка, по реконструкции станции Заводская и по строительству фронтов погрузки-выгрузки во всех цехах химкомбината.
С 1969 по 1977 годы, во время руководства цехом Ю.А. Заседателевым было начато строительство новой станции Карнауховка-промышленная, пункта промывки крытых вагонов и пункта пропарки железнодорожных цистерн с комплексом очистных сооружений сточных вод. Построено новое депо для ремонта локомотивов и кранов, гараж для ремонта путевых машин и механизмов. За этот период была полностью произведена замена паровой тяги на тепловозную.
С 1970 года ЖДЦ оснащается более мощными тепловозами серии ТЭМ2 (мощностью 1200 л.с.) с электрической передачей, были получены новые мощные железнодорожные краны, путевые машины и механизмы для ремонта пути, а также цистерны для перевозки продукции нашего предприятия.
В 1977 году начальником ЖДЦ был назначен В.И. Кривобок (начальник ЖДЦ по 1979 г., в дальнейшем – генеральный директор ДПО «Азот»), который ввел в эксплуатацию технологическое оборудование пункта промывки-пропарки цистерн и крытых вагонов; оборудование мастерских по ремонту подвижного состава, новые модели маневровых тепловозов и грузоподъемных механизмов. В этот период был разработан и введен в действие новый технологический процесс работы подъездного пути с Приднепровской железной дорогой.

С 1979 по 1981 годы цех возглавлял Б.Ф.Есипов (впоследствии – заместитель генерального директора ДПО «Азот» по транспорту). Коллектив цеха занял 1-е место в соцсоревновании среди железнодорожных цехов Министерства по производству минеральных удобрений. Была проведена реконструкция ст.Баглей-промышленная, решены вопросы по обеспечению подвижным составом для перевозки минеральных удобрений, аммиака, ПХВС и других продуктов новых производств ДПО «Азот».
С 1981 по 1987 годы начальником цеха был назначен Ю.С.Васильев. В это время была проведена реконструкция железнодорожных сетей наполнителя сухих отходов и других маневровых районов, проводилась работа по совершенствованию и повышению эффективного использования подвижного состава ЖДЦ. В наличии имелось 10 тепловозов серии ТЭМ2, 770 вагонов местного парка, протяженность железнодорожной сети уже составляла порядка 100 км, перевозилось свыше 2 млн. тонн груза. В 1982 году было начато строительство гуммировочной мастерской. Велись работы по строительству и оборудованию станций Карнауховка-промышленная и Карнауховка-МПС, электрической централизации, строилась третья станция «Азотная» параллельно ст.Баглей.
В 1988 году, впервые на конкурсной основе, начальником ЖДЦ был избран А.Е. Кравченко (работал до 1994 года), который внес значительный вклад в компьютеризацию нашего цеха. Так, в 1990-м создан информационно-вычислительный центр, который в немалой степени способствовал точности и оперативности получения необходимой информации о движении подвижного состава, учету парка вагонов. За этот период проведено восстановление производственных зданий на станции Карнауховка-промышленная, поврежденных в результате оползня южного откоса со стороны пос.Карнауховка.
Начальник ЖДЦ Г.В.СкрипникВ 1994 году начальником ЖДЦ был назначен С.П.Трифоненко. За время его руководства был разработан единый технологический проект железнодорожного транспорта предприятия с Приднепровской железной дорогой. В 1996 году установлены электронные весы для взвешивания отправляемой продукции предприятия.
С 2000 года ЖДЦ возглавляет Григорий Владимирович Скрипник. Этот период характеризуется дальнейшей стабилизацией работы цеха. В 2000-м (впервые за десять предыдущих лет – а это было время развала СССР и всех существовавших экономических связей) азотовским железнодорожникам удалось не только достичь миллионного рубежа грузооборота, но и перешагнуть его.

