О памяти, памятниках и судьбе «нашего» Менделеева

Люди, годы, «ДНЕПРАЗОТ»: народная история
Поводом к неожиданным историческим изысканиям на тему судьбы нашего памятника Д.И.Менделееву стала 80-я годовщина Менделеевского общества на ДАТЗ — в 1940-м году эта научно-просветительская организация была создана для «несения знаний о химии в массы». В январе 1940 года общество открыло свое отделение на ДАТЗ, причем сразу же с высокого старта — на завод приехал известный в те годы ученый, профессор ДХТИ Владимир Ройтер, чтобы провести цикл лекций «для работников первого в СССР химического предприятия, построенного по отечественному проекту». История общества сама по себе интересна — об этом читайте в следующем номере. А вот попытка добавить к материалу рассказ о нашем памятнике Д.И.Менделееву оказалась весьма занимательной.
Суета вокруг фигуры
Упоминание о строительстве нашего памятника Д.И.Менделееву у центральной проходной завода нет нигде. Городской музей ссылается на «невмешательство» в историю памятника, представляющего ценность только для завода, и по этой причине не внесенного в реестр памятных исторических знаков и мест Днепродзержинска-Каменского: памятник построен азотчиками и расположен на территории предприятия, поэтому ищите корни у себя.
И вот здесь, в ходе поисков «у себя», возникла большая проблема. В чем-то она забавна, но в целом, и на фоне времени, достаточно серьезна для детального разбора как характеристика нашего менталитета и … одного из физических догматов: природа не терпит пустоты. Выверенных, официальных исторических материалов о памятнике не сохранилось, значит, появилась легенда. Коротко она изложена в краеведческой публикации об экскурсии городского общества «Каменское-Днепродзержинск» в наш музей в 2015 году:
— Днепродзержинские краеведы заинтересовались историей Соцгорода и нашим музеем Совместными усилиями днепродзержинские краеведы проводят увлекательные расследования, воссоздавая забытые страницы истории города, восстанавливая имена и события. Сколько интересных историй могут поведать эти люди человеку заинтересованному! К слову, желающие узнать побольше об истории нашего города могут поискать информацию в интернете, но еще лучше узнать из первоисточника – краеведческое общество собирает всех неравнодушных в каждый второй четверг месяца в читальном зале центральной городской библиотеки.
А в минувший четверг состоялось выездное заседание общества краеведов «Каменское – Днепродзержинск», темой которого стал наш Соцгород. Вот как об этом написал Виктор Куленко: «Увлекательная и познавательная экскурсия, которую провела Любовь Алексеевская, началась с улицы Южной. Как оказалось, свое название улица получила от Днепропетровского «Южмаша», выпускавшего ракеты, а наши ПХЗ и «Азот» делали для них «начинку». Рядом – улица Киевская, которая до середины 50-х годов носила имя Лаврентия Берии. Интересна история памятника Сталину перед заводской проходной на улице Горобца. Когда пришло указание убрать за одну ночь с постамента статую вождя всех народов, то работники ГИАПа быстро сориентировались и спилили голову Сталина, а вместо нее привинтили голову Менделеева, которая стояла в красном уголке. И химик Дмитрий Иванович Менделеев долго стоял в сталинской шинели».
Ну, вот что с этим делать? В архиве отдела Генплана, проектно-конструкторского отдела не сохранилось документов о памятнике. Сейчас практически не осталось людей, которые помнили бы, как и когда устанавливался памятник Менделееву — великий химик до 1995 года стоял на постаменте в полный рост, лицом к центральной проходной, о нем пока и речь. Один из заводских ветеранов — И.В.Голобородько — помог хотя бы определиться с периодом строительства памятника: в 1958 году его еще не было, а в 1963-м, когда я вернулся из армии, Менделеев уже стоял. Есть фото площади перед центральной проходной 1958 года — с огромной клумбой, скамейками, малыми архитектурными формами — нет, и не могло там быть памятника ни Сталину, ни Менделееву. А подробности, изложенные краеведами, и некоторыми нашими ветеранами, содержат «точную» дату надругательства над головой Дмитрия Ивановича — 1953 год. Дескать, сразу, как Сталин умер, велено было все памятники убрать. Не сразу. Решение о борьбе с культом личности было принято на хрущевском партийном съезде в 1956 году, тогда все сталинское и убрали. Причем делалось это без особой спешки и опасений, что народ увидит и осудит — оставили постаменты пустыми, а затем и их убрали.
