70 лет назад ДАТЗ вновь заработал по полной схеме
Памятные вехи в истории предприятия
В нынешнем году исполняется 70 лет с того момента, как наше предприятие, разрушенное в войну, было восстановлено и заработало по полной схеме: на ДАТЗ была получена первая послевоенная продукция – аммиак, азотная кислота, аммиачная селитра. Это случилось в 1946-м, спустя три года после начала восстановительных работ.
Давайте вернемся в те времена, чтобы представить себе, чем жили азотчики тех грозных лет, благодаря каким титаническим усилиям было сохранено все то, что мы сейчас имеем.
1941-й, эвакуация
К началу 1941 года Днепродзержинский азотно-туковый завод стал одним из лучших предприятий химической промышленности СССР. В то время на ДАТЗ выпускали аммиак, аммиачную селитру, крепкую и слабую азотную кислоту, серную кислоту.
С началом войны, в полночь 31 июля был получен приказ об эвакуации завода. Всё, что нельзя было вывезти, подлежало уничтожению. 1 августа завод остановился. Срочно созданная специальная заводская комиссия по эвакуации приступила к проведению демонтажа и отправке оборудования в глубокий тыл. С 7 по 17 августа было демонтировано и погружено в эшелоны все, что можно было эвакуировать. Демонтаж и отправка оборудования шли круглосуточно, но не хватало подвижного состава. Эшелоны формировались смешанными: большая часть загружалась оборудованием, меньшая – рабочими и служащими с семьями, которые размещались в товарных вагонах.
Часть промышленного оборудования отправлялось в город Березники Пермской области, где оно должно было быть использовано на Березниковском АТЗ. В этом направлении шли вагоны, груженные частями кислородного компрессора, циркулярным насосом, тремя аммиачно-воздушными вентиляторами, смесителем аммиачно-воздушной смеси, 15-ю контактными аппаратами и центробежным насосом.
На азотно-туковый завод в город Губаху Пензенской области были отправлены демонтированные в цехе синтеза аммиака три медных блока разделения воздуха и коксового газа. Небольшая часть оборудования отправилась на азотно-туковый завод в Кемерово. Еще одна часть была направлена в Чирчик, в Узбекистан, на Чернореченский химический завод.
Эвакуация завода осуществлялась в экстремальных условиях. На демонтаже оборудования люди работали по двенадцать-четырнадцать часов без перерыва. Недолго отдыхали прямо в цехах и снова принимались за работу.
13 августа, после упорных боев, фашисты вошли уже в Пятихатки, а с ДАТЗ все ещё шли на восток эшелоны с оборудованием и эвакуированными азотчиками. Последний эшелон с ДАТЗ был отправлен на восток в ночь с 17 на 18 августа, он покидал завод под несмолкающий гром артиллерийской канонады.
В период завершения демонтажных работ на завод прибыл отряд НКВД, чтобы уничтожить наиболее ценное оборудование, которое не успели эвакуировать в тыл. Но выполнить все запланированные взрывные работы чекисты не успели – 23 августа 1941-го года в Днепродзержинск вошли немецкие войска.
1941-1943, оккупация
Еще 27 июля 1941 года правительством Германии была разработана «Инструкция по руководству экономикой завоеванных восточных областей». С первых же дней оккупации в Днепродзержинск прибыли представители фирмы «Хоттенверк» и общества МВО, приступившие к обследованию состояния заводов. К этой работе немцы привлекали и оставшихся в городе местных специалистов.
В сентябре 1941 года, на ДАТЗ из Германии приехал представитель немецкой химической фирмы «Линде» Вольфганг Аугстен с заданием наладить работу завода. В 30-е годы он работал на Горловском АТЗ в числе приглашенных на монтаж импортного оборудования немецких специалистов. На второй день после приезда Аугстен доложил своему руководству, что завод можно будет пустить через три-четыре месяца.
В октябре 1941 года в Днепродзержинске открылась биржа труда, куда обязаны были явиться все работоспособные жители города. Были подвергнуты регистрации и все оставшиеся в оккупированном городе азотчики. Немцы насильно сгоняли их на завод и принуждали к работе. Но рабочие всячески саботировали распоряжения фашистов. Во время оккупации Днепродзержинска из всего оставленного оборудования работал лишь один агрегат разделения воздуха в целях получения кислорода. Было организовано примитивное производство питьевой соды. Работал ремонтно-механический цех, частично на оставшемся оборудовании, а частично – на станках, привезенных немцами. За два года оккупации фашистам так и не удалось наладить производство на ДАТЗ.
