Конец «Шанхая»: 50 лет назад снесли поселок временного типа ДАТЗ

Народная история
Наш завод всегда гордился тем, что первым в истории СССР наладил параллельно сооружениям первых корпусов будущего гиганта отечественной химии в 1934 году и строительство капитальных жилых домов на Соцгороде. Причем это решение тогдашнего директора «Каменскхимстроя» С.В.Пушко и главного инженера А.З.Храковского стоило первому жизни — был репрессирован и расстрелян в 1937 году, а второму — многих лет заключения в тюрьмах НКВД. Кстати, А.З.Храковский разработал интереснейшие проекты типовой жилой застройки при промышленных зонах и на примере нашего Соцгорода, в частности дома по ул.Менделеева, 8 (здание с колоннами на крыше за Южным ЦПАУ) пытался показать, как будут жить люди при коммунизме. Слева к зданию должна была примыкать галерея из стекла, ведущая к домашней кухне и столовой, а справа такая же галерея соединяла жилой дом с детским садом… Но в том же 1934 году наплыв рабочей силы из окрестных сел и даже многих областей России, спасавшейся от голода, вынудил построить временный жилой поселок в районе ул.Колеусовской.
Временный посёлок – предвестник нового жилмассива химиков
Предвестником нового жилищного массива для Днепродзержинских химиков был временный посёлок, состоявший из бараков, в которых жили семьи строителей азотно-тукового завода.
В 1934 году было принято решение о строительстве временного посёлка и 1 марта того же года это строительство было развернуто. Необходимо было быстро решить жилищный вопрос для множества семей, поэтому жилье строили самое неказистое, без претензий, барачного типа. Посёлок состоял, в основном, из двух- и одноэтажных домов. Здесь жили без удобств, в тесноте, во дворах держали мелкую живность. Вместе с общежитиями жилая площадь посёлка составляла 27200 квадратных метров. Рядом с поселком находились рабочий клуб, школа-семилетка, радиоузел, стадион, амбулатория на 300 посещений в день с родильным отделением на 7 коек, детские ясли на 100 детей. В поселке работали один универмаг, 18 магазинов и 7 хлебных киосков. За несмолкающий шум и тесноту барачный посёлок называли «Шанхаем». Итого было выстроено 62 барака, в каждом из которых было 37 комнат, 8 двухэтажных домов на 12 квартир и гостиница на 50 номеров. Был свой клуб на 500 зрителей, фабрика-кухня на 5000 обедов в день, ремесленное училище.
Жители поселка верили в наступление лучших времен и эти времена пришли.
Малоизвестные страницы истории временного жилого поселка
По воспоминаниям директора строительства Каменского азотно-тукового завода С.В.Пушко, которому очень многое удалось «выбить» на новое строительство, благодаря дружбе с тогдашним наркомом тяжелой промышленности Орджоникидзе. В 30-е годы Главхимпром имел возможность сосредоточить материальные и трудовые ресурсы на стройках химической промышленности. Именно тогда и созрел план строительства азотно-тукового завода. Знаменитая легенда о том, как в степи под Баглеем в 1933-м году забивали колышки три геодезиста, конечно была, но до нее велась серьезная проектная работа, и Главхимпром длительное время не мог выбрать оптимальную площадку под строительство завода. Членам спецкомиссии Главхимпрома, в состав которой входил и будущий начальник «Каменскхимстроя» С.В.Пушко, руководители города предложили под застройку три участка — на трех окраинах. В итоге выбрали косогор, расположенный рядом с коксохимическим заводом, который должен был обеспечивать завод сырьем — коксовым газом. Рядом — днепровская вода, железная дорога. Гипроазоту было поручено представить предложения о террасном расположении цехов будущего предприятия, применить для КАТК типовой проект Горловского азотно-тукового завода. В том же 1933-м году С.В.Пушко приехал в Каменское уже в ранге директора Государственного управления строительством «Каменскхимстрой». Управление было только на бумаге, зато в портфеле С.В.Пушко лежал Устав с фондом в 100 тыс. руб., утвержденный наркомом тяжелой промышленности.