Опровергает «сталинскую» историю нашего памятника Менделееву еще один очень простой факт — надо было хоть чуть-чуть мозгами пошевелить, — только на Соцгороде памятников Сталину было два: один был установлен в центре жилого комплекса ПХЗ (в районе старого тупика трамвая №2), там, где потом был памятник Ленину. Второй — в парке ДАТЗ: Сталин сидел на диване с Лениным, и скульптурная эта композиция относится к концу 40-х — началу 50-х годов, как и сохранившиеся на Соцгороде (и только у нас, благодаря «Азоту») композиции на улице Затишной. В народе скульптуру отца с девочкой на руках и композицию у здания районной полиции называли «разбитой семьей», но Бог с ними, народными названиями. Сегодня суть в том, что удалось сохранить уютный дух времени, душу Соцгорода, симпатичные места людского притяжения (в центре города из старого — только Дом со шпилем и больше ничего). А в нашем парке стояли еще гипсовые скульптуры девушки с веслом и легкоатлета. Так вот, несмотря на тогдашнее отсутствие селфи, фотографии на фоне памятников Сталину на Соцгороде сохранился вагон — и в музеях, и в домашних альбомах. Одну из них из архива династии Марины Лукьяненко, предцехкома ЖДЦ, мы сегодня публикуем. Так неужели не сохранился бы Сталин напротив центральной проходной? И в целом, способен ли вдумчивый наблюдатель отличить сюртук Менделеева от шинели или френча Сталина?
Истина, наверное, скучновата, а про скрученную голову — забавно. Но не правда, ведь! Кстати, подобного рода «легенд» о замене голов и других мест памятников имеется множество, даже в масштабах одного нашего города. Вышеперечисленные «наши краеведы» любят еще историю про Сталина и Шевченко, она наличествует в неприличной переделке от Кобзаря. Якобы, в парке, на постамент снесенного Сталина срочно водрузили бюст Шевченко, и народ тут же сочинил частушку:
Дожилася Україна до темряви й мряки,
Рідні діти посадили на грузинську с… .
В этом смысле критике стоит подвергать только нелюбопытных краеведов. Заметьте, в цитате с краеведческого заседания в нашем музее сохранен фрагмент, не имеющий прямого отношения к Менделееву — история происхождения названия улицы Южная. Помните, там сказано «в честь завода «Южмаш», для которого местные предприятия выпускали секретную продукцию». «Южмаш» был построен в 60-е, а улица Южная появилась в 1936-м, не в честь чего-то, а как уважение к географии — расположена на юге города. Но народ, перекормленный в свое время пропагандистской манной кашей до тошноты, чтобы выжить, на кухнях, в трамвайных разборках или с семечками на скамейках придумывал свои мифы и легенды, анекдоты и поговорки. К примеру, о центральной части Днепродзержинска говорили так: центр у нас невелик — от Ильича до Ильича всего две остановки. Или: В 2100 году археологи будущего раскопали Днепродзержинск. Нашли табличку с бюста Брежнева, посмотрели в Википедии будущего: «Политический деятель времен Аллы Пугачевой». И все же, вечнозеленую, до сих пор живучую легенду о Сталине-Менделееве у проходной «Азота» стоит развенчать.
