Завод – это две трети всей моей жизни

Люди твои, «ДНЕПРАЗОТ»
Мы называем таких людей нашим авангардом, золотым фондом специалистов «ДНЕПРАЗОТа», они пользуются в коллективах своих подразделений безоговорочным авторитетом, с их мнением считаются, у них учатся, стараются быть похожими на них в работе и в жизни. Один из таких признанных мастеров своего дела – заместитель начальника цеха соды каустической Михаил Петрович Довгий. Сегодня мы говорим с ним о его профессии, работе, жизни предприятия, но нашу беседу с Михаилом Петровичем мне хотелось бы предварить словами его коллег по работе:
Николай Николаевич Мазьков, начальник ЦСК:
— Михаил Петрович был моим учителем, когда я еще работал в начальником участка электролиза. Знаете, когда мне предложили должность начальника цеха, я первым делом спросил у Михаила Петровича, будет ли он дальше работать. Это потому что справляться с обязанностями руководителя значительно легче, если у тебя есть опытный, знающий заместитель – надежный помощник, на которого во всем можно положиться.
Наш Михаил Петрович досконально знает всю технологию, технологическую схему производства, в любой момент может подсказать начальникам участков, на что следует обратить внимание. Такой профессиональный уровень дорогого стоит! А еще Михаил Петрович очень отзывчивый, добрый человек. Я о нем могу сказать только хорошее. Хочу, вот, сейчас, пожелать ему побольше здоровья и энергии, чтобы он как можно дольше работал с нами в цехе.
Михаил Петрович в работе – человек скрупулезный и очень внимательный. И в части производства, и в части ведения документации он умеет наладить образцовый порядок. Нам с ним работается легко и комфортно, а еще важно, что в нынешнем составе руководства цеха (руководители служб, начальники участков и смен, специалисты) мы чувствуем себя единой командой, решающей общую задачу: обеспечить экономную, экономически выгодную, безаварийную работу ЦСК. Да, сегодня мы работаем напряженно, но то, что все решения принимаются сообща, помогает находить эффективные методы решения проблем.
За годы работы в цехе Михаил Петрович подготовил нескольких начальников участков. Сейчас, например, обучает Анастасию Викторовну Нагорную, готовит ее на должность начальника участка очистки растворов и хлорной воды взамен ушедшего Николая Александровича Курмаза. Нагрузка у Михаила Петровича как технического руководителя цеха очень большая. Текучесть кадров обостряет ситуацию – нужно знакомить с работой вновь принятых работников и помогать им во всем. Михаилу Петровичу приходится многое объяснять и показывать новичкам, но он успешно справляется с этой обязанностью и даже более того – продолжительное время держит работу новеньких под личным контролем. Много внимания уделяет он и развитию специалистов нашего цеха, ведет большую работу по подготовке кадрового резерва ЦСК.
Светлана Викторовна Гололобова, начальник лаборатории, предцехкома ЦСК:
— Михаил Петрович Довгий из тех, о ком говорят – человек на своем месте – это уникальный специалист, который знает о нашем цехе абсолютно все, до винтика. Он увлечен своей работой, любит ее, щедро делится своим огромным производственным опытом и не случайно большинство ныне работающих специалистов – его воспитанники.
Высочайшая степень ответственности – важная и уважаемая черта характера Михаила Петровича. Ему в цехе доверяют. Приведу пример из своей области: если вдруг появляются отклонения по составу сточных вод нашего цеха, то работники лаборатории делают большое количество анализов, касающихся чистоты окружающей среды и направляют их в санитарную лабораторию. Так вот, в таких случаях Михаил Петрович лично участвует в отборе проб – обувает резиновые сапоги и спускается в колодцы. И в санитарной лаборатории знают, что если пробы отбирались при участии Михаила Петровича – результатам анализов можно полностью доверять.
Во всех сферах жизни цеха Михаил Петрович всегда на передовых позициях – он участвует во всех наших стройках, в подготовке выпуска новых продуктов цеха. Прекрасный специалист и хороший человек он и династию основал такую же славную – его сын работает в нашем цехе – замечательный парень и отличный работник.
Мы разговариваем с Михаилом Петровичем Довгим в его кабинете в АБК цеха соды каустической. На его рабочем столе буквально через каждые несколько минут звонит телефон, и он дает краткие, четкие ответы на звучащие в трубке вопросы – цех живет своей ежедневной насыщенной трудовой жизнью, и Михаил Петрович, несмотря на мое присутствие, не прерывает своего активного участия в ней. А я задаю свой вопрос:
— Михаил Петрович, скажите, почему вы выбрали именно химию делом своей жизни?
— Я еще со школьных лет, начиная с 7 класса, заинтересовался химией. Меня очень увлекла эта наука. Помните один из первых химических опытов, который демонстрируют школьникам? Две бесцветных жидкости смешиваются, и в результате получается цветной раствор. Мне было очень интересно – как же это так? Что происходит? И я с удовольствием учил химию в школе.
После окончания школы я работал шофером у себя в колхозе – подвозил минеральные удобрения на поля в посевную. Тогда я своими глазами увидел, на сколько отличается урожай на полях, где удобрения вносились, в сравнении с соседними, не удобренными полями. Земля у нас в колхозе везде была одинаковой, но удобрения творили настоящие чудеса – химия помогала расти и развиваться растениям, которые давали затем богатый урожай.