Большой вклад ветеранов-орденоносцев в общее дело
Большой вклад в развитие ЖДЦ внесли ветераны труда, проработавшие в цехе свыше четверти столетия. Это орденоносцы:
Иван Михайлович Малахов – машинист локомотива, был награжден Орденом Трудового Красного Знамени; мастер Михаил Филиппович Кириченко, награжден Орденом Трудового Красного Знамени и медалью в честь 50-летия Победы в Великой Отечественной войне. Орденом Трудовой Славы III степени награждены: слесарь Николай Дмитриевич Олейник, составитель поездов Николай Евгениевич Глоба, электромонтер Виктор Петрович Мосьпан (с 2006 года он – энергетик ЖДЦ). Владимир Тимофеевич Галиченко был награжден Орденом «Знак Почета».
Наибольший трудовой стаж в цехе имели наши «заслуженные железнодорожники»: Б.И.Самолдин (41 год), И.И.Кривокобыльский (39 лет), С.И.Киселенко (39 лет), М.Ф.Хачатурян (38 лет), М.Д.Степаненко (37 лет); свыше 30 лет связали с железной дорогой А.К.Митюченко, И.И. Фортуна, В.Г.Однорог, В.И. Козловский, В.Я.Зиненко, А.Н.Коновой, С.Н.Копейка, А.Н.Столов.
Алексей Николаевич Столов на предприятии работал с 1977 года, в должности заместителя начальника ЖДЦ – с 1985-го. За 26 лет своей деятельности оставил заметный след в истории ЖДЦ. В 2002 году ему было присвоено звание «Лучшего специалиста предприятия». В 2005-м был Лауреатом конкурса ОАО «ДнепрАЗОТ» в области производства, науки, техники и экономики» – за участие в разработке темы «Перевод собственных вагонов на систему технического обслуживания и ремонта по фактически выполненному объему работ».

Железнодорожный цех сегодня
ЖДЦ сегодня – это железная дорога в миниатюре, она является высокоорганизованной и мобильной структурой, несмотря на географическую особенность расположения цеха – отдаленную разбросанность отдельных его участков.
Работа в цехе организована по службам: грузовая служба, служба пути, служба депо подвижного состава (служба тяги), служба подготовки подвижного состава, энергослужба и служба движения. Познакомимся с ними поближе.

Грузовая служба
Это важное подразделение ЖДЦ возглавляет Елена Анатольевна Кулиус. С 2008 года на предприятии функционирует система АРМ грузоотправителя, позволяющая часть сопроводительных документов на отправляемую продукцию готовить в электронном виде и передавать по компьютерной сети предприятия в товарную контору ЖДЦ для оформления перевозочных квитанций и накладных.
С 1 июля 2011 года руководством ЖДЦ (начальником цеха Г.В.Скрипником и заместителем начальника цеха А.Н.Столовым) совместно с инженером транспортного отдела О.М.Валеевой и инженером по учету движения подвижного состава О.Ю.Новиковой был внедрен электронный документ – программное обеспечение (ПО) «АС Клієнт УЗ», разработанный на «Укрзалізниці».
Главная функция ПО – это возможность создания перевозочного документа со всеми сопроводительными документами в электронном виде с последующей передачей их в автоматизированную систему «Укрзалізниці». Благодаря системе «АС Клієнт УЗ» стало возможным оформлять документы на возврат порожних вагонов с любой станции Украины непосредственно с рабочего места ЖДЦ.
От четкой и оперативной подготовки перевозочных документов зависит выполнение плана реализации, своевременная доставка грузов потребителю. Кроме подготовки документов, работники грузовой службы производят осмотр отправляемых и прибывающих грузов, контролируют правильность начисления платежей за перевозки, время нахождения вагонов под грузовыми операциями. В службу также входят работники, обязанностью которых является доставка хлора и карбамида потребителю.

Служба пути
Главная задача этой службы – обеспечить бесперебойное функционирование транспортных артерий «ДНЕПРАЗОТа», безопасную перевозку по железной дороге предприятия продукции, вырабатываемой в цехах, а также грузов, поступающих на предприятие, выполнение профилактических и текущих ремонтов железнодорожных путей. Начальником службы пути является Владимир Михайлович Головатюк. Мастер службы – Михаил Иванович Ярош.
В 2006 году была проведена реконструкция железнодорожных путей станции Баглей-промышленная. Решена задача по удлинению путей, избавились от проблемы транспортировки «лишних» вагонов за 15 км на станцию Карнауховка-промышленная. Появилась возможность накапливания порожних и груженых вагонов на станции Баглей-промышленная, что повлияло на оперативность при отправке готовой продукции потребителю. В результате, в связи с уменьшением маневровой работы, были сокращены затраты на дизельное топливо, снижена амортизация локомотивов, достигнуто оптимальное использование людских ресурсов.
Службой пути ежегодно производится капитальный ремонт трех-четырех стрелочных переводов, верхнего строения пути, до 3000 погонных метров железнодорожного полотна.

