«Главный аргумент охраны труда – берегите себя»

Прямая речь
Интервью с начальником отдела охраны труда ПАО «ДНЕПРАЗОТ» Риммой Анатольевной ГАФАРОВОЙ.
— Чем живет сегодня ваша служба, с какими вызовами времени вы сталкиваетесь?
— На нашем предприятии начала работу большая комиссия, — у нас уже давно не было столь серьезных проверок. Дело в том, что на законодательном уровне реорганизована служба надзора за охраной труда — создана служба Гоструда, в которую вошли представители санэпидслужбы, инспекции труда и бывшего Госгорпромнадзора, т. е. технического надзора за состоянием оборудования, его безопасной эксплуатацией. Комиссия наделена более расширенными полномочиями, по сравнению с теми, которые были ранее у всех вышеперечисленных служб, когда они находились в разных структурах. Но скажу сразу, проверки любого уровня нас не пугают, ведь важно, что предприятие планомерно и системно работает по вопросам охраны труда, санитарным вопросам, по тематике инспекции труда. Система охраны труда вырабатывалась на предприятии долгие годы, наши работники владеют всеми вопросами — и теоретическими, и практическими, уровень квалификации высок, поэтому особого беспокойства по поводу каких-либо комиссий у нас нет. Это подтверждается еще и тем, что у нас длительный период нет несчастных случаев, которые происходили бы по причине технических или проектных недоработок. Системные вопросы разработаны и действуют успешно, остается задача выполнять все требования, изложенные в нормативных документах. За последние лет 10-15 причины несчастных случаев были только организационными: либо невыполнение самим работником, либо сопричастными к его работе людьми требований инструкций по охране труда.
— Несчастные случаи — это травматизм в основном?
— Несчастный случай — это ухудшение состояния здоровья, которое произошло при выполнении работником трудовых обязанностей и повлекло за собой потерю трудоспособности на одну смены и более. Даже характер несчастных случаев у нас, слава Богу, сейчас изменился. Опять же, настаиваю на том, что глобальных недочетов в работе по охране труда, судя по причинам травматизма, не просматривается. Нет такого, чтобы у нас отсутствовали проекты, неправильно эксплуатировалось оборудование, что повлекло бы за собой потерю трудоспособности работника. Комплекс мероприятий действует, люди допускаются к работе после медосмотра, отбор работников ведется профессиональный. Все многоплановые моменты создания условий для того, чтобы не было травматизма на производстве, учитываются, контролируются, выполняются.
— Не тревожит ли вас увеличение среднего возраста работников предприятия?
— Показатель этот не очень приятный, — предприятие должно омолаживаться, но однозначно говорить, что увеличение среднего возраста работников — это плохо, я бы не стала. Есть, конечно, такое понятие, как привыкание к опасности, вредным производственным факторам, то есть, в некоторой степени это может влиять на дисциплину выполнения работы. Человек трудится долгое время, ничего не происходит, значит, делает он вывод, ничего не может случиться. Но, с другой стороны, у зрелых людей больше опыта, они имеют богатые практические навыки, широкий кругозор, в том числе и по возможным аварийным ситуациям. Опыт — это великое дело. Ничего не имея против современных методов обучения, я бы хотела сказать, что базовые знания у кадровых рабочих лучше, глубже. На предприятие приходит много серьезных людей, желающих и умеющих работать, но встречаются и работники с поверхностными знаниями, как в теории, так и на практике. Заметьте, раньше у нас было понятие «кадровый рабочий» — люди стремились трудиться на одном рабочем месте, это считалось похвальным. Сейчас далеко не все подобным образом рассматривают вопросы трудоустройства, в этом наши кадровые рабочие гораздо выше, стабильнее, но здесь надо успеть передать школу, свой опыт, подготовить замену. Не всегда это получается. Впрочем, для нашей страны — такова общая тенденция, здесь и социальные проблемы накладывают значительный отпечаток. Тем не менее, как всегда, во все времена есть стержень, есть молодые ребята, которые хотят и способны работать.
— Насколько изменилась система обучения в сфере охраны труда?
— У нас сейчас система обучения по вопросам охраны труда переведена на изучение отдельных нормативно-правовых актов. Она несколько громоздкая, неповоротливая, занимает много времени и требует значительных средств: немало работников проходят обучение на стороне, что недешево. Потом уже эти обученные работники передают знания подчиненному персоналу и тем, кто нуждается в таких знаниях, работая в других структурных подразделениях. Система далеко не совершенна, потому что много правил пересекаются, половина текста, к примеру, содержит ссылки на другие нормативные акты. Отвлечение на каждую такую ссылку не всегда оправдано, что касается качества правил, то предыдущие правила, отмененные вновь вводимыми, за редким исключением хуже, ранее действовавших. Новые содержат общие фразы, ссылки на другие нормативные документы, и прочитав эти правила, человек мало конкретики получит для выполнения каких-либо работ — сплошь и рядом: см. ГОСТ, см. норматив такой-то, в результате надо собрать целую