Любой руководитель не может добиться успеха без надежной команды, поэтому С.В.Пушко подбирал кадры требовательно, по деловым качествам. Главным инженером он пригласил Храковского, главным архитектором — Гордиенко, начальником проектного отдела — Майлиса, начальником отдела технического снабжения — Ланде, начальником отдела оборудования — Воловика, главным технологом — Орлянскую. Руководитель строительства лично уделял время подбору прорабов, мастеров, бригадиров и квалифицированных рабочих, которые до этого трудились на других стройках. Им он обещал жилье, на строительство которого будущим азотчикам выделялись немалые средства, в чем была большая заслуга самого С.В.Пушко. Основные силы прибывали на стройку из сел Приднепровья, а также из Курской, Орловской и Рязанской областей. Строительство временного жилого поселка проходило прямо рядом со стройплощадкой АТЗ и началось зимой 1934 года. На скованной морозом земле рабочие разводили костры, рыли траншеи под фундаменты деревянных бараков. Одновременно, в спешном порядке, чтобы успеть к весенней распутице, прокладывали дороги, используя щебень и камни из близлежащего гранитного карьера. Землекопы, грабари и плотники ютились в построенных на скорую руку бараках, но все-таки в каком-никаком да тепле. А каково было тем, кто жил рядом в палатках? Надо отметить и такой малоизвестный факт, что по весне 1934 года землекопам и грабарям пришли на помощь конторские работники, начали прибывать автомашины и первые трактора, был сооружен и маленький шлакоблочный завод, имевший собственные краны и бетономешалки. Появились передвижные полевые кухни. Хлеб и обеды выдавали еще по карточкам, но никто не оставался без положенного пайка. К средине года количество рабочих выросло до 2000 человек. До войны почти во всех квартирах проживало столько семей, сколько было комнат. На кухнях были установлены печи, отапливаемые дровами и углем, для приготовления пищи. Они использовались зимой, а летом каждая семья имела свой собственный примус (керосиновый одноконфорочный аппарат). Примусы устанавливали на кухнях, лестничных площадках, во дворе у подъезда и на их единственных конфорках ухитрялись готовить еду для всей семьи.
Трудной была транспортная связь с городом. Надо было пользоваться либо попутным транспортом, либо далеко идти на станцию железной дороги в с. Карнауховку (на поезд до станции «Правда» в районе вагонного завода и ДКХЗ) или на станцию Баглей (на поезд до станции Тритузная в конце проспекта Пелина). Или же идти пешком до ныне ул. Народной, и там садиться в трамвай маршрута №2, который шел до городского рынка (ныне площадь Ленина).
Так был заложен фундамент будущего развития «ДНЕПРАЗОТа».
Грандиозный проект по сносу «Шанхая» 1965 года
В Программе партии намечено проведение системы мероприятий по дальнейшему оздоровлению условий жизни в городах и других населенных пунктах, включая их озеленение, обводнение, решительную борьбу с загрязнением воздуха, почвы и воды. Особую значимость эти мероприятия приобретают в районах значительной концентрации вредных выбросов в атмосферу к которым относится и г.Днепродзержинск.
Проект благоустройства и озеленения предзаводской зоны Днепродзержинского химкомбината разработан 28 июля 1965 года Государственным научно-исследовательским и проектным институтом азотной промышленности — ГИАП, Днепродзержинский филиал, оговорен протоколами совещаний при председателе Днепродзержинского горисполкома и при директоре ДХК. В данном проекте учтены мероприятия по благоустройству и озеленению предзаводской зоны, предусмотренные заданиями расширения ДХК до 503 тыс. тонн аммиака в год и строительство хлорорганических производств.
Зона благоустройства охватывала территорию между южной оградой ДХК и магистралью МПС. С запада она ограничивалась автодорогой ул.Колеусовской, с восточной включала строительную базу «Днепрохимстрой».
