Судьба специалиста и прописные истины рынка труда
Кадровый магнит
В отделе кадров и обучения персонала под эгидой профкома АО «ДНЕПРАЗОТ» на минувшей неделе прошла профориентационная встреча председателей цеховых комитетов профсоюза с представителями Каменского индустриального колледжа (филиала Украинского Государственного химико-технологического университета).
На встречу приехали заместитель директора колледжа по учебно-воспитательной работе А.В.Багрий, председатели цикловых комиссий М.А.Соснова и А.П.Коваленко. Модераторами мероприятия выступили заместитель начальника ОКиОП по обучению персонала О.П.Долина и заместитель председателя профкома И.В.Сайгак. Руководство предприятия представлял Заместитель Председателя Правления — директор по персоналу и общим вопросам АО «ДНЕПРАЗОТ» И.В.Иллариошин.
Встреча носила многоцелевой характер: колледж заинтересован в наборе абитуриентов — а работники «ДНЕПРАЗОТа» рассматривались в этом плане как родители будущих студентов; наше предприятие заинтересовано в квалифицированных кадрах.
По информации представителей учебного заведения, индустриальный колледж УГХТУ работает по современным программам и методикам подготовки младших специалистов и бакалавров по самым востребованным на рынке труда, и в частности на нашем предприятии, профессиям.
В области бакалавриата это специальности:
«транспортные технологии» (на автомобильном транспорте) — возможная профессиональная деятельность: диспетчер службы перевозок, инструктор по эксплуатационным и производственно-техническим вопросам, техник по планированию и стандартизации, специалист технической экспертизы и пр.; «охрана труда»;
младших специалистов по специальностям «химические технологии и инженерия» — техники-технологи; «автоматизация и компьютерно-интегрированные технологии» — киповцы и электромеханики; «экономика», «автомобильный транспорт», «электроэнергетика», «электротехника и электромеханика» — техники-электрики широкого профиля. А.В.Багрий детально рассказала об условиях приема в колледж, тонкостях сдачи ВНО (к этому мы вернемся чуть позже), ответила на вопросы участников встречи и традиционно завершила беседу пожеланием плодотворного сотрудничества с нашим предприятием.
Протокольная формальность подобного рода мероприятий на этом и закончилась, поскольку в «ответном слове» Заместителя Председателя Правления — директора по персоналу и общим вопросам АО «ДНЕПРАЗОТ» И.В.Иллариошина на тему реальных нужд реального сектора экономики и реальных же граней сотрудничества с вузами прозвучал откровенный упрек индустриальному колледжу в том, что масса протокольных намерений вуза заканчивается ничем: предприятие впустую тратит средства на обеспечение практики студентов, но за последние три года никто из них на наш завод так и не пришел. «Безусловно, мы готовы к плодотворному сотрудничеству и открыты для всех форм его внедрения, но от вуза хотелось бы большей результативности», — сказал И.В.Иллариошин.
Представители индустриального колледжа приняли упрек, но добавили, что в этом году индустриальный колледж одним из первых в Украине внедрил дуальную форму образования, которая могла бы заинтересовать «ДНЕПРАЗОТ». Более подробно о вариантах сотрудничества с предприятиями представители колледжа рассказали уже не на встрече, а в интервью «Панораме «Азота».
А.В.Багрий:
— Дуальное образование — это тесное взаимодействие предприятия (работодателя) вуза и студента. Обучение специалиста ведется одновременно и на предприятии, и в колледже, в вузе студент проводит 30% учебного времени, получая теоретические знания, а 70% обучения составляет практика на предприятии. Конкретное процентное соотношение дуальных составляющих определяется в соответствии с договором и требованиями работодателя в зависимости от того, какие знания и умения должен получить выпускник в рамках своей специальности. Преимуществ здесь масса: студенты получают первое рабочее место непосредственно во время учебы, легче адаптируются к требованиям предприятия и быстрее понимают — его это рабочее место и профессия, или нужно менять направление учебы. Вуз заинтересован в наполненности практики, а работодатель по итогу получает квалифицированного работника. У нас в колледже дуальная подготовка развивается первый год, а в Украине такая практика пока присуща только ПТУ. Мы рассматриваем возможности того, чтобы представители вашего завода, кроме своих требований, давали оценки и характеристики студентам не только по практике, как было всегда, но и по качеству теоретических знаний. Прежде, чем получить диплом, студент должен пройти государственную экзаменационную комиссию, и рецензентом его дипломного проекта может выступать представитель предприятия.
— На встрече с профсоюзным активом «ДНЕПРАЗОТа» вы предлагали работникам предприятия получить в индустриальном колледже второе техническое или высшее образование. Насколько реальна сдача ВНО, не ограничен ли возраст поступающих?
