О тех, кто вывел нас в люди…
Народная история
В нынешнем году исполняется 75 лет со дня создания базового профессионально-технического учебного заведения Днепродзержинского азотно-тукового завода – ремесленного училища №8. Это училище было создано сразу после окончания войны, в 1945 году. В этом же году Верховным Советом СССР был принят «Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг.». Стратегическая задача этой сложной социально-экономической программы заключалась в том, чтобы «восстановить пострадавшие районы страны, восстановить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти этот уровень в значительных размерах».
В этот период работникам азотной промышленности необходимо было к концу пятилетки превысить довоенный уровень производства продукции в 1,8 раза. Задание было не из легких, и в его решение свой вклад должны были внести и днепродзержинские азотчики.
А наш завод в то время все еще залечивал раны. Ущерб, нанесенный предприятию оккупантами, составил 216 миллионов 459 тыс. руб. Не хватало рабочих рук, квалифицированных специалистов. В стране была разруха и голод, но наш азотно-туковый завод постепенно поднимался из руин.
Обстановка в освобожденном от фашистов Днепродзержинске была очень сложная. После войны многие семьи потеряли кормильцев, было много сирот, о которых нужно было позаботиться. Темпы восстановления завода и его дальнейшее развитие в тот период зависели от таких «мелочей», как питание, одежда, обувь, жилье азотчиков. Нужно было давать крышу над головой воинам, возвращавшимся с фронта, обеспечивать работников питанием, готовить будущие кадры для ДАТЗ. Но, несмотря на трудности, трудовая вахта за досрочное восстановление завода продолжалась и её несли с честью: по итогам Всесоюзного социалистического соревнования за первый квартал 1945 года восстановителям ДАТЗ было присуждено первое место с вручением переходящего Красного знамени ВЦСПС и Наркомхимпрома.
В сентябре 1945 года начались занятия в ремесленном училище №8. Училище готовило специалистов для ДАТЗ по самым дефицитным на то время профессиям: аппаратчиков химических производств, электриков, слесарей-ремонтников. В училище было много студентов из окрестных сел, они и местные студенты-сироты проживали в молодежном общежитии.
В то время режим в училище №8 был полувоенным: студенты носили форму по военному образцу, была строгая дисциплина. Чтобы укрепить здоровье будущих работников ДАТЗ студентов кормили в столовой точно по часам.
Среди преподавателей ремесленного училища №8 было много демобилизованных военных. Они старались четко организовать учебный процесс, воспитывали студентов, помогали им в учебе. Один из выпускников РУ-8, ветеран АО «ДНЕПРАЗОТ», ветеран труда Иван Григорьевич Голобородько, окончивший училище в одном из первых выпусков, вспоминал, что среди его однокашников, благодаря вниманию и заботе педагогов, вышло много хороших людей и среди них, в частности, народный артист СССР Василий Лановой.
— Лановой был старше меня на год, 1934 года рождения, а мастером в их группе был Остапенко, — рассказывал Иван Григорьевич. — Я до сих пор отлично помню этого педагога, помню и его прозвище «Моряк» за любовь к строгой, как на флоте, дисциплине. Помню его походку враскачку, громкий голос, крупную голову с высоким, упрямым лбом. Но за внешней суровостью и требовательностью каждый из нас чувствовал добрую и чуткую его душу. Этот человек не только умел помочь разобраться в непонятном, терпеливо объяснить сложное, но и утешить, утереть слёзы, найти слова ободрения, вдохновлявшие нас на учебу и работу над собой, вселявшие в нас веру в лучшее будущее.
Завод во всем помогал училищу, стараясь обеспечить хорошую производственную и учебную базу. Ребята работали в учебных мастерских, изучали теоретические предметы в специализированных классах, посещали библиотеку, книги для которой собирали всем миром, где только могли. Тщательно был организован досуг учащихся – в училище работали драмкружок, хоровой коллектив, струнный и духовой оркестр, спортивные секции. На встречи со студентами приходили передовики производства с АТЗ, приезжали артисты, проводилось и множество интересных мероприятий, посвященных будущей профессии.
Преподаватели училища старались заинтересовать ребят учебой, отмечая их успехи в получении профессионального образования. В народном музее истории предприятия сохранился интересный документ, датированный 3 апреля 1946 года. Это благодарность за воспитание сына матери ученика РУ-8 А.Шепеля. На небольшом кусочке пожелтевшей бумаги из школьной тетрадки в клеточку слева вверху виден штамп училища, а далее следует такой текст (стиль и пунктуация сохранены – ред.): «Уважаемая Лукерья Анисимовна. Ваш сын Анатолий, обучаясь в ремесленном училище №8 г. Днепродзержинск, является отличником производственного и теоретического обучения за 1-ю четверть 1946/47 учебный год. По производственному обучению имеет – 5, по теоретическому обучению имеет – 5, по дисциплине имеет – 5. Является дисциплинированным и примерным среди учащихся группы №13. Благодарим за хорошее воспитание сына.
И подписи: директор РУ-8 Божко; мастер Бахтинов.
