Этапы становления: «А одежду разделили между молодыми производственниками. Каждый получил по паре белья»

К 85-летию создания профсоюзной организации на «ДНЕПРАЗОТе»
Мы продолжаем серию публикаций к 85-й годовщине создания профсоюзной организации на «ДНЕПРАЗОТе». В подготовке сегодняшней подборки использованы материалы народного музея истории «ДНЕПРАЗОТа» и книги пресс-секретаря Днепропетровского областного совета профсоюзов Виктора Ковриги. Созданная на I профсоюзной конференции 21 февраля 1937 года профсоюзная организация ДАТЗ была, несмотря на тяжелейшее время репрессий, очень сильной, активной и напористой. Сегодня мы продолжаем тему довоенного периода и первых лет послевоенного становления профсоюзов.
Репрессии: «представители разведки десяти стран».
В 1937 году число арестованных на Днепропетровщине в пик репрессий рабочих составило без малого половину взятых под стражу в Украине представителей рабочего класса. «Советское руководство, — пишет в своей статье «Некоторые проблемы деятельности органов госбезопасности в 30-х гг.» историк В.Хаустов, — использовало спецслужбу и для ликвидации любых форм противодействия ходу движения за повышение производительности труда. Органы госбезопасности, применяя свои специальные методы, вели активную работу по развитию (конечно же, по велению партии) стахановского движения, о чем начальник Секретно-политического отдела Г.Молчанов отчитывался в регулярных спецсообщениях на имя Сталина, Молотова, секретарей ЦК ВКП(б) и наркомов. Арестам подвергались рабочие и служащие, высказывавшие «контрреволюционные суждения» о том, что стахановское движение свидетельствует о невиданной эксплуатации рабочего класса, что в результате его развития снижаются расценки, а в итоге все это ведет к понижению материального уровня жизни рабочих». (Данная выдержка весьма красноречиво опровергает бытующий и по сей день миф советской пропаганды о том, что главный удар в ходе репрессий наносился лишь по партийно-советской и хозяйственной верхушке).
Вследствие всеобщего психоза в обществе и вызванного этим невиданного распространения доносительства за одно неосторожное слово усилиями органов запросто можно было превратиться из простого обывателя в ярого антисоветчика или «матерого шпиона». Где бы их столько взялось? Только за Днепропетровским облуправлением НКВД на 1 июля 1938 г. их числилось 2084 (!) и «представляли они разведки десяти стран».
Найти «стрелочников» не составляло особого труда, взять хотя бы тот же быт. По причине плохого финансирования многие из домов для рабочих, как писала заводская многотиражка ДАТЗ в конце 30-х годов, «из-за происков врагов строились некачественно, с протекающими крышами. То же касалось и поликлиники с роддомом, которую загнали в один из худших бараков».
«В свое время, — сообщала наша заводская газета 27 января 1937 г., — враги народа, орудовавшие на заводе, всячески старались сорвать строительство, всеми силами старались умножить несчастные случаи и травматизм среди рабочих с целью подорвать план пуска завода. И сейчас подлые враги ведут борьбу против бурного роста советского строительства». На этом фоне инспекция труда ЦК Союза и вновь созданной профсоюзной организации упорно обращала внимание руководителей строительства на необходимость форсирования мероприятий по охране труда, решение вопросов питьевого и молочного снабжения, усиления вентиляционного хозяйства.
Понятно, что очень часто виновником многих провалов назывался и завком профсоюза. В тогдашней прессе количество негатива о работе профсоюзов во много раз превышало позитив. На ДАТЗ особенно доставалось руководителям первичного звена: за сорванное собрание, плохо проведенную учебу, за упущение в организации соревнования. Недоработки, возможно, и были, но партийные органы, подстраховываясь, старались переводить стрелки на профсоюзную организацию.
Тем не менее, несмотря на все трудности, в 1938 г. азотно-туковый завод вступил в строй. Уже через год на ДАТЗ произвели первую партию аммиачной селитры. Очень активно стала развиваться и социальная сфера предприятия. Во всех этих достижениях была и немалая заслуга его профсоюзной организации. Сколько бы лет ни прошло, какие бы трансформации в историческом сознании не происходили, — подвиг рабочих первых пятилеток, воздвигших экономический фундамент страны, не будет забыт никогда.
Как на ДАТЗ снаряжали авиабомбы
Заметим еще, что фундамент был не только экономическим, но и оборонным. Очень сложной, предгрозовой была тогда ситуация в мире, фашистская Германия планировала экспансию на Восток.
В одной из книг («Бомбардировочное вооружение авиации») говорилось о тогдашних больших проблемах в производстве авиабомб. Решить их позволил новый метод снаряжения. «Впервые осколочные и фугасные авиабомбы калибрами 20, 50 и 100 кг, — указывается в этом труде, — снарядили методом непосредственной заливки расплавленного аммотола в цехе аммиачной селитры Днепродзержинского азотно-тукового комбината в августе 1940 г. Их испытания на Павлоградском артполигоне дали положительные результаты».
Однако все эти достижения Днепродзержинских химиков произошли уже при новом руководстве. Еще летом 1938 года директор комбината В.Добровольский и главный инженер З.Гимпельсон не возвратились из поездки в Московский главк. Они были обвинены во вредительстве и сняты с должностей.