Зачем заводам памятники
Наш памятник — гордый, величавый Менделеев в полный рост, скорее всего, по признаниям ветеранов и бывших архитекторов, по фону событий того времени, был сооружен в 1959 году. Это было знаковое время для предприятия: завод развивался и богател, а тут еще Госкомитет СССР по химической промышленности принимает решение о развитии Большой химии в стране и строительстве на нашем предприятии хлорорганического производства, по сути, это был еще один завод. Для изучения возможностей на ДАТЗ в то время приезжала масса правительственных и партийных деятелей, группы ученых и специалистов союзного масштаба. Надо было выглядеть достойно. Плюс накануне нагрянула делегация химиков из Кемерово — мы с ними соревновались. В знак вечной дружбы наши с кемеровцами высадили возле заводоуправления клумбу и две аллеи тополей (не уцелели). Памятника Менделееву (и, разумеется, Сталину) не было, а фото аллеи есть. В 1957 году, если верить общему обзору памятников Менделееву по всей стране, символы уважения великому химику установил добрый десяток химических заводов. Чем мы хуже? Вот тут и возникает законный вопрос, зачем заводам памятники? Давайте посмотрим на Днепродзержинск-Каменское. На ДМК, кроме общегородского, был свой памятник Дзержинскому на высоком круглом постаменте у центральной проходной; в последние годы возле заводоуправления комбината установили памятник Ясюковичу, основателю завода и старого города; увековечили название аллеи в память директора Волобуева. На ГЭС стоит великолепная монументальная литая решетка в честь строителей и работников станции, а недавно как памятник здесь установлено и рабочее колесо гидроагрегата — после реконструкции уникальное это колесо диаметром 9,3 м решили не выбрасывать на металлолом, а увековечить. Получилось достойно и красиво. На «Днепрвагонмаше» был памятник вагону, но лучшим символом значимости усилий завода стала платформа под ракетой «Восток-1» на ВДНХ. Ракета там, разумеется, представляет собой модель, а платформа натуральная, изготовленная на ДВМ. Памятник трамваю в Романково установило трамвайное управление, Горводоканал водрузил у административного здания огромный синий вентиль. На ПХЗ, в районе бывшего цеха №5 (обогащения урановых руд) стоял огромный памятный знак «Мирный атом»: в большой гипсовой ладони покоился этот самый атом с электронами на проволочных орбитах. После развала ПХЗ разрушился этот памятник символически — ядро и электроны уцелели, отвалились пальцы.
Заводские памятники дань уважения к коллективу, к заводу, к труду. Я не назвала памятников наших коксохимических заводов? С удовольствием восполню пробел — за центральной проходной «Южкокса» стоит бюст … Д.И.Менделеева. Второй в Каменском.
Вернемся к основам
Итак, в конце 50-х, на ДХК построили памятник Д.И.Менделееву. Символ уважения к науке и делу. Которым занимаются азотчики. Памятник не был зоной почетного фотографирования, излюбленным для этого местом остается заводоуправление — великолепная его архитектура смотрится выигрышно, да и людей на фоне роскошного сталинского ампира (из песни слова не выкинешь) можно разместить больше. Здесь, в свое время, была сфотографирована большая группа передовиков вместе с Брежневым — масса народу, генсек был человеком демократичным: здесь же сделали прощальный снимок японцы после окончания шеф-монтажа цеха №1-Б, остается заводоуправление и местом памятных снимков лучших специалистов «ДНЕПРАЗОТа».
А памятник Д.И.Менделееву, который стоял в полный рост, у нас был не типовым. К нынешнему времени только в Украине установлено 63 памятника Дмитрию Ивановичу, а наш первый был самым высоким и значительным. Но изготовленный в конце 50-х из гипса памятник стал разрушаться, и в 1995 году был снят с постамента, а в 1999-м году заменен бронзовым бюстом.
Добавить стоит вот что: самый старый памятник Менделееву установлен в Петербурге возле технологического института. Скульптура была изготовлена еще при жизни Дмитрия Ивановича и считается самой исторически правдивой — сохранено не просто портретное сходство, но даже увековечена вредная привычка великого химика — он изображен с сигаретой в руке. Самым интересным памятником Менделееву считался мемориал перед Киевской политехникой. По сути это был триптих, включавший фигуру химика, плиты с периодической таблицей и напутствием студенчеству. Говорят, в 2015 году его убрали по какой-то причине… Есть памятник Менделееву со знаком уважения к его хобби — с чемоданом: увлекался Д.И. не только химией, но и шитьём саквояжей. На всех уважающих себя химических предприятиях Украины Менделеев представлен достойно.
…А то что наши химики, поколение восстановителей завода, относились к памятнику Менделееву неравнодушно, с особым пиететом — это факт. Подтверждение удалось найти в старых партийных документах. Было время — в 70-х годах, когда народ заметил, что стоит Менделеев неправильно — лицом к проходной, а не к дороге на завод. Обратились люди в партком с просьбой… повернуть великого химика лицом к народу (о, были проблемы у коммунистов!). Ответ был решительно категоричным — Менделеев встречает людей со смены и благодарит за труд. Но нынешний бюст символизирует гордое имя «ДНЕПРАЗОТа» хотя бы потому, что присутствует во всех фотообзорах памятников Менделееву. Это уважение к предприятию и его коллективу, умеющему хранить традиции. И здравую память в том числе.
И.Уварова.

Запись опубликована в рубрике Наша газета. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


девять × = 54