библиотеку, чтобы докопаться до сути, понять, будет ли в конце списка, то, что ты ищешь. Подытоживая, скажу: раньше правила были более конкретными, более практичными. К сожалению, иногда встречаются и абсолютно непрофессиональные варианты: нормативы, которые невозможно выполнить в реальности, применить к существующим проектам. Эти вопросы мы ставили перед всеми вышестоящими организациями, перед Союзом химиков, на ряде представительных семинаров. Пытаемся донести: с такими правилами трудно работать. Раньше была такая методика: проекты давались на согласование, учитывались замечания и предложения предприятий (по мере возможности, разумеется). Сейчас это встречается крайне редко. Сказывается веяние времени — профессионалов становится все меньше, базовые институты закрываются, к примеру, НИИ в Северодонецке, где формировалась наша нормативная база, имелись солидные лаборатории. Это был действительно научно-исследовательский институт, серьезная организация. Такой упадок и влечет за собой снижение качества нормативной базы.
— А как меняются по качеству средства индивидуальной защиты?
— Однозначно, они сейчас лучше, чем в былые времена: используются новые материалы и новые технологии. Другое дело, какова их цена и возможности законодательного применения в практике. У нас, к сожалению, сохранился такой подход: есть перечень средств индивидуальной защиты и установлен «срок носки». Приобретая дорогое качественное средство защиты, нам не всегда экономически выгодно внедрять его, потому что установлен нормативный срок. Хорошие СИЗ имеют длительные сроки применения, но по законодательству мы должны обеспечить работников ими не реже установленного срока. Если работник в этом костюме может проходить 5 лет, то по нормативу костюмы нужно выдавать ежегодно. С одной стороны мы ограничены требованиями законодательства, с другой — экономической целесообразностью. Думаю, стоило бы создать требования по срокам носки более гибкими, тогда применялись бы более современные и качественные средства защиты. Сейчас их очень много, они разнообразны, и мы выбираем из того, что можно, самое лучшее.
— Как меняются условия труда на нашем предприятии?
— Как показала последняя аттестация рабочих мест по условиям труда, количество рабочих мест с вредными условиями труда на «ДНЕПРАЗОТе» значительно сократилось (по сравнению с данными последней аттестации, они проводятся раз в 5 лет). Но надо сказать, что в принципе и сами условия труда значительно улучшились: внедряются эффективные мероприятия, применяются более современные виды оборудования. Все время происходит у нас замена устаревшего оборудования, применяется современные технические решения. Кроме того, у нас в цехах внедрена микропроцессорная техника для контроля за технологическими процессами. При помощи компьютеров, быстро срабатывающих защитных устройств возможны предотвращения аварийных ситуаций на более высоком уровне обслуживания оборудования, — не в ручном режиме, не полагаясь на быстроту реакции человека или его способности добежать до отсекающей арматуры. Автоматический режим обеспечивает надежность, предупреждает случаи загазованности. Кстати, у нас длительное время, смело скажу — уже лет 10 — на рабочих местах не было случаев отклонения от нормативов по загазованности. Это еще возможно только на отдельных участках, где есть вредные условия труда.
— Инструкции по охране труда на любом производстве, как принято считать с давних времен, писаны кровью. Тем не менее, иногда требовательность иных проверяющих служб бывает… ну очень дотошной, типа обязательности наличия подставок под ноги…
— Есть эргономические стандарты, которые предусматривают наличие подлокотников, подставок под ноги, велят учитывать угол наклона светового потока, степень подвижности освещающих устройств. Ну, как к этому относиться? Пределов совершенству нет. Но всему должны быть разумные границы — предприятия созданы для того, чтобы создавать продукцию, и мы должны обезопасить нашего человека, создать ему комфортные условия, не подвергать лишнему, неоправданному риску. Все должно быть в разумных пределах, можно при большом желании найти норматив, который обнаружит нарушения и в моем кабинете.
Мы проверяем и состояние бытовых помещений, наша задача, чтобы человек мог нормально подготовиться к работе, а после нее — принять душ, переодеться. Проводятся в бытовых помещениях санитарные мероприятия, обеспечивающие гигиенические нормы. В последнее время этому уделяется значительное внимание.
— С чем вы бы хотели обратиться к нашим людям?
— Хочу напомнить в который раз: каждый отвечает за свою безопасность и свое здоровье, в первую очередь, сам. Сколько бы предприятие не вкладывало денег, что бы не приобретало, если человек осознанно не будет стремиться сохранить свою жизнь и здоровье, — все останется бесполезной суетой. Последние несчастные случаи, произошедшие на предприятии, свидетельствуют — обязательно должен быть самоконтроль: просто смотреть, оценивать, что и как ты делаешь, какими могут быть последствия твоих действий или твоего бездействия. Берегите себя, остальное — за нами.

Запись опубликована в рубрике Наша газета, Профком. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


× 3 = семь