Большая заслуга в сборе и сохранении материалов о жизни видного деятеля профсоюза химиков В.В.Добровольского (как и многого другого, что связано с историей «ДНЕПРАЗОТа» и его профсоюзной организации) принадлежит многолетнему директору музея, ветерану предприятия П.К.Фишбейну, который активно помогал автору книги об истории профсоюзов Днепропетровщины В.Ковриге в сборе материалов.
Труженики ДАТЗ и его профсоюзной организации внесли значительный вклад в укрепление обороноспособности страны в предвоенный период. Самоотверженно сражались химики на фронтах, успешно трудились в эвакуации (среди них был и будущий председатель завкома профсоюзов (в 1953-1955 гг.) Алексей Сорочинский), а затем на восстановлении своего предприятия. Меньше чем через год после освобождения города, в июне 1944 года, авиация Красной Армии получила кислород ДАТЗ. Снаряжали на заводе и бутылки со взрывчатой смесью, от которой хорошо горели гитлеровские танки. За трудовые подвиги коллектив ДАТЗ был удостоен переходящего Красного Знамени ВЦСПС и Наркома химпрома.
«Еще шла война…»
«Еще шла война, — писал Н.Судак в книге «Азотчики Приднепровья», — поэтому большая общественная работа проводилась среди рабочих и служащих по сбору средств для нужд Красной Армии. Так, в феврале 1944 года коллектив ДАТЗ собрал и перечислил в фонд строительства танковой колонны «Советская Украина» более 166 тыс. руб. Кроме того, азотчики постоянно шефствовали над военным госпиталем. На заводе также проводились сборы подарков для фронтовиков». В одном из отчетов того времени имеется запись, из которой следует, что с этой целью собрано: фасоли — 37 кг, гороха — 25 кг, пшена — 15 кг, яиц — 60 шт., табака — 46 пачек. Что и говорить, скромные сборы, но ведь отрывали то от небольшого семейного бюджета. Под временные общежития тогда приспосабливали любые помещения. Проживало в них около 2600 человек, завербованных из окрестных сел и колхозов. С помощью подростков из ФЗО №19 ремонтировались котельные, чтобы дать в дома азотчиков тепло. Весной этого же года прошла подписка на военный заем — на сумму 991 660 руб. В то тяжелое и суровое время у людей не было никаких излишков, но каждый раз, когда вставал вопрос о помощи фронту, Днепродзержинские химики готовы были отдать все.
29 мая 1944 года на заводе была проведена профсоюзная конференция. В состав профкома были избраны Ф.С.Кучерова, З.В.Мединская, А.Г.Пелихань, Е.Л.Сичкарева. Завком профсоюза, который возглавила Фекла Степановна Кучерова, занимался решением бесчисленного количества социально-бытовых проблем трудящихся. Не хватало продуктов, были проблемы с одеждой и с жильем. Даже на заводе не было цемента, арматурного железа. Но вокруг высились целые горы разрушенных бетонных конструкций, и гранитный щебень заменяли бетонным. Использовали при строительстве жилья и восстановлении завода трофейный цемент. Изначально он был непригоден из-за низкого качества, но химики придумали добавлять в него раствор хлористого кальция, чтобы активность этого цемента возрастала в десятки раз.
О событиях тех лет ветеран предприятия Анна Федоровна Луценко вспоминала так: «Даже не верится что такое было. Мужья наши сутками не выходили с завода. И вот мы, бывало, приготовим что-нибудь дома и несем на проходную, чтобы хоть раз в день подкормить их горяченьким. Тогда и с продуктами было чрезвычайно трудно». Благодаря настойчивости профкома в январе 1944 года на ДАТЗ снова создается отдел рабочего снабжения. Буквально за шесть месяцев его работники сумели открыть 7 столовых на 2000 обедов. Одновременно началось восстановление и заводского подсобного хозяйства. В тот же год химики обработали более 40 га пашни, а 58 остро нуждающихся семей фронтовиков получили из нового урожая 3690 кг овощей. Было также решено что семьи следует обеспечить углем и дровами. Люди работали на совесть, вот как вспоминала о тех временах ветеран труда В.П.Положенцева: «В 1944-м в немыслимо трудных условиях мы получили кислород для фронта. Работали честно, как того требовало время. И тогда, и позже слова «горжусь своим заводом» были не пустыми звуками, а идущим от сердца убеждением, что жизнь прошла не зря, что сделать удалось не так уж мало — этой веры у нас не отнимешь».
«Каждый получил по паре белья. Сироты — по две пары»
Поэтапный пуск основных цехов ДАТЗ начался в августе 1946 года, а 10 сентября состоялся торжественный митинг по поводу послевоенного пуска завода. Директор завода И.В.Гусев, председатель завкома профсоюза Ф.С.Кучерова, парторг ЦК ВКП(б) Украины на заводе М.А.Петриченко видели с трибуны, как радовались азотчики, обнимали и поздравляли друг друга с возрождением родного предприятия. Вскоре большая группа азотчиков была отмечена орденами и медалями за доблестный труд в годы Великой Отечественной войны и заслуги в деле восстановления ДАТЗ. В их числе были: М.М.Старикова, И.Г.Акопян, М.М.Берлин, Н.И.Земляной, А.П.Кочетова, И.И.Никитан, М.Л.Гельфандт, М.В.Аверченко, Н.И.Черкун, А.Г.Лутай, М.В.Тишевская, И.С.Шаталов. В 1946 году завком профсоюза выделил молодым рабочим около 400 единиц одежды. В одном из отчетных документов появилась такая запись: «Полученная одежда передана общежитиям, где ее разделили между молодыми производственниками. Каждый получил по паре белья. Сироты — по две пары».

Запись опубликована в рубрике Наша газета, Профком. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


восемь − = 3