Служба депо подвижного состава, или служба тяги
Усилиями слесарей-ремонтников по ремонту подвижного состава поддерживается в технически исправном состоянии весь тяговый подвижной состав ЖДЦ: локомотивы, железнодорожные краны, дрезина. Ушли в прошлое те времена, когда ремонт наших локомотивов производился в других депо. Возглавляет эту службу Николай Александрович Шпинёв, его «вторая рука» – мастер по ремонту локомотивов и кранов Андрей Анатольевич Линник.
В 2005 году при активном участии заместителя начальника ЖДЦ А.Н.Столова, начальника депо подвижного состава И.А.Пашкова, мастера по ремонту локомотивов и кранов Н.А.Шпинёва, слесаря по ремонту локомотивов и кранов на железнодорожном ходу С.Г.Бичивника был внедрен комплекс мероприятий по снижению затрат на техническое обслуживание локомотивов (обточку колесных пар). В результате отказа от услуг сторонних организаций и увеличения межремонтного ресурса гребней колесных пар (с 3-х до 12-ти месяцев) за счет установки гребнесмазывателей, экономия средств составила порядка 110 тысяч гривен.
В 2008 году творческим коллективом (тогдашний заместитель Председателя Правления – коммерческий директор А.В.Сёмич, заместитель коммерческого директора по транспорту Н.Ф.Литвиненко, начальник цеха Г.В.Скрипник, заместитель начальника цеха по технической работе И.А.Пашков, начальник депо подвижного состава Н.А.Шпинёв) были выполнены работы по внедрению системы эксплуатации локомотивов ТЭМ-2 без помощника машиниста локомотива, что позволило уменьшить численность штатного расписания локомотиво-составительских бригад с существенной экономий фонда заработной платы.

Служба подготовки подвижного состава
Главная задача службы – поддерживать в работоспособном состоянии имеющийся собственный подвижной состав (более 700 единиц). Сюда входит подготовка собственных полувагонов, цистерн, минераловозов под погрузку – осмотр, ремонт, новые надписи после ремонтов и диагностирования. Подготовка к гуммировке «солянокислотных» цистерн также выполняются специалистами этой службы. Возглавляет службу Геннадий Александрович Хвалов, в его подчинении находятся мастер по ремонту Александр Геннадиевич Хвалов и мастер по ремонту минераловозов Павел Сергеевич Коваленко.
В 2005 году здесь была проведена большая работа по переоборудованию пневматической системы разгрузки минераловозов. Модернизация позволила во время массовой отгрузки продукции в 2-3 раза ускорять процесс отгрузки, что ведет к значительному сокращению затрат и экономии средств.
Ремонт вагонов и цистерн стал производиться по новой системе – по пробегу, в результате чего был увеличен межремонтный пробег с одного года до двух с экономией финансовых средств.
Для поэтапного обновления собственного рабочего парка в 2007 году было приобретено 30 полувагонов для перевозки соли, а в 2008-м – приобретены и модернизированы 21 цистерна для перевозки натра едкого. В 2010 году специалистами службы подготовки подвижного состава совместно со специалистами Днепропетровского национального университета железнодорожного транспорта и экспертно-технического центра проводилась программа по диагностированию, испытанию узлов и механизмов цистерн с целью продления их нормативного срока. Приобретены и модернизированы еще 15 цистерн для перевозки натра едкого.
Все необходимые ремонты производятся на станции Карнауховка-промышленная, на пункте по ремонту минераловозов, а также в дежурном режиме на станциях Баглей-промышленная и Заводская.

Энергослужба
В энергослужбу ЖДЦ входят специалисты, обслуживающие коммуникации цеха: коллекторы подачи пара, воды, линии электропередач, электрооборудование. В задачи этой службы входит обеспечение работоспособности тягового подвижного состава по электрической части, систем блокировки и сигнализации шлагбаумов, светофоров, надежность работы связи. Возглавляет службу Виктор Петрович Мосьпан.
В 2007 году собственными силами этого подразделения была произведена реконструкция наружного мачтового освещения станции Баглей-промышленная – с заменой оборудования на менее энергоемкое, с большим сроком эксплуатации. В результате этих работ затраты по электроэнергии уменьшились на 15 тысяч грн. в год. Проведены также большие работы по прокладке кабеля.

Служба движения
Служба движения – конечный этап, завершающее звено работы цеха, она занимается непосредственно перевозками, и главная задача службы – своевременно отправить потребителю произведенную цехами продукцию. Специалисты службы движения находятся в постоянном контакте с представителями технологических цехов и отдела реализации «ДНЕПРАЗОТа». От правильной организации маневровых работ, от ритмичности обслуживания технологических цехов зависит своевременная доставка грузов потребителю, следовательно, выполнение плана реализации. Руководит службой Виталий Васильевич Пучка.
В 2005 году цехом была получена лицензия на оказание услуг по перевозке груза. ЖДЦ обслуживает клиентов, которые находятся на территории нашего химического гиганта и расположенных рядом с ним. За счет этого ЖДЦ зарабатывает для ПАО «ДНЕПРАЗОТ» более полумиллиона гривен.
Материал подготовила М.Лукьяненко, оператор по вводу данных в ЭВМ, предцехкома ЖДЦ.
Фото Е.Неклесы.

Запись опубликована в рубрике Наша газета, Профком с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


3 × пять =