И никогда не нужно отчаиваться!
Актуальное интервью
О месячнике по охране труда, о том, чем живет сегодня служба ОТ — интервью с начальником охраны труда Риммой Анатольевной Гафаровой.
— Традиционно в апреле по инициативе МОТ (Международной организации труда) проводится месячник охраны труда, в рамках которого на нашем предприятии проходят различные мероприятия. Каждый год лозунги месячника и Дня охраны труда, который отмечается 28 апреля, имеют определенную направленность, акцент на какую-то определенную часть работы. В минувшем году лозунгом и основной тематикой месячника были вопросы трудоустройства и охраны труда молодых работников, а в этом году направленность месячника определена аспектами охраны труда в части выявления проблемных мест в этой области и информирование о них широкой общественности.
О проблемах. Тенденция в государстве в последние годы наблюдается такая: с одной стороны в законодательном плане Украина стремится к европейским стандартам, стараясь работников сделать более защищенными, а подход к охране труда — демократичным; с другой стороны по реалиям последних лет видно стремление к созданию более комфортной работы собственникам. В этом есть определенное противоречие: мы стараемся применить прогрессивные методы труда, которые работают и на пользу производства, и для защиты работника, для чего нужно более современное оборудование, максимальное сокращение контактов с производственными факторами. Но при этом послабляются требования к работодателю, которые раньше были очень жесткими. К примеру, в Законе Украины «Об охране труда», принятом в 90-е годы, предусматривалось финансирование охраны труда в объеме не менее 0,5% от суммы валового дохода предприятия за предыдущий период. Сейчас, согласно изменениям, внесенным в этот Закон, минимальная сумма затрат на охрану труда должна быть не менее 0,2% от фонда заработной платы. А мы понимаем, что такое общая стоимость произведенной продукции и доля заработной платы в этой сумме. Далее все отдается на совесть работодателям, и слава Богу, у нашего работодателя совесть есть — мы не сдаем своих позиций. У нас обеспеченность средствами индивидуальной защиты (СИЗ) остается на прежнем уровне; мы не идем на поводу у законодательных послаблений по отношению к требованиям охраны труда, все сохраняется в рамках ранее достигнутых затрат и ответственного подхода к охране труда в целом. Это касается и разработки необходимых мероприятий, и контроля за вредными факторами: никто не сужает требований к самим себе и не пытается экономить на охране труда.
Изменился на законодательном уровне и подход к контролю. Раньше были требования санэпидслужб, которые согласовывали графики контроля вредных производственных факторов, вникали, на сколько мы учитываем их объем конкретно по каждому рабочему месту, могли настаивать на расширении этого графика контроля, на том, чтобы чаще проводить анализы-замеры. Сейчас такой контроль со стороны государственной санэпидслужбы не предусмотрен, — работодатель сам должен выполнять законодательные требования, и если когда-то будет уличен в невыполнении этих требований, то будет наказан. Может, это и хорошо, что не держат предприятия в ежовых рукавицах, что многое отдается на совесть работодателя. Таковы сейчас тенденции.
— Вопрос проведения на предприятии очередной аттестации рабочих мест волнует сегодня многих работников. Прояснилось ли что-то в решении этой проблемы?
— К сожалению, пока нет. Были направлены письма в Управление Гоструда, в Министерство здравоохранения, наши профсоюзы готовят письмо на Кабинет Министров. Но внятных ответов пока нет. Никто не предприинимает публично озвученных шагов, чтобы узаконить нормативную базу аттестации. Предприятие, выигравшее тендер по проведению аттестации на «ДНЕПРАЗОТе», — мы были уже на стадии заключения договоров, — в самый последний момент отказалось от проведения аттестации, прислав письмо с уведомлением о том, что оно не может взять на себя ответственность за работу в условиях отсутствия нормативной базы — просто не с чем сравнивать фактические замеры, если отменены нормативные показатели. Часть замеров — по тяжести труда, вынужденным позам, зрительного напряжения, — они могут выполнить, но все, что касается химических веществ по системному стандарту ССБТ-12.1 005 от 1988 года, невозможно, этот стандарт отменен. И все предельно допустимые концентрации в настоящее время упразднены. Работа застопорилась, и это происходит не только у нас, а на всех предприятиях Украины. Само предприятие, которое должно было выполнить аттестацию рабочих мест, тоже обращалось в вышестоящие структуры за разъяснениями: разрешение на выполнение подобных работ у этого предприятия имеется, но фактически выполнить их оно не может. Предприятие заинтересовано в проведении работ, но находится в том же сложном положении, как и заказчики — внятных ответов нет.
— С вашей точки зрения, какая просматривается логика в этой отмене стандартов и нормативов?
— Я думаю, что это произошло случайно. Законы природы отменить нельзя ни по политическим, ни по экономическим соображениям, вредные вещества как действовали на человека, так и действуют. Единственное замечу, в разных странах приняты разные уровни ПДК, к примеру, в Европе по отдельным веществам предъявляются более жесткие требования. В былые времена и на территории Украины тоже применялись нормативные акты с другими концентрациями вредных веществ. Делалось это на основании дополнительных исследований, в ходе которых выявлялось, например, более позднее воздействие вредных веществ, могли происходить уточнения и по условиям труда. Так, по веществам хлорогранической группы ПДК изменялись в сторону ужесточения требований. Возможно, нынешняя ситуация означает переход к европейским стандартам, но, на мой взгляд, это нужно было делать одновременно с отменой старых нормативов. Действующее производство — живой организм, и он не может существовать без нормативов, это немыслимая ситуация. Мы продолжаем бороться с таким явлением, к этой работе на предприятии уже привлечены и техническсая, и кадровая служба, и профсоюзы. Бьем во все колокола, чтобы обратить внимание на сложившееся положение. Если в установленные сроки не пройдет аттестация, а времени остается уже очень мало, — может произойти разрыв по времени между предыдущей и новой аттестацией, а это означает возможную потерю льготного стажа на пенсионное обеспечение, фактически нарабатываемого работником, но не подтвержденного документально. Всеми силами стараемся этого не допустить, но, к сожалению, решение вопроса от нас не зависит.
