Веры и памяти у нас не отнимешь

«ДНЕПРАЗОТ» помнит
22 октября, в канун годовщины освобождения города от немецко-фашистских захватчиков, у Мемориала памяти погибших азотчиков прошла церемония возложения цветов. Уже второй год пандемия не позволяет провести у Мемориала традиционный торжественный митинг, но никаким катастрофам и бедствиям не отнять у азотчиков памяти и веры. В церемонии возложения цветов приняли участие: Председатель Правления АО «ДНЕПРАЗОТ» С.Л.Сидоров, председатель профкома предприятия Г.В.Потуремец, заместители Председателя Правления А.М.Пустовойт, И.В.Иллариошин, руководители ряда цехов и подразделений предприятия, а также представители Совета ветеранов.
Новое поколение «ДНЕПРАЗОТа» свято чтит память героев, защищавших нашу Родину на фронтах Второй мировой. В 1965 году, в канун 40-летия Великой Победы, улицу, на которой расположен «ДНЕПРАЗОТ» назвали в честь павшего Героя Советского Союза Степана Христофоровича Горобца. Напомним, что в октябре 1941 года в оккупированном фашистами городе Калинине произошло неординарное событие, ставшее в истории танковых прорывов Второй мировой войны особой героической страницей. Советский танк Т-34 ворвался в город, на ходу поражая из пушки огневые точки противника, промчался по центральной улице и прорвался к своим на другом конце города. Командовал экипажем этого танка сержант Степан Горобец – бывший машинист газового цеха нашего ДАТЗ, ушедший на фронт добровольцем. За этот смелый рейд он был награжден орденом Красного Знамени. А 8 февраля 1942 года экипаж этого танка совершил подвиг на подступах к деревне Петелино, и его командир младший лейтенант С.Х.Горобец был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.
Героически защищал родную землю и очищал его от фашистской нечисти командир отдельного гвардейского истребительно-противотанкового дивизиона Александр Гуринов – бывший начальник ВОХР ДАТЗ. Его грудь украшали многие боевые награды, в их числе: ордена Красного Знамени, Александра Невского, Красной Звезды.
Среди азотчиков, отдавших жизнь за честь свободу и независимость нашей Родины: Н.М.Афанасьев, Е.Н.Беркович, С.П.Бывшев, А.И.Булькач, Е.И.Васильчишин, Д.А.Дудник, Г.И.Комяков, В.А.Кузьменко, А.И.Комых, И.И.Киселев, П.И.Лапин, И.Т.Срибный, Н.Я.Скрипник, С.М.Пугач, А.Л.Палагута, И.Д.Бобков, В.С.Самброс, В.А.Халявко, А.А.Дочуркин, В.П.Кулик, Д.Д.Бобков.
25 октября мы празднуем день освобождения города, а 23 октября 1943 года фашисты взорвали наш завод. Азотчики Г.Аветян, И.Мелентьев, М.Масальский и еще несколько рабочих пришли на территорию азотно-тукового сразу после уходя саперов. Перед ними предстали сплошные руины. Гитлеровцы не пожалели взрывчатки и заложили ее не только под каждое производственное здание, но и под компрессоры, башни, аппараты. Вокруг высились завалы искореженных металлоконструкций, битого кирпича, бетонных обломков. Михаил Масальский не узнал своего кислотного цеха. Шести абсорбционных башен – как не было, в отделении лежала на земле крыша цеха. Очень пострадал цех №1, особенно третий и четвертый залы. Не было больше ни цеха аммиачной селитры, ни парокотельного цеха, ни заводских электроподстанций, ни насосной станции, ни центральной лаборатории. Впору было опустить руки, на что очевидно, и рассчитывали отступающие фашисты. Как свидетельствовали очевидцы, без скупых мужских слез, конечно, не обошлось, а вот насчет безысходности азотчиков они просчитались. Вернувшиеся из эвакуации заводчане закатали рукава, взяли кирки, лопаты и ломы. На второй же день после освобождения, не дожидаясь указаний начальства, рабочие начали расчистку завалов. И они тоже – освободители. Приведем только один эпизод. Очистить от завалов территорию цеха №1 при помощи кирок и лопат было невозможно. Тогда В.Д.Ивашкевич и М.М.Старикова предложили очистить площадку взрывами. Взрывчатку – аммотол – изготовили, используя остатки аммиачной селитры. Бригада Н.С.Загоровского произвела 5 тысяч мелких взрывов, чтобы очистить стройплощадку.
После освобождения города завод еще представлял собой уборочно-очистительный полигон, но уже получил первое производственное задание – организовать выпуск кислорода для военных летчиков в очень короткий срок. Задача была очень сложная, но директор завода И.В.Гусев понимал: возможность выполнения военного заказа не обсуждается. Механик завода С.В.Лещина с группой рабочих сложил из частей агрегат разделения воздуха. На стены одного из взорванных цехов вместо крыши натянули брезент, чтобы установить там оборудование. Инженеры Г.Аветян, М.Мелентьев, рабочие И.Булькач, А.Ложка и другие отыскали в завалах паровой котел. Вскоре на фронт была отправлена первая партия кислорода, и на завод пришла правительственная телеграмма, в которой страна благодарила азотчиков за этот трудовой подвиг.
Вот как вспоминал о тех временах ветеран труда В.П.Положенцева: «В немыслимо трудных условиях мы получили кислород для фронта. Работали честно, на совесть, как того требовало время. И тогда, и позже слова «горжусь своим заводом» были не пустыми звуками, а идущим от сердца убеждением, что жизнь прошла не зря, что сделать удалось не так уж мало, — этой веры и памяти у нас не отнимешь».

Запись опубликована в рубрике Наша газета, Профком. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


− 4 = пять