Впервые в Советском Союзе строился самостоятельно

75-летнему юбилею ПАО «ДНЕПРАЗОТ»
Без помощи иностранных специалистов, по советским проектам, советскими инженерами. Оборудование отечественного производства на КАТЗ поставляли машиностроительные заводы Москвы. Сум, Харькова, Тамбова, Ленинграда и других городов страны. Строительство завода началось в марте 1934 года. В сжатые сроки предстояло снести сельские строения, спланировать местность, обустроить для строителей временный жилой поселок, проложить железные и автогужевые дороги, после чего приступить к сооружению основных промышленных объектов.
Группа геодезистов на изыскательских работах в районе площадки строительства КАТЗ. Сидит у автомобиля – начальник геодезической группы В.Г.Харакоз, сидит на подножке автомобиля – инженер-геодезист В.В.Шейнерт, остальные - рабочие геодезической группы (установить их фамилии не удалось).
Среди первых специалистов, прибывших на стройку, были начальник строительства С.Пушко, главный инженер А.Храковский, геодезисты В.Харакоз, К.Жуков, В.Шейнерт, а основная рабочая сила прибывала из сел Приднепровья, а также из Курской, Орловской и Рязанской областей.
Тем, кто приезжал на строительство, жить было негде. Люди устраивались на квартирах у жителей Тритузного и Карнауховки, некоторые ежедневно ходили за восемь километров на работу из Каменского. Многие жили в палатках.Бараки на 104 человека временного поселка строителей.
1 марта 1934 года было развернуто строительство временного поселка. Необходимо было быстро решить жилищный вопрос для множества семей строителей, поэтому жилье строили самое неказистое, без претензий, барачного типа. Трудно представить себе, но каждый барак из первых домов временного поселка был рассчитан на 104 человека. Позже бараки поделили на секции, и в комнатушках жили уже по два человека. Вместе с общежитиями жилая площадь посёлка составляла 27200 квадратных метров.
Кроме бараков, во временном поселке позже были построены клуб, столовая, ремесленное училище, школа, баня и даже стадион.
Рабочие и техники геодезической группы строительства КАТЗ. Сидит первый слева – Н.Жуков, техник-геодезист. Хоть завод строился и по последнему слову техники того времени, но основными «механизмами» на строительстве были лопата и лошадь. В мае 1934 года силами артелей грабарей была начата планировка площади под строительство завода террасным методом. Днем и ночью, в жару, и морозы, тысячи грабарей копали землю, грузили её на возы и отвозили в отвалы. После того, как работы по планировке площадки были окончены, геодезисты С.Гаевский, В.Терешко и К.Жуков приступили к планировке главного корпуса синтеза аммиака, а 15 июня 1934 года был заложен его фундамент.Начало строительства гидротехнических сооружений ДАТЗ у с. Карнауховка. геодезическую съемку проводит инженер В.В.Шейнерт. Снимок сделан в августе 1935 года
В течение 1934 года грабари выполнили почти 80% работ по планированию площадки завода, и в мае 1935 года здесь широко развернулось промышленное строительство. 22 июня 1935 года была произведена закладка цеха слабой азотной кислоты, 19 августа 1935 года – цеха аммиачной селитры.
В 1935 году был создан план нового жилого микрорайона, получившего название «Соцгород». Сначала, в 1935 году, было построено четырнадцать 4-х квартирных домиков (ныне по улице 40-лет Октября).

В том же году были построены и первые двухэтажные дома, самый первый из которых находился на улице Уральской (ныне улице Щербицкого, 62). К началу 1936 года население Соцгорода составляло уже 10 тысяч жителей.

Один из первых жилых домов поселка химиков Соцгорода1 февраля 1936 года Постановлением ВЦИК город Каменское переименовали в Днепродзержинск. Вместе с городом поменял название и строящийся местный азотно-туковый завод, теперь он стал называться Днепродзержинским. Изменения коснулись и руководства ДАТЗ. В 1936 году строительство, а позже и завод возглавил В.Добровольский.Василий Васильевич Добровольский – начальник строительства и первый директор ДАТЗ в 1936 – 1938 гг
Подготовка к пуску технологического оборудования и его ремонт требовали повышения общеобразовательного уровня. На строительстве ДАТЗ работали целевые курсы подготовки специалистов, а также кружки по ликвидации малограмотности. На базе завода было организовано ремесленное училище, ставшее его основным учебным центром. Работали и постоянные заводские курсы повышения квалификации. В 1936 году на курсах мастеров уже училось 150 передовиков, будущих специалистов-производственников.Павел Бидаха - секретарь комитета комсомола ДАТЗ в 1936-37 гг.
Темпы строительства ДАТЗ были очень высокими. На заводе ширилось стахановское движение, застрельщиками которого стали печник Д.Гуцалов, плотник М.Захаров, каменщики С.Зозуля, Н.Нетус и их бригадир Ф.Нетудыхата. Строители ДАТЗ не только ударно трудились, но и активно участвовали в общественной жизни. Так в 1938 году, по инициативе секретаря комсомольской организации завода П.Бидахи, при поддержке комсомольцев и беспартийных строителей, в мае 1938 года был проведен воскресник по озеленению Соцгорода, на котором было высажено 2054 деревьев, 3000 кустарников, распланированы клумбы и газоны.

Запись опубликована в рубрике Наша газета, Профком с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


+ семь = 14