Интервью с Первым заместителем Председателя Правления АО «ДНЕПРАЗОТ» — техническим директором Олегом Семеновичем Гупало
Профессионализм. Командный успех. Цена решения руководителя
— Капремонт-2021 стартовал, а в чем его особенности?
— Практически три года, с 2018 года, капитальны ремонт азотной группы цехов не проводился, и уже один этот факт обещает определенные сложности — в ходе нынешнего ремонта могут быть выявлены нетипичные неполадки. Нельзя сказать, что в этом году мы будем производить глобальные восстановительные работы, связанные с заменой оборудования, трубопроводов, — капремонт будет рядовым, хотя и достаточно тяжелым после трехлетнего пробега. Главная его задача — подготовить оборудование к работе еще на один год: провести освидетельствование, диагностику оборудования, ремонт компрессорных и насосных агрегатов.
По логике при трехлетнем безремонтном пробеге мы могли еще в прошлом году получить серьезные неполадки, но заводу удалось силами людей, которые обслуживают оборудование, силами сменного, дежурного персонала и работников сервисных участков ремонтного управления добиться стабильной работы, при которой агрегаты не вышли из строя.
— Какие вы видите проблемы, особенно актуальные в период капремонта?
— Общих проблем у нас достаточно много. Начнем с того, что инфраструктура предприятия была заложена в 1937 году. Основные коммуникации по воде, пару, воздуху, азоту проложены, конечно, позже — в 50-60-е годы прошлого века, но и это уже солидный срок. Самому молодому нашему цеху — синтеза аммиака №1-Б — уже больше 40 лет, и капремонт не означает, что мы меняем все до последней гайки. Нет, мы устраняем проблемные вопросы, возникшие в процессе эксплуатации, и те, которые прогнозируем. Надо понимать, что нынешние технологии производства аммиака и карбамида ушли далеко вперед, и наше предприятие не находится на острие технического прогресса. По-хорошему, завод нуждается в серьезной реконструкции с упором на новые технологические процессы. Да, нас поддерживают, нам помогают, но нужно менять многое, а это очень дорого. Сегодня для того чтобы построить на территории предприятия новую электростанцию, которая будет обеспечивать завод электроэнергией и паром на принципе когенерации, в строительство для производства 1 мВт электроэнергии нужно вложить не менее 1 млн. долларов. При этом мы потребляем порядка 40 мВт в час, и для покрытия наших затрат, обретения независимости от непосильных тарифов за электроэнергию, транспортировку, абонплату (и, заметьте, еще что-нибудь придумают), необходима была бы такая станция. Сам тариф, вроде бы, растет не стремительно, но все эти «добавки» вокруг него приводят к непосильным затратам. Транспортировка газа — это вообще немыслимая вещь: лежит трубопровод 5 км, и за него мы платим миллион в день. Сумма условная, но порядок цифр корректный. По большому счету предприятию в этих условиях необходима серьезная трансформация с уходом от поставщиков газа или электроэнергии. Как вы помните, электроэнергия в атомной генерации стоила 2 коп., потом 1,63 грн., к концу лета нам обещают тариф в сумме 3,50 грн. за кВт, и это только тариф. То есть надо от чего-то избавиться: остаться, к примеру, на одном газе и выпускать электроэнергию самим — построить когенерационную установку. Почему бы и нет? Тогда мы не будем кормить «постачальников» вокруг завода, к тому же снизится себестоимость продукции.
Сегодня очень сложно конкурировать с российским рынком минудобрений, — я уже не говорю об арабских странах, где заводы сидят на газовых скважинах. Наша продукция автоматически становится дороже из-за цен на газ и электроэнергию, стоимости обслуживания оборудования. Посмотрите: у нас сегодня масса затрат на диагностику и освидетельствование. Все это делать самим категорически запрещено, нужны специализированные организации, которым приходится платить немалые деньги за эти услуги. Вот, пожалуй, и все об общих проблемах на фоне капремонта.
Собственно капитальный ремонт будет длиться один месяц, не дольше. Мы остановились 14 мая и 15 июня должны выполнить плановое задание по аммиаку и карбамиду. Что будет необычным на капремонте-2021? Мы восстанавливаем три больших электродвигателя: двигатель 5 мВт на карбамиде-1, два двигателя по 2 мВт в карбамиде-2 и карбамиде-1. Ремонт будет проводить специализированная организация, заверившая нас, что все сделает в срок. У них острая нехватка персонала, но мы надеемся на четкое соблюдение графиков.
Вторая большая работа — ремонт компрессорного и насосного оборудования, и в этом плане уже мы ощущаем дефицит квалифицированного персонала, поэтому мы привлекаем подрядную организацию «Ремэнергомонтаж».
Важный вопрос капремонта — его обеспечение. Все необходимое приобретено, но все — впритык, жировать не на чем, будем протягивать ножки по одежке. Будет нелегко, самое главное — не допустить аварий и травматизма. Любую железку можно заварить, заклепать, заменить, а травма человека — это горе навсегда. Основная задача — не допустить, чтобы кто-то пострадал в результате ремонта, здесь принцип, как в медицине, — не навреди.
Надеемся, что в результате ремонта нам удастся выйти на хорошие показатели: в цехе карбамида-2 — на более высокие нагрузки, которые осваивались в минувшие годы — выпуск порядка 1150 — 1200 тонн карбамида в сутки при наличии сырья; снизим расходные коэффициенты по природному газу в цехе синтеза аммиака. Попробуем выйти на коэффициент 1,152.
Требует ремонта колонна синтеза в цехе №1-Б, но пока мы к нему не готовы: сделаем обследование, все тщательно осмотрим и изучим, чтобы подготовиться к следующему ремонту. Есть проблема и по колонне синтеза цеха карбамида-2, но купить новую колонну или новую начинку сегодня пока не получается. Это неправильно. У нас есть колонна в цехе карбамида-1, которая была ранее демонтирована, постепенно мы ее восстановим, приведем в порядок и в следующем году смонтируем на позицию в цехе карбамида-2.
Мы сегодня имеем серьезный дефицит персонала и по специалистам по КИПиА — порядка 30%. Это сложная ситуация, и люди, которых сейчас принимаем, к сожалению имеют пока недостаточную квалификацию. Обучение займет длительное время поэтому и здесь придется привлечь людей со стороны. Понятно, что сторонний специалист — это посторонний человек, не всегда его и наши интересы совпадают… Вот мы поставили в свое время распределенную систему управления в цехе синтеза аммиака. Слава Богу, она уже 15 лет отработала, но все же время от времени требует ремонта, а освоили мы за эти годы только ее эксплуатацию. Схема довольно сложная, поэтому ремонт, диагностирование системы освоить не удалось. Тем не менее, мы надеемся на лучшее, на то, что все запланированное получится сделать так, чтобы предприятие уверенно и стабильно работало. Здесь — наши семьи. Здесь мы зарабатываем свой хлеб насущный.
Будем работать.
Запись опубликована в рубрике
Наша газета,
Профком. Добавьте в закладки
постоянную ссылку.