Отслужив в армии, я твердо решил идти учиться дальше. Сомнений по поводу выбора профессии у меня не было: буду поступать в химико-технологический институт. Я поступил в ДХТИ, окончил его и по распределению прибыл как молодой специалист на «Азот» в цех хлора и каустика (так тогда назывался цех соды каустической). Это было в 1982 году, цех тогда возглавлял В.Н.Кондаков, а за годы моей работы в цехе сменилось четыре начальника, и у троих из них я работал заместителем.
Затем в жизни сложилось так, что на некоторое время мы с «Азотом» расстались. Я пошел работать по партийной линии (сначала в райкоме, а позже – в горкоме партии), потом работал директором пофтехучилища, но, в конечном итоге, в 1993 году вернулся-таки на «Азот», правда, теперь уже в цех ПИЦиПС. В этом цехе я работал начальником участка, зам. начальника цеха, но вскоре, цех ПИЦиПС закрыли, а мне предложили вернуться в ЦСК. С тех пор я вот уже 19 лет работаю здесь.
Моя профессия мне нравится. Нравится моя работа. У нас в цехе люди очень хорошие, я не мыслю себя в другом коллективе. Мой жизненный опыт подсказывает, что у нас случайные люди просто не задерживаются, а остаются, как правило, только те, кому действительно интересно производство. А оно у нас удивительное. Вот, смотрите, разве же не волшебна технология нашего цеха? Из поваренной соли, обычной и хорошо знакомой всем, получается сразу несколько важных и полезных продуктов – щелочь, хлор и водород. Кто бы мог подумать? Когда я рассказываю об этом людям, далеким от химии, они удивляются: «Не может быть!». Разве же не чудесная у нас, химиков, профессия?
Химия – дело очень нужное, важное и хорошее. Я и детей своих сумел ею увлечь и оба пошли по моим стопам – и сын, и дочка. Как и я в свое время, мои дети окончили ДХТИ. Дочь, правда, на химическом предприятии не работает, так уж сложилось, а сын здесь, на «Азоте», со мной и ему тоже нравится то, чем он занимается. Жена у меня – тоже химик. После окончания ДХТИ она по распределению пришла в азотовскую ЦЗЛ и отработала некоторое время, но после декретного отпуска пошла преподавать в техникум, сейчас говорят – в колледж, – а мы с сыном здесь, укоренились.
— Да, немало времени прошло с 1982 года. А что вам вспоминается за годы работы на «ДНЕПРАЗОТе»?
— Много разного мы пережили вместе с нашим цехом, заводом. Было и плохое, и хорошее. Особенно мне запомнилось начало двухтысячных, когда нам постоянно говорили, что с 95-процентной вероятностью хлорное производство работать не будет. Как-то я попросил В.Н.Кондакова дать мне возможность выступить на собрании акционеров. Мне предоставили слово, и я выступил, предоставив данные по экономике цеха, которые мы подготовили вместе с В.А.Иоффе. Эти данные очень убедительно доказывали, что производство можно сохранить и даже сделать прибыльным, перейдя на более прогрессивную мембранную технологию. Это позволило бы сделать нашу продукцию более конкурентоспособной и прорваться на рынок. Некоторые участники собрания то моё выступление сочли даже агрессивным, но ведь на рынке никто нас не ждет с распростертыми объятиями и действовать здесь нужно твердо и решительно. Наверное, в какой-то мере к моим словам все же прислушались и руководству предприятия, коллективу цеха удалось удержать производство на плаву. А другие предприятия не выдержали. Я ездил в командировки Первомайск, Калуш – они не сумели выстоять, но мы все-таки прорвались.
Я и сегодня убежден, что технологию нашего производства нужно менять коренным образом. К сожалению, пока такой возможности не представляется. Руководство предприятия нас поддерживает – помогает новым оборудованием, проводит модернизации, но сам способ производства щелочи остается дедовским. Очень хотелось бы дождаться времени внедрения в нашем цехе более прогрессивной технологии.
Знаете, всё на свете держится на труде – работе человеческой мысли и рук. Если бы наше правительство понимало это так же, как понимаю это я, то наши работники не уезжали бы за границу, лучше жила бы Украина, укреплялась бы экономика. Да, можно получать транши в Европе, но надо учиться зарабатывать и самим, дать возможность людям трудиться, а промышленности развиваться. Думаю, что для этого нужна специальная государственная программа, которая будет стимулировать развитие промышленных предприятий и создание новых рабочих мест, чтобы не покидали нашу страну молодые, перспективные ребята. Нынешней молодежи надо создавать благоприятные условия, давать ей работу с достойной оплатой труда. Ведь если раньше государство поддерживало молодых специалистов – на предприятиях им предоставляли ссуды, а главное – жилье, то теперь квартиру для семьи им нужно приобретать за собственные деньги. Важна и материальная заинтересованность молодежи в труде и профессиональном росте. Мастер должен знать, что должность начальника смены в плане заработной платы значительно более привлекательна, только тогда он будет стремиться к самосовершенствованию, развитию как специалиста и карьерному росту.
Мне 60 лет. «ДНЕПРАЗОТ» для меня – это две трети всей моей жизни. Любимая работа для меня – это очень-очень многое: мои тревоги, надежды, основной круг общения, мой родной коллектив. «ДНЕПРАЗОТ» – завод, на котором я вырос и стал человеком, заслужил уважение и доверие людей.

Запись опубликована в рубрике Наша газета, Профком. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


+ два = 7