К сложностям проектирования относились такие факторы: в районе ул.Колеусовской на месте бывшей свалки рельеф имеет уклон на север; территория значительно изрезана оврагами, которые замыкаются дамбой бывшего отстойника отходов парокотельного цеха ДХК; в зоне расположено большое количество складов, хозяйственных и жилых строений, ЛЭП, эстакад газопроводов, создающих хаотическую застройку и не отвечающих требованиям действующих санитарных норм и градостроительных правил. Со стороны жилой территории и магистрали МПС предзаводская зона выглядела сплошным хаотическим открытым складом различных материалов. В западной части зоны находится временный поселок барачного типа ДХК, где отсутствуют санитарно-гигиенические условия для проживания людей. Бараки поселка строились как временные сооружения и представляют собой ветхие строения, не подлежащие ремонту. Неорганизованно рассредоточенные на территории железнодорожные пути неоднократно пересекаются пешеходными потоками к комбинату. Основной рабочий поток проходит в одном уровне с путями напряженной Приднепровской магистрали, что не исключает несчастных случаев и травм. В зоне отсутствуют площадки кратковременного отдыха трудящихся, современные малые архитектурные формы и стенды наглядной агитации.
Архитектурно-планировочное решение
В основу архитектурно-планировочного решения благоустройства призаводской зоны ДХК было положено вынесение части производств, складов, магистралей на несколько секторов; максимальное озеленение территорий и площадок с арсеналом всех элементов и малых форм по благоустройству.
Проект предусматривал организацию в зоне широкой автомобильной магистрали, соединяющей ул.Ленинградскую (ныне пр.Аношкина) с ул.Полевой (ныне Сичевой шлях) через существующий путепровод и замыкающей внешнюю кольцевую автодорогу возле ограды ДХК. Профиль дороги в красных линиях не исключал тогда возможность проложения дополнительного трамвайного маршрута. Пересечение автомобильной внешней дороги и железнодорожного въезда на комбинат предполагалось осуществить в двух уровнях.
В районе ул.Колеусовской был засыпан огромный овраг, убрана часть вспомогательных производств и складов. Подходы к химическому комбинату были запроектированы широким коридором зелени. Озеленение территории проводилось сортами газоустойчивых деревьев строго по рекомендации НИИ Градостроительства: клен американский, тополь канадский, акация шаровая, вяз, ива белая, береза, липа, абрикос; кустарниками: бирючина, бузина красная, сирень, жасмин, роза морщинистая, дикий виноград, шиповник; цветочными культурами: агератум, петуния, табак душистый, мальва, канна, гвоздика Шабо; ассортимент газонов: дереза, овсяница луговая, тимофеевка, люцерна. Создание крупных массивов зелени, по мнению проектантов, было наиболее эффективно для улучшения микроклимата района, особенно в сочетании с водоемами. И вот в проектном задании было предусмотрено устройство искусственного водоема в парке Соцгорода, а также водоемов в районе балки по ул.Колеусовской и балки в восточной части Соцгорода.
В том же 1965 году Промтрансниипроект запроектировал пешеходный тоннель под железнодорожными путями МПС на продолжение Южной, чтобы исключить опасные для переходов пересечения с транспортными магистралями. А благоустройство предзаводской зоны предусматривало замощение пешеходных аллей и тротуаров железобетонной плиткой. Возле комплекса заводоуправления и научной базы ГИАП было запроектировано малое спортивное ядро «для физических упражнений в перерывах производства». Проект предусматривал полный комплекс благоустройства: наружное освещение площадок и аллей, установку скамеек и малых архитектурных форм. На подходах к комбинату по многолюдным аллеям предусматривалась установка Досок почета, а на зеленых площадках — разбрызгивающих установок для увлажнения воздуха.
Развитие и благоустройство парка
К началу 1965 года парк Соцгорода входил в санитарно-защитную зону ДХК, разделяя поселок Соцгорода и промышленный сектор. Проектом благоустройства 1965 года предполагалось расширение площади парка за счет выноса с его территории теплиц Совхоза №12 (впоследствии — предприятие «Каштан», ныне КП «Зеленстрой»), конного двора и теплиц ДХК (ныне розарий), прирезки территории бывшей воинской части и ряда домов, сносимых в пределах санитарно-защитной зоны. Таким образом площадь парка увеличилась в два раза, и проект предусматривал посадку на новой территории деревьев и кустарников, а также сооружение искусственного водоема. Решения по благоустройству и озеленению предзаводской зоны были строго увязаны с перспективным планом развития Днепродзержинска. Предусматривалось даже дальнейшее развитие ул.Полевой и прокладка трамвайного маршрута, соединяющего ул.Ленинградскую с Соцгородом (видимо по ул.Колеусовской).