Летом 1942 года Днепродзержинск, которому во время оккупации фашисты вернули прежнее название – Каменское, посетил рейхскомиссар Украины Эрих Кох и рейхсминистр по делам оккупированных территорий Альфред Розенберг. Убедившись в том, что идея устойчивой работы местных заводов себя не оправдала, немецкое руководство приняло решение о демонтаже пригодного оборудования и вывозе его на заводы Третьего Рейха. С этой целью была произведена повторная инвентаризация.
На азотно-туковом заводе начался демонтаж. Были погружены и отправлены в Германию все моторы и редукторы циркуляционных насосов цеха №1, агрегат разделения воздуха, аммиачный компрессор, воздушный компрессор и многое другое.
В январе 1943-го года через город потянулись остатки разбитых гитлеровских войск, брошенных на помощь окруженным под Сталинградом немецким дивизиям. Появление отступающих деморализовало оккупантов. 23 октября 1943-го года фашисты взорвали завод. А два дня спустя в Днепродзержинск вошли советские войска.
1943-й, начало восстановительных работ
Ущерб, нанесенный гитлеровцами азотно-туковому заводу, был огромен. Он составил колоссальную сумму в 216 млн. 459 тысяч рублей. Впору было опустить руки. Но, буквально, на следующий же день после освобождения города, собравшиеся на разрушенном заводе азотчики, начали расчистку завалов.
На территории завода были участки, на которых лопаты и кирки в борьбе с завалами были бессильны – как, например, руины первого цеха. Их решили разбирать с помощью взрывов. 5000 взрывов пришлось сделать для того, чтобы расчистить путь строителям. Только в ноябре и декабре 1943 года тружениками ДАТЗ было извлечено 2,4 миллионов кирпичей. Битые кольца Рашига дробили и использовали при изготовлении бетона.
Катастрофически не хватало рабочей силы. В городе началась трудовая мобилизация населения от 14 до 55 лет включительно. От неё освобождались только женщины, имеющие грудных детей. На строительство вербовали также жителей окрестных сел. Например, в числе первых в коллектив строителей влилась группа девушек Криничанского района. Каждый день утром девушки, жившие на соцгороде, отправлялись пешком на цементный завод. Там они вручную нагружали цемент для предприятия, а после смены, снова пешком, возвращались домой. Это было очень трудное время – время голода, лишений и тяжелого труда.
1944-й, получен кислород для нужд фронта
В декабре 1944-го года на ДАТЗ было завершено строительство первых промышленных объектов. В апреле того же года была завершена расчистка всех промышленных площадей завода. В июне 1944 года на ДАТЗ был получен кислород для нужд фронта, а в конце июня – по приказу наркома химической промышленности – на заводе было создано управление строительства, и работы по восстановлению предприятия ускорили темп.
Из воспоминаний ветерана труда В.П.Положенцевой: «В 1944-м в немыслимо трудных условиях мы получили кислород для фронта. Работали честно, на совесть, как того требовало время. И тогда, и позже слова «горжусь своим заводом» были не пустыми звуками, а идущим от сердца убеждением, что жизнь прошла не зря, что сделать удалось не так уж мало – этой веры у нас не отнимешь».
1946-й, поехали!
Весной 1946 года труженики, идущие на ДАТЗ, каждый день видели над проходной огромный плакат: «Товарищи строители! Запомните эти сроки: 25 мая пустить компрессор №3. До 1 июня закончить изоляцию аммиачного цикла. 5 июня сдать коксовый агрегат №6. 15 июня сдать все цехи в эксплуатацию».
Все эти сроки были выдержаны, к 15 июня все основные работы были завершены. Началось комплексное технологическое испытание цехов.
В заключении приехавшей на ДАТЗ пусковой комиссии была отмечена исключительная находчивость и старание тех, кто возрождал завод: «Необходимо указать, что в ряде случаев при оценке сроков и качества строительно-монтажных работ пусковая комиссия не могла не учитывать реальных условий восстановления завода и того обстоятельства, что предприятие восстанавливалось почти целиком на базе сохранившегося после разрушений или пострадавшего и отремонтированного на месте оборудования».
Поэтапный пуск основных цехов завода начался в августе 1946 года. 1 августа газовый цех принял коксовый газ, первый аммиак получен 6 сентября, слабая азотная кислота – 8 сентября, аммиачная селитра – 10 сентября. С этого момента ДАТЗ заработал по полной схеме.
Л.Орлянская, директор музея истории ПАО «ДНЕПРАЗОТ».
В подготовке материала использованы отрывки из книги В.Кудинова «ДнепрАзот. Летопись борьбы и свершений» и архивные документы музея истории ПАО «ДНЕПРЗОТ».
Запись опубликована в рубрике
Без рубрики. Добавьте в закладки
постоянную ссылку.