Перед памятью папы – не стыдно
Наши взрослые биографии начинаются и заканчиваются отделом кадров и очень часто именно от кадровиков зависят судьбы людские. В начале было слово, само слово «кадры» и название профессии «кадровик» имеет особую биографию, в позапрошлом веке словом «квадро» французы называли профессиональных военных, боевое, слаженное, отборное ядро. И правильно, что аж в советские времена термин вспомнили и стали применять к лучшей части штатского коллектива, того, что стабилизирует, определяет цельность и успешность. Сейчас чаще стали использовать понятие «персонал», но в нем нет оттенка гордости. Кадровый рабочий, он персональный, что ли?
Разговор о кадрах и карьере ведем с заместителем начальника ОКиОП Людмилой Ивановной Кунаевой. Ее карьерный путь — плавный, красивый, ровный, с заслуженно достигнутыми высотами, выглядит чисто азотовским, когда, якобы случай сыграл свою роль, но чудесным образом угадал судьбу.
После окончания ДИИ (специальность «техник-теплотехник») я пришла работать на ТЭЦ «Азота», и первой сменой выдалась ночная. Помню, почти час проплакала – казалось все это не мое, ничего не получится. Но постепенно работа наладилась, люди в коллективе были (и есть!) замечательные. До декретного отпуска проработала на ТЭЦ посменно, и на судьбу не жаловалась, всегда вспоминаю время ТЭЦ и моих наставников с благодарностью. Но пока ребенок был совсем маленьким, посменная работа не подходила, и решила я поискать дневной вариант. Прихожу в отдел кадров, а З.А.Ищенко, тогдашний заместитель начальника ОК, задает мне проверочный тест – на грамотность, владение словом. Напишите, дескать, что-нибудь, в школе ведь писали сочинения… И я не долго размышляя, – сама от себя этого не ожидала, строчу учебное заявление: прошу перевести меня на дневную работу… Задумалась, какой же цех указать? А очередь в кