О подготовке специалистов и развитии кадрового потенциала предприятия на ПАО «ДНЕПРАЗОТ» заботятся постоянно.

Век живи — век учись
Можно уверенно констатировать, что процесс обучения азотчиков на предприятии проходит непрерывно. Это весьма позитивное явление, потому что обучение создает предпосылки для решения новых и более сложных производственных задач за счет того, что работники совершенствуются профессионально и приобретают новые знания и навыкию.
Заботясь о высоком профессиональном уровне азотчиков, работники отдела кадров и обучения персонала постоянно активно действуют в нескольких направлениях, важнейшее из которых – обучение наших тружеников.
Так, планом профессионального обучения работников ПАО «ДНЕПРАЗОТ» на 2016 год запланированна профессиональная подготовка 288 рабочих, из которых переподготовку пройдут 220 человек, переподготовку курсовым методом (приобретение смежных профессий) – 68. Кроме того, смогут повысить свою квалификацию 977 азотчиков, из них 505 человек — на производственно-технических курсах; 40 – на курсах целевого назначения в структурных подразделениях; 300 – на курсах целевого назначения для принятых работников, 131 – с отрывом от производства в организациях и учебных центрах Украины. Для 105 руководителей и специалистов предприятия запланировано повышение квалификации в учебно-методических центрах Украины.
Одним из важнейших направлений обучения для работников химического предприятия является обучение по вопросам охраны труда. В 2016 году обучение этой направленности должны пройти 1697 азотчиков, из них 1229 рабочих будут обучены на курсах предприятия, 421 пройдет обучение на курсах для руководителей и специалистов, еще 47 руководителей и специалистов будут обучаться с отрывом от производства в учебно-методических центрах Гоструда Украины.
Так, за первое полугодие 2016 года приобрели новую профессию 249 рабочих, повысили квалификацию на производственно-технических курсах 261 рабочий, курсах целевого назначения — 38 работников, в группе принятых работников обучено 158 рабочих, с отрывом от производства прошли обучение 83 рабочих; 92 руководителя и специалиста повысили квалификацию с отрывом от производства, обучено по вопросам охраны труда 822 работника.
Всего 1703 работника предприятия.
В целом же за год свои профессиональные знания совершенно бесплатно усовершенствует 3067 работников предприятия. В отношении к общей численности азотчиков — это ни много, ни мало – 74,3%. То есть, почти три четверти всего трудового коллектива предприятии.
Профильное профессионально-техническое обучение — это понятное и практически обыденное дело. Но на нашем предприятии серьезно готовят и штат преподавателей теоретического обучения для обучения наших работников на курсах по различным направлениям, а также индивидуально и инструкторов производственного обучения для подготовки рабочих по соответствующим професиям.
Недавно уникальные курсы — психолого-педагогический практикум, прошла очередная — и немалая! — группа руководителей, специалистов и рабочих структурных подразделений предприятия.