М.А.Соснова:
— Возраст не ограничен, условия поступления достаточно мягкие, а что касается ВНО или вступительных экзаменов в колледж, то многих пугают тесты по украинскому языку. Не слушайте диких историй о сложностях сдачи: в этом году среди заданий было, к примеру, и такое — расставить слова по алфавиту.
А.П.Коваленко:
— Добавлю, что в этом году у нас получился хороший набор по специальностям автомобильного транспорта, специалистов КИПиА и электриков. Проблема была с механиками и химиками-технологами, и здесь, на мой взгляд, все упирается в непонимание абитуриентами перспектив дальнейшего трудоустройства. Раньше мы плодотворно сотрудничали с ДМК, на базовом уровне, некоторыми другими предприятиями, представители которых приходили и рассказывали о специфике и условиях работы, но реально уже на практике возникали сложности.
А.В.Багрий:
— Вот и первая просьба к работодателям: чтобы уважали молодежь и давали ей возможность учиться. На ДМК был случай, когда ребят не пустили в цех, заняли подсобными работами. Но надо сказать и о специфике сегодняшней молодежи. Первое, о чем они спрашивают, — зарплата. При этом ребята, по сути, жизни не знают, думают, что, получив образование, сразу же получат оклад в 10 тыс. грн., сидя в тепле и добре. Заканчивают вуз, долго выбирают работу, оказываясь зачастую на автомойке или заправке. Потом уже начинают понимать, что нужна реальная самореализация или продолжение образования. Как показать жизнь студенту? У меня такое пожелание: помогите организовать экскурсии на предприятие, чтобы студенты не пользовались слухами, а видели будущую работу воочию.
А.П.Коваленко:
— Для нашего вуза бесплатную поездку-экскурсию организовал в свое время «Интерпайп». По каждой специальности все показали и рассказали. Заместитель Председателя Правления — директор по персоналу и общим вопросам «ДНЕПРАЗОТа» И.В.Иллариошин сделал верное замечание, что за последние три года на ваше предприятие не пришел ни один выпускник нашего колледжа. На самом деле они пытались приходить, но говорили, что их тоже занимают поначалу на подсобных работах…
— Но «ДНЕПРАЗОТ» — инженероёмкое предприятие, требующее высокой квалификации и воспитания уровня ответственности специалиста. Сразу вашему выпускнику никто не доверит управлять агрегатом…
А.П.Коваленко:
— Да, это понятно, но мы сейчас говорим о едином и взаимовыгодном понимании интересов вуза, студентов и работодателей.
— Практикуете ли вы отслеживать судьбы выпускников, анализировать рынок труда?
А.В.Багрий:
— Мы получаем справки о трудоустройстве, часто общаемся с выпускниками и работодателями. Кроме «ДНЕПРАЗОТа» налаживаем сотрудничество с ДКХЗ. В целом ситуация на рынке труда остается сложной, но для того и наш вуз постоянно развивается, стараясь своевременно реагировать на вызовы нашего времени…
Парадоксальна наша ситуация на рынке труда, хотя и видна во всех негативных проявлениях: вузам нужен абитуриент и набор специальностей подчас бывает далеким от истинных требований рынка. Предприятиям нужен специалист хорошей квалификации, а выпускнику — зарплата и работа потеплее (он такую видит по телевизору). Авторитетные эксперты утверждают, что всему виной… прописные истины: пока проблема остается трехсторонней, а не единой для государства и его программ — у семи нянек дитя будет без глаза. И семь нянек — это не преувеличение. Имеет место быть родительский фактор, ведь педагоги индустриального колледжа рассчитывали рекламировать вуз на встрече с профсоюзными лидерами «ДНЕПРАЗОТа» и как предложение для родителей. Перекосы судеб специалистов и рынка труда начинаются с семьи и школы: попробуйте в экономических лицеях (в нашем городе таким статусом скоро будет обладать по рекомендации МОН половина школ), где детей ориентируют на весьма амбициозные цели, прорекламировать специальности токаря или слесаря по КИПиА. На порог не пустят. А отсюда и тьма младших юристов, бухгалтеров, программистов, тысячи бакалавров самых разных специальностей, которые трудятся на рабочих точках и у нас, и за рубежом.
…А рассказ о дуальной форме образования предцехкомов заинтересовал. Возможно, это и станет реальным кадровым решением для предприятий и вузов — время покажет. Хотелось бы, чтобы встреча с колледжем, — а таких встреч в разных форматах и с разными вузами будет еще немало, — имела реальный результат, а не выхлоп для галочки: провели, объяснили, озаботили, работодатель так ничего и не предложил. Предложил! Служба по персоналу и профсоюзный актив «ДНЕПРАЗОТа» — это серьезная сила влияния. Это живой действующий механизм с реальными требованиями и возможностями. Реклама рекламой, но давно пора совместить интересы образования и предприятий, сведя их к чисто людскому фактору — судьбе специалиста.
Запись опубликована в рубрике
Профком. Добавьте в закладки
постоянную ссылку.