Что сбылось
К 1970 году мощности ДХК были расширены до 503 тыс. тонн аммиака в год и в связи с этим: полностью снесен легендарный «Шанхай», а на восстановление и компенсацию жилья и объектов соцкультбыта потрачено 2,86 млн. руб. (тогдашних, полновесных); в районе хлорорганического производства снесены жилые строения и на восстановление и компенсацию жилья потрачено 864,8 тыс. руб.; на благоустройство и снос жилых строений в районе производства №27 потрачено 361,3 тыс. грн.; засыпаны балки, устроены автодороги и площадки. Всего же по проектному решению израсходовано 5,6 млн. руб. Главным инженером проекта ГИАПа выступал Мелконян (позже работал начальником отдела капитального строительства ПО «Азот»). На предзаводской территории, кроме дорог и тротуаров, были устроены площадки садового типа из песка и ракушечника, волейбольная площадка, беговая дорожка, поливочный водопровод.
Оборудована автобусная остановка, светильники наружного освещения, озеленена территория.
Добавить нужно то что в 1970 г. был построен и открыт главный культурный центр Соцгорода – Дворец культуры «Химик» с театральным залом на 1200 мест и кинозалом на 450 мест, а старый заводской клуб – снесен. В ДК работало множество творческих коллективов (духовой и эстрадный оркестры, оркестр народных инструментов, хоровые, вокальные, бального танца, хореографические, драматический театр и др.). Дворец пользовался огромной популярностью, и занятия в его многочисленных коллективах проходили ежедневно до позднего вечера. На сцене Дворца проводилось множество разнообразных мероприятий – конкурсы «А ну-ка, девушки», «А ну-ка, парни», праздник посвящения в рабочий класс, торжественная регистрация новорожденных, вручение первых паспортов и т.д. Здесь проходили смотры цеховой самодеятельности и фестивали народного творчества, демонстрировались художественные кинофильмы.
В строительстве катка «Химик», Дворца культуры химиков и некоторых других объектов соцкультбыта огромная заслуга принадлежит директору ДХК в 1963 – 1972 гг. Евгению Ивановичу Добровольскому.
Что не сбылось
Установка разбрызгивателей для очищения воздуха, двенадцати беседок, павильона-гаража для зимнего хранения велосипедов, установка ряда монументов (в парке), летний розарий, запланированный в 1965 году, появился только 10 лет спустя.
Уточнениями протокола №16 28 июля 1965 года проект был дополнен перечнями зданий и сооружений для сноса, куда входили 12 жилых бараков, столовая, контора СУ-1, мастерская базы треста «Днепрохимстрой» и сараи, а также две линии электропередач. В том же году на предзаводской территории были разобраны здания нарсуда Баглейского района, частный дом по ул.Соцтруда №5, детсад, две беседки и плавательный бассейн; по ул.Лазо: сараи, четыре барака, конторка и дощатые заборы.
Старшее поколение работающих азотчиков и, конечно, ветераны предприятия хорошо помнят и «Шанхай», и сельские дома в районе хлорного производства, и самые восточные части предприятия в зоне центральной лаборатории. Директор ДК «Химик» А.И.Чайка гордится тем, что «родился в доме, где сейчас стоит цех соды каустической», а бывший бригадир слесарей компрессии цеха №1-Б В.И.Кучеров говорил, что работает «на Батькивщині» — дом его предков как раз и был расположен на территории нынешнего большого аммиака. С момента сноса «Шанхая» — знакового события для тогдашнего ДХК и всего города, — людей ведь быстро переселили в новые благоустроенные дома, — прошло 50 лет. И подготовке этой публикации очень помогла начальник сектора ПКО, предцехкома С.А.Власова. В архиве ПКО она нашла массивный фолиант Проекта благоустройства и озеленения предзаводской зоны ДХК (том 1), разработанного филиалом ГИАП в 1965 году и реализованного силами ДХК в 1970 году. Наша история пополнилась бесценными документальными свидетельствами, включая и редкие фотоснимки. Спасибо огромное замечательным нашим людям, умеющим ценить историю своего завода!

Запись опубликована в рубрике Наша газета, Профком. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


девять + = 13