— Как обстоят дела с обеспечением работников завода средствами индивидуальной защиты?
— Проблем по обеспечению предприятия СИЗ я не вижу. Деньги выделяются в полной мере, а автоматическая система учета СИЗ налажена, персонал обучен, сбои могут происходить только по причине человеческого фактора: кто-то не успел откорректировать заявку, кто-то не проконтролировал своевременное получение СИЗ в кладовой, — это редкие вещи. В целом проблемы нет, все решаемо.
Иногда возникают вопросы по обеспечению средствами индивидуальной защиты работников, требующих спецодежды либо очень больших, либо нестандартно маленьких размеров. Обычно найти на них спецодежду сложно, ведь поставщики заинтересованы шить ее большими партиями под широко применяемые размеры, виды, стили. Сейчас управляющая компания пытается развивать несколько новых направлений в отношении спецодежды: аутсорсинг и поставки из Китая. Китайские поставщики предлагают услуги логистической компании, которая готова найти по предъявленным нами образцам любые виды костюмов, определить изготовителей и поставить эти костюмы на предприятие. На эту тему уже проходили предварительные переговоры, где рассматривались предложения всех предприятий холдинга, были представлены хорошие образцы. Есть, правда, некоторые нестыковки в том, что поставщик делает с нормами, но он готов учесть все наши пожелания. Работа в этом плане только начата, до подписания договоров еще не дошло, пока рассматриваются первичные намерения. Наверное, будут какие-то нюансы: поставка рассматривается по годовой заявке, а предприятие — живой организм: кто-то куда-то переходит, и в течение года могут возникнуть потребности в спецодежде. Второй вариант — аутсорсинг, то есть компания предлагает нам спецодежду, — они ее изготовили, это их собственность, а нам спецодежда дается на прокат. На каждого работника предусматривается три костюма: в одном он ходит, второй лежит у него в ящичке на случай аварийной замены или случайного повреждения, чтобы сразу можно было переодеться; а третий находится в обработке — в стирке или ремонте. По мере истечения срока обработки все движется по кругу — грязный костюм забирают в стирку, костюм из шкафчика работник надевает, а тот, что был в обработке — кладет в шкафчик. С одной стороны это сократит затраты предприятия на хранение и приобретение спецодежды, мы уходим от забот обработки костюмов. Но вдруг нам не понравится качество или стоимость услуг? Пока и этот вопрос только обсуждается, конкретные предложения будут рассмотрены позже.
— Изменилась ли психология нашего работника по отношению к охране труда после или вследствие простоя?
— Именно по отношению к охране труда я не вижу значительных изменений: у нас кадровые рабочие или люди, проработавшие год и более, имеют сложившееся мировоззрение в этом отношении. Я не вижу ни пренебрежения, ни отказов от каких-то мероприятий. Добросовестное отношение людей к требованиям ОТ сохранилось, они откликаются на каждое наше обращение или предложение.
— Среднестатистический возраст работника предприятия увеличился, как вы сегодня охарактеризуете нынешнее состояние работника «ДНЕПРАЗОТа»?
— Безусловно, есть нюансы, связанные с возрастом. У нас кадры, хоть и стареют, но качество наших работников, их квалификация и ответственность не уходят. По объективной причине с возрастом люди болеют чаще, но замена с приходом молодых кадров не всегда равноценна. Молодежь настроена на удовлетворение материальных, моральных потребностей «здесь и сейчас», хочется все сразу и с первого же дня, поэтому не каждый из вновь пришедших к нам работников демонстрирует надежность, то, на что мы можем рассчитывать — он останется на предприятии и будет соответствовать высокому уровню требований. У нас не простое предприятие, здесь нужна длительная подготовка навыков не только по квалификации, по уровню знаний, по грамотности, а даже по психологической готовности реагировать на аварийные ситуации, не бояться оборудования, принимать правильные решения, чувствовать как работают аппараты. Такая подготовка — сложный процесс, и как правило, когда работник становится ценным для предприятия он начинает получать какие-то блага. Дожидаться этого будет не каждый, что по-своему показало и время простоя. Тем не менее, многие из молодых, попытавшиеся поработать на стороне, вернулись. Многие хотят вернуться. Конечно, приток молодежи необходим. У нас в отделе — два новых работника, грамотные специалисты, с энтузиазмом относятся к своему делу, — это радует.
— Чего бы вы хотели пожелать нашим работникам?
— Уверенности в завтрашнем дне нашему предприятию в целом и каждому работнику в отдельности. Не принимайте к сердцу драматичных ситуаций, которые иногда происходят, — жизнь на этом не заканчивается. Надо просто стремиться выровнять ситуацию, добиться более стабильного и надежного положения. И никогда не нужно отчаиваться, ведь отчаяние приводит к …
— … несчастным случаям?
— … К ним тоже. И к панике, нестандартным, неверным решениям и аварийным ситуациям на работе и в жизни. Будьте уверенными в себе, всегда остается надежда на лучшее.
Запись опубликована в рубрике
Наша газета,
Профком. Добавьте в закладки
постоянную ссылку.