«Охота на ведьм» или Первые руководители предприятия

После голодного 1933 года в стране остро стоял вопрос повышения урожайности на полях. Добиться хороших урожаев можно было путём внесения в почву минеральных удобрений. Для этого в 1934 году было запланировано строительство пяти азотно-туковых заводов, одним из которых был КАТЗ (это первое название «ДНЕПРАЗОТа», которое потом еще не раз изменялось в ходе дальнейшего развития предприятия, отражая очередной этап его становления). Для стройки был выбран косогор, расположенный в очень удачном месте: неподалеку от ДКХЗ (этот завод должен был обеспечивать КАТЗ сырьем – коксовым газом), да еще поблизости от реки Днепр и железной дороги. В марте 1934 года строительство КАТЗ стартовало. Предстояло выполнить огромный объем работ.
Возводился наш азотно-туковый по типовому проекту (как и Горловский АТЗ – с террасным расположением цехов), а свою продукцию (синтетический аммиак) он должен был выпускать по самой прогрессивной на то время технологии – методом низкотемпературного разделения коксового газа.
Вначале на строительстве проблем было, как говорится, выше головы. На первом этапе застройки остро не хватало квалифицированных кадров, техники. Как известно, КАТЗ должен был возводиться по последнему слову науки и техники, но у рабочих основными строительными инструментами были лишь конь да лопата. Бытовые условия тоже оставляли желать лучшего. Руководил ходом строительства опытный хозяйственник С.В.Пушко. Вот что известно о первом директоре КАТЗ.
Родился Семён Васильевич в 1895 году в селе Гремячка Ямпольского района Сумской области. После окончания семи классов Семён поступил в агрономический техникум. Потом была армия и Первая мировая война. После революции 1917 года С.В.Пушко был красным командиром, получил ранение в грудь, лечился в Мелитопольском госпитале, а когда выздоровел, работал начальником этого госпиталя. Затем он заведовал Мелитопольским облисполкомом. В 1919 году Семён Васильевич женился. В 1924 году семью С.В.Пушко постигло глубокое горе – умер сын Борис. Начался разлад в семье. Семён Васильевич развёлся с женой и уехал в Харьков. Там он вторично женился. В Харькове С.В.Пушко работал в Укрсиликаттресте начальником планово-экономического отдела. В июле 1929 года прошёл «чистку» партийных рядов. Его назначили заместителем Наркома тяжёлой промышленности УССР. После окончания института С.В.Пушко был направлен начальником строительства азотно-тукового завода в город Каменское Днепропетровской области. Позже он возглавил Государственное управление строительства «Каменскхимстрой» (оно было на новостройке подрядчиком). Прежде всего Семён Васильевич подобрал руководящие кадры – брал в основном тех, кого хорошо знал по предыдущей работе. А квалифицированных рабочих искали на других стройках. Приглашали также сельских жителей Приднепровья, принимали на работу и людей, приезжавших из ряда российских губерний. Нужно сказать, что многих будущих строителей КАТЗ привел на стройку голод…
Рассказывают, что особенно трудной для тех, кто возводил азотно-туковый в Каменском, стала холодная зима 1934 года, когда людям без специальной техники очень и очень непросто было «воевать» с замершей землей, возводя котлованы, прокладывая дороги. Но, благодаря профессионализму и опытности С.В.Пушко и его команды, а также трудовому энтузиазму и самоотверженности рядовых строителей, трудности постепенно начали отступать. Темпы работ существенно возросли, когда строителями наконец-то прислали автомобили и тракторы. На косогоре постепенно начали появляться террасы будущего азотно-тукового завода. Первым планировалось ввести в действие цех по производству аммиака.
Главхимпром в целом был доволен работой коллектива управления «Каменскхимстрой». Даже собирались обобщать и распространять его опыт. Но когда строители в 1934 году не дотянули до годового плана 12 процентов (по причинам объективного характера), на стройке сразу же заменили генподрядчика: «Каменскхимстрой» передал практически все свои функции тресту «Дзержинскстрой». Последнего вышестоящее руководство обязало уже в 1936 году обеспечить пуск ДАТЗ (в связи с переименованием Каменского в г.Днепродзержинск изменилось и название КАТЗ). А когда Семён Васильевич, хорошо понимая, что срок пуска завода абсолютно не реален, попытался это доказать, он из передовика производства сразу же превратился в одного из «врагов народа», борьба с которыми в стране тогда набирала все больший размах.
Срок пуска завода не раз переносился по причинам организационно-технического характера. Жертвами «охоты на ведьм» становились не только руководящие работники, но и рядовые строители и рабочие – передовики и стахановцы. Ибо – не найдёшь «стрелочника», сам пойдёшь под пули. Создавалось впечатление, что вокруг были одни враги. Чего стоили одни заголовки тех времен в заводской газете «За советский азот»: «Беспощадно разоблачать все вражеские остатки», «Ликвидировать последствия вредительства», «Бдительность и ещё раз бдительность».
«Так случилось, – рассказывал в 1985 году в газете «Дзержинец» участник передовой бригады каменщиков Фёдор Нетудыхата, – что строительство завода длительное время велось без надлежащего технического проектирования и соответствующего финансирования. Это и привело к тому, что некоторых специалистов отстранили от работы».
Современники Семёна Пушко отмечали, что это был умелый организатор производства и способный руководитель, который близко к сердцу принимал все проблемы строительного комплекса и работавших на нём людей. Об этом свидетельствует и тот факт, что наряду со строительством цехов строилось жильё и объекты соцкультбыта. Ему удалось заложить и начать строительство Соцгорода, где возводились не временные бараки, а современные дома со всеми удобствами для экслуатанционщиков. Прельщённые возможностью получить комфортное жильё, на строительство охотно стекались высококвалифицированные специалисты с других химических предприятий из разных уголков страны. В короткие сроки они подготовили новых работников, которые пополнили ряды химиков и обеспечили успешный пуск цехов ДАТЗ, но это было уже в то время, когда С.В. Пушко и главный инженер А.З. Харковский находились под следствием, как враги народа.
Семёна Васильевича Пушко арестовали 8 сентября 1936 года. Его отправили в Киев, где он был осуждён выездной сессией Военной коллегии Верховного суда СССР. Зинаида Михайловна, супруга С.В.Пушко, поехала за ним в Киев, и больше вестей от неё не было. Трагично сложилась судьба С.В.Пушко и А.З.Храковского. И лишь после того, как их посмертно реабилитировали, химики начали без страха вспоминать, как много сделали эти специалисты для ускорения темпов строительства завода и досрочного пуска его цехов.
С.В.Пушко погиб в застенках НКВД, а доводил до конца строительство азотно-тукового завода уже новый глава «Каменскхимстроя» В.В.Добровольский. О нем – наш следующий рассказ.
(Продолжение следует)

Л.Орлянская, директор музея истории ПАО «ДНЕПРАЗОТ»

Запись опубликована в рубрике Дворец культуры, Наша газета с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


шесть − = 5