Как приятно, наверное, было матери этого паренька получить такое хорошее письмо об успехах сына. Характеризует это и людей, занимавшихся образованием и воспитанием паренька, старавшихся каждый шаг к победе, каждый, даже самый малый успех поощрять и делать значимым, поддерживая в нем интерес к учебе и будущей профессии. Хорошее лицо и замечательные глаза этого парнишки сохранило для нас фото, сделанное в 1949 году. На нем Анатолий Шепель – крайний слева в нижнем ряду группы студентов-участников драмкружка РУ-8, сделанном после выступления кружковцев в красном уголке ЖКО ДАТЗ.
Много хорошего можно сказать о людях, выводивших в настоящие мастера, детей и подростков, травмированных войной. Щедрость души, весь свой ум и талант они отдавали этим детям, стараясь воспитать достойную смену, вывести её на правильную дорогу, научить трудиться, дерзать и мечтать. Вот как с большой теплотой и любовью рассказывает о своих выпускниках бывший мастер РУ-8, ветеран войны и труда Н.Шепель.
— Стоит взглянуть в лица наших ребят – суровые, не по годам серьезные, но вместе с тем добродушные, открытые. Они как бы говорят за себя: смотрите, какие мы, дети войны.
Нелегкая им выпала судьба, ребятам первых послевоенных лет, разруха, холод, голод… В свои неполные пятнадцать лет шли они на стройки, в цехи, поднимавшиеся из руин. Шли, чтобы заработать на кусок хлеба, пережить трудное время, шли, чтобы выжить.
Они очень похожи друг на друга и свела их вместе судьба в ремесленном училище №8, созданном на базе азотно-тукового завода. Я тогда был и мастером, и преподавателем спецдисциплин. Хорошо знал каждого ученика, его способности, характер. Помню почти всех. Вот, к примеру, Гриша Байрак – прилежный, старательный ученик. Из рабочей семьи. После окончания училища работал в цехе №8, принимал активное участие в монтаже высоковольтного оборудования этого цеха. Виталий Сохин – коренной днепродзержинец. Работал на АТЗ, позже окончил институт, был преподавателем. Помню Михаила Максименко. Он потом работал начальником КИПиА цеха №1-А. Среди учеников Миша отличался любознательностью, хорошей памятью, усидчивостью, за что я часто ставил его в пример другим.
Быстро, словно птицы, пролетели годы. И не заметили те серьезные не по годам ребятишки, тогда «рэушники» из «ремеслухи №8», как стали они взрослыми, как седина посеребрила их виски. Но сколько бы времени не прошло с той поры, они для меня навсегда остались молоды и красивы. И дороги моему сердцу, ибо они – мои ученики.
Трудно добавить что-то к словам старого мастера. Отметим лишь, что, в свое время, РУ-8 окончили такие известные на заводе люди, как И.А.Козленко, А.С.Медведецкий, А.С.Наводничий, И.Г.Голобородько и многие другие.
Позже РУ-8 было преобразовано в СГПТУ№23. Расширился контингент учащихся, увеличился список профессий, по которым готовили специалистов. Училище №23 пользовалось в городе доброй славой. И это вполне заслуженно, ведь традиции профессиональной подготовки и воспитания молодежи в коллективе училища передавались из поколения в поколение, бережно сохраняя в педагогической работе все самое лучшее и передовое.
За время существования СПТУ№23 сотни студентов училища пришли на завод: сначала на производственную практику, потом – на постоянное место работы. Коллектив «Азота» ежегодно пополняли молодые аппаратчики и лаборанты, электрогазосварщики, слесари по КИПиА, слесари-ремонтники и электросварщики, аппаратчики-слесари КИПиА и электромонтеры.
Завод молодежь не подводил – предоставлял рабочие места, обеспечивал спецпитанием, предоставлял жилье. В плодотворном деловом содружестве с коллективом училища №23 растил профессионалов, воспитывал хороших специалистов, по-матерински заботливо опекал. И вчерашние мальчишки девчонки за эту любовь платили своей любовью и преданностью заводу, приводили сюда своих детей и внуков, создавали династии, прославляли «Азот» передовым трудом.
В 2020 году, знаменательном году 75-летия уже не существующего ремесленного училища №8, у выпускников азотовской «ремеслухи» есть хороший повод добрыми словами вспомнить тех, кто в училище и на предприятии сделал все для того, чтобы вывести их в люди, сделать жизнь наполненной, а судьбу счастливой.
Кстати, братство выпускников СПТУ№23 живо и в наши дни. Как-то, разыскивая в интернете нужную информацию, попала на сайт, посвященный поиску выпускников училища. Да, представьте себе, живет и работает на просторах мировой сети специальный сайт, на котором одноклассники из СПТУ№23 ищут друг друга. Значит, им это нужно. Значит, живы для вчерашних мальчишек и девчонок традиции студенческого братства, жива память о годах, проведенных вместе в стенах училища. А что может быть лучше доброй памяти о студенческой молодости, верных товарищах и мудрых наставниках в училище и заводском цехе – тех, кто не пожалел умения, любви и труда, чтобы вывести нас в люди.
А.Викторова.
Запись опубликована в рубрике
Наша газета,
Профком. Добавьте в закладки
постоянную ссылку.