Второе поколение «Кавказских пленниц»
Портреты современниц
Техническая интеллигенция в последнее время становится подзабытым определением целой категории людей, востребованных в любые эпохи. На любом посту (рабочем месте). И не стоит сетовать на подзабытость, тем более пытаться отряхнуть пыль с «определений», возрождая общественное уважение к технической интеллигенции. Она есть. И живет не общественным уважением, а силой характера, убеждений, крепким внутренним стержнем людской основательности. Интеллигенция по основному значению и предназначению — неравнодушие к чужой беде. Активное, деятельное неравнодушие: спасти, помочь, организовать, вместе решить проблему. И с техническим прилагательным все просто: «технари» лучше других знают, как разрешать проблемы системно и творчески. Второе поколение «Кавказских пленниц»: отличниц, комсомолок и просто красавиц в современном проявлении этих качеств и есть техническая интеллигенция. Председатель цехкома ПКО Светлана Власова — лучшее тому подтверждение. Говорят, получая награду за активную творческую, спортивную и жизненную позицию (в преамбуле к награде наверняка слова были другими, но суть от этого не меняется) прямо на сцене ДК «Химик» Власова ответным жестом… села на шпагат (в позапрошлом веке был бы книксен, в прошлом — крепкое женское рукопожатие, а нынче — так!). Рождаются такими людьми или становятся? Попробуем понять из небольшого монолога самой Светланы.
…Связь времен и эпох — удивительное дело. Тянется цепочка поколений из бесконечного прошлого в будущее, и каждое звено в ней — неповторимая судьба, особый характер, оттиск бытия на фоне эпохи. А все — родная кровь. Впрочем, о бесконечном прошлом сложно говорить, ведь столько раз в юности расспрашивала бабушек-дедушек о жизни, — все больше отмалчивались. Боялись «бесконечного» прошлого, возвращающего в разруху 20-х, репрессивную молотилку 30-х, войну, голод… Все же из семейных преданий, «пожилых» разговоров бабушки, маминых уютных рассказов после просмотра доброго фильма по телевизору, прошлое нашей семьи понемногу выстраивалось в историю.
Мой прадед пришел с первой мировой практически инвалидом — попал под немецкую газовую атаку. Умер в 1920 году, оставив прабабушке Анюте распоряжаться немудрящим, но добротным хозяйством в поселке Луганской области, растить трех сыновей и дочку. Сыновья женились, но остались с семьями в родительском доме В колхоз она идти не захотела, до «кардинального» решения вопроса заперли непокорную Анюту в подвале управы. А ночью дальняя родня взломала дверь подвала, вызволила прабабку, привела ей козу и младшую дочь Лиду (бабушку мою), посоветовав срочно уезжать. И добрались они — чудом, добрым людям благодаря, на Донбасс в городишко Золотое. Перезимовали в землянке, а по весне попала Анюта на шахту, куда потом устроила работать и сыновей, и дочь. Младшему Пете, чтобы приняли на работу приписала два года. Потом, в 41-м все трое сыновей и зять Анюты ушли на фронт, Петя погиб в первом же бою, до 45-го пришли еще три похоронки, домой с войны из всех мужчин семейства никто не вернулся.
К бабушке моей — Лиде все относились с глубоким почтением, советовались, прибегали к ее мудрым «миротворческим» услугам. Всю жизнь тяжко она работала, но не обозлилась на судьбу, всем помогала, была в шахтном женсовете большой активисткой. Оставалась она неграмотной, но в 43-м году, первое, что сделала после освобождения, — купила учебники дочери Аннушке. Мама — ее в школе одноклассники, а потом и ученики так и называли — Аннушкой, — тоже всегда обладала активной жизненной позицией, 30 лет проработала учительницей, главным и для нас была учителем и советчиком. Вот целых три поколения женщин, сумевших вытянуть семьи, не позволить прерваться цепочке рода и родной крови, не обозлившихся на жизнь и людей, а всю жизнь помогавших близким и дальним. С открытым и щедрым сердцем.
Так что же, рождаются активистками или становятся?
В Днепропетровском горном институте Светлана была старостой группы, работала в профкоме вуза, но и: получила второй разряд по баскетболу, занималась волейболом (плаванье, бег, шашки, шахматы — не в счет). Вышла замуж за однокурсника. Закончила институт с красным дипломом, по направлению попала на «Азот» (заместитель директора по кадрам И.А.Козленко отбирал лучших) в проектно-конструкторский отдел, где и работает по сей день. Взрослые сын и дочь Светланы (оба любят спорт и замечательно учились) трудятся в областном центре. Признанному чисто инженерному авторитету своего проектно-конструкторского отдела Власова придает новое звучание: активного, спортивного, творчески-гуманитарного коллектива. Устает она иногда после работы, общественных забот, упорных занятий аэробикой до состояния «нет сил телевизор смотреть». (Как-то поехала на встречу с однокурсниками, спустя лет …надцать после выпуска. Все стали «дамами в шубах», а Власова посмотрела с сочувствием на располневших «девочек»: я зато занимаюсь аэробикой!). У вас, читатель, возникает вопрос: зачем Светлане общественная нагрузка?
Запись опубликована в рубрике
Наша газета,
Профком. Добавьте в закладки
постоянную ссылку.