Учеба… под аплодисменты
Об этом – разговор с кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры инженерной педагогики и языковой подготовки Криворожского национального университета Татьяной Сулимой.
— На «ДНЕПРАЗОТе», как и на других предприятиях области, мы работаем над повышением квалификации внештатных преподавателей, которые обучают вновь прибывших рабочих, повышают квалификацию специалистов в условиях производства.
— Что включает курс? И почему на занятиях звучат аплодисменты?
— Аплодисменты – это элемент тренинга, своеобразная деталь мотивации слушателей, ведь сама наша методика демонстрирует им, как можно работать креативно. У нас очень ограничено время, все мы рассказать не можем, поэтому большое внимание уделяем демонстрационным формам. Курс предусматривает два блока: психология и педагогика. Что касается психологии – это общие основы, где главный упор делается на психологию труда, использование всевозможных психо-технологий, психо-техник, которые помогают руководителям и преподавателям управлять учебным и производственным процессом.
Поскольку ученик – это объект нашей работы, то руководитель-преподаватель, мастер производственного обучения, наставник или инструктор, управляет учебно-познавательной деятельностью ВЗРОСЛОГО человека. Мы говорим о том, что это – личность, о том, какие стороны личности нужно учитывать, как считаться с темпераментом человека, каким образом находить индивидуальный подход.
А уже педагогический блок рассматривает вопросы, которые касаются форм, методов, средств обучения, как в условиях учебного центра, так и непосредственно на предприятии. Мы делаем акцент на новой ветке профессиональной педагогики, которая называется, андрогогика. Это теория обучения взрослых. То есть обучение происходит не в учебном заведении и касается личности, имеющей зрелое мировоззрение, профессиональный опыт. Понятно, что человек может быть специалистом, профессионалом, но в силу каких-то обстоятельств может поменять род деятельности и становится учеником. Часто бывает так, что он – мастер, наставник с опытом, а в аудитории — обычный ученик. И поэтому такие особенности обучения взрослых людей рассматриваются на нашем курсе.
— Приведите примеры работы именно с нашими слушателями – преподавателями.
— Мы получаем истинное удовольствие от работы, когда бываем на «ДНЕПРАЗОТе». Вчера, работая в группе, слушатели в формате «мозговой атаки» разбирали типы темпераментов учеников, и, исходя из каждого типа, выделяли позитивные и негативные качества. У большинства наших людей сложилось мнение: если холерик-сангвиник – это хороший темперамент – он активный, сильный, целеустремленный; если меланхолик-флегматик – плохой, сложный в управлении. Мы эти стереотипы убираем, даем понять, что каждый человек – индивидуальность и к каждому нужно находить подход. Дискуссия на занятиях была очень бурной по поводу того, каким же образом можно обучать меланхоликов. Он медленный, скрупулезный, тихий, спокойный, а работа быстрая, требует мгновенных и серьезных решений. Каждый из слушателей включился в «атаку»: одна группа защищала меланхоликов, все остальные боролись за другие типы темпераментов, но в результате все равно переключились на позицию защиты меланхоликов. В итоге, один из слушателей в конце занятий поднял руку и сказал: «Спасибо вам большое. Это все говорилось обо мне».
— По вашему опыту, как выглядит собирательный образ лучшего слушателя таких курсов?
— А каждый раз – по-разному. Вы знаете, иногда все активны, все принимают участие в работе, все – в теме, но когда приходит завершение курса – выясняется, что почти все слушатели хотели большего. Именно в этом случае мы делаем выводы, что курс выстроен правильно, люди мыслят глубоко, анализируют информацию, хотят достичь более серьезных результатов. Есть слушатели, которые сидят на занятиях тихо, скромно, «в своем домике». А потом уже, когда мы даем возможность высказаться всем, они бурно и искренне говорят о желании работать над собой. Для нас это очень важно.
Большинство слушателей, кстати, в самом начале работы говорят: я все это знаю, у меня немалый опыт работы, слабо вериться, что услышу новое. А потом соглашаются – все услышанное было нужным, и делают главный вывод – стоит работать над собой. В прошлом году мы встретили на «ДНЕПРАЗОТе» такую же активную, серьезную, сознательную аудиторию. Если сравнивать вашу аудиторию со слушателями завода им.Петровского, — я позволю себе это сделать, — поверьте, на «ДНЕПРАЗОТе» мы отдыхаем душой и сердцем, настолько подготовленный и серьезный здесь народ.
— Кто разработал курс психолого-педагогического минимума?
— Это наша авторская работа, и каждый ее элемент или прием создан на базе серьезных исследований, в том числе и на предприятиях. Начинали мы на нашем «Метинвесте» в Кривом Роге с обычных лекций, практических заданий, традиционных экзаменов с билетами и комиссией, — все, что положено. А потом поняли: если мы хотим достичь результата, то этого мало. Тогда наша группа выступила с предложением к руководству дать нам возможность полностью переформатировать курс. И вот теперь он работает – с аплодисментами. Мы понимаем, бывает человек приходит на курсы после ночной смены, он устал, почти спит, а нам ведь нужен результат. Поэтому и применяются активные методы и формы обучения. Да, слушатели немного отдыхают, когда мы даем теоретический материал, но это очень небольшая часть курса, и потом мы обязательно включаем активные формы работы. Кстати, идеально, если в аудитории нет парт, а просто стулья. Когда человеку не на что опереться, он более активен – все время в работе. А в целом, что касается ваших слушателей и вашего предприятия, то все практически идеально. Спасибо организаторам этих курсов на ПАО «ДНЕПРАЗОТ», нам всегда интересно и приятно работать с вашей аудиторией.

Запись опубликована в рубрике Наша газета, Профком. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


4 + два =