О человеке надо говорить
Дело мастера: литейная школа «ДНЕПРАЗОТа»
«О человеке надо говорить, или корить, или цветы дарить, но не молчать, когда он книги пишет, дома возводит, сталь идет варить… О человеке надо говорить. Пока он слышит» (А.Чепуров).
Юбилейной даты в этом году и у Иосифа Васильевича Лоека, ветерана «ДНЕПРАЗОТа», бывшего начальника литейного отделения РМЦ-1, не предвидится, но повода для публикации о нем искать не будем — живет с нами рядом замечательный человек. О котором надо говорить.
В свое время Иосифу Васильевичу Лоеку удалось после довольно длительного периода, мягко говоря, разбалансированной работы «литейки» наладить здесь железный порядок, отличный ритм и качество работы. С нашим литейным отделением — а, заметьте, в городе тогда работали в полную силу крупные лаборатории ДМК, сталелитейный завод вагонки и отдельные предприятия — чугунолитейный завод, — так вот именно с нашей литейкой стали работать в годы Лоека профильные кафедры индустриального института. Об этом — чуть позже, а пока — небольшое «лирическое отступление». В одном из презентационных буклетов ПО «Азот начала 80-х годов (богато изданном, надо сказать) указаны достижения пятилетки, пуск на «Азоте» новых цехов, первые наши крупнотоннажные успехи, и эпоха в целом названа периодом мощного расцвета «Азота». И понятно, в старом буклете, да и в умах многих старожилов расцвет этот связан с ведущей ролью партии и правительства, неоценимым вкладом в закрома… Не буду спорить, время все расставляет по местам, важно, что остается потомкам. Но вот показательный факт — речь в этой книжице идет об удивительно плодовитой эпохе, но нет ни одной фамилии. Люди, по тогдашним представлениям, были винтиками большого механизма. В крайнем случае — гвоздями («гвозди бы делать из этих людей, не было б в мире прочнее гвоздей»). И почему не пошли в творческих сравнениях дальше: гайки, болты или втулки?
Не были они винтиками и гвоздями, хотя закалку прошли булатную, но именно люди — работяги, инженеры и техники стали человеческим фактором расцвета эпохи и «Азота», их трудовые биографии — те самые дорогие закрома Родины.
Иосиф Васильевич Лоек — автор расцвета литейки, родился в феврале 1937 года в селе Нагуевичи Львовской области (еще при Польше), закончил железнодорожное училище в городе Гстрый и по направлению приехал на Днепродзержинский вагоностроительный завод. А в 19612 году, закончив металлургический техникум, перешел на ДАТЗ.
— Всегда любил свою работу, очень уважал металлургию. Быть металлургом на химическом предприятии — особая доля. Наше литейное отделение — вроде как, отдельное государство, но ты должен хорошо понимать, для каких условий льёшь сталь, бронзу, сложные сплавы. Где будут работать поршневые кольца, гильзы, рабочие колеса, — чего мы только не делали в литейке. А когда меня назначили старшим мастером, а потом и начальником литейного отделения, начальство долго сомневалось, даже заключало пари, долго ли я продержусь. Ни порядка, ни нормальной дисциплины не было, выпускали много брака, до меня литейкой руководили восемь человек: год-два — и снимали.
Иосиф Васильевич — человек скромный, спокойный, пример хорошей «рабочей косточки», как тогда говорили; сейчас бы назвали точнее: рабочая техническая интеллигенция. Возглавив отделение, он собрал работяг, показал на бракованные втулки и тихо сказал (манеру говорить тихо, не переходя на крик ни при каких обстоятельствах, требовательное и дельное отношение ко всему, в цехе оценили позже): «Пора це прекращать, хлопці». Воспитывал народ без ненормативной лексики, иногда чуть не всю смену стоял у «бракодела» над душой. Очень не сразу, но порядка добился — уважением к людям, аргументированными требованиями. Старики вспоминают, что литейка начала 60-х напоминала — хоть и варила бронзу — темную заброшенную частную артель: шабашки, брак, у рабочих не имена, а клички (знатную крановщицу звали Жучкой), в общем, разброд и шатание. Но начиналась эпоха легендарного начальника РМЦ-1 Мошуры, пришел Лоек, и понемногу слова «инженер» и «мастер» перестали быть ругательными, когда появились знатные премии дело очень пошло на лад.
И чтобы все стало понятным с железным характером тихого интеллигентного Иосифа Васильевича Лоека, надо добавить еще одну деталь — Почетную грамоту за участие в работе ДНД (Добровольная народная дружина) по охране общественного порядка и борьбе с правонарушениями. Так милиция оценила задержание дружинниками опасного вора-рецидивиста. А что касается порядка в цехе, то в конце 60-х создана была в литейке лучшая творческая комплексная бригада И.В.Лоека, опыт работы которой и стал основой для сотрудничества с исследовательской группой кафедры ЛП ДИИ. И было много авторских вознаграждений за изобретения и рацпредложения у Лоека и его бригады. Были премии за выполнение заданий по отливке сложных изделий для пусковых объектов. А за плодотворную работу по воспитанию трудящихся — так и звучит преамбула к награждению в трудовой книжке И.В.Лоека, он был награжден в 1978 году набором художественной литературы.
В 1986 году за успехи. Достигнутые в выполнении заданий 11-й пятилетки Иосиф Васильевич Лоек Указом Президиума ВС получил Орден Дружбы Народов. В литейном отделении он отработал 41 год, участвовал в разработках новых технологий, всегда держал под рукой справочники, новейшую техническую литературу. Рассказывая о внедрении новшеств в литейке, Иосиф Васильевич живо, активно вспоминал все технические подробности, «закавыки» во время испытаний, говорил, посмеиваясь, даже о непробивных изобретениях — дела молодости, когда энергии через край. А потом обронил странную фразу: «Бывало, ругали много. Но через время признавались: мы тобой опять закрыли амбразуру». Это уже с грустью, это по зрелым размышлениям о цене творчества…
Школу литейки прошли десятки учеников Иосифа Васильевича, многие благодарно вспоминают эту школу и по сей день. Пожалуй, умение щедро делиться опытом, творчество в открытую, душа нараспашку — не редкие и ценные достоинства того времени расцвета. Пока работают его ученики — продолжение следует.
Потом у Лоека были другие ученики — дети, группа в художественной школе им.Першудчева, где Иосиф Васильевич шесть лет терпеливо и мастерски воспитывал юные таланты по классу художественного литья. Это время литейщик вспоминает с трогательной ностальгией — ребятня здорово увлекалась творческой учебой, ходила по пятам за преподавателем.
Рассказ о замечательном мастере и его замечательной — повторимой школе в РМЦ-1 начат был цитатой. Наверное, и точку стоит поставить хорошей формулой человеческого успеха: «Долг выполнен там, где люди любят то, что сами себе приказывают».
Лучше не скажешь о Мастере.
Запись опубликована в рубрике
Наша газета,
Профком. Добавьте в закладки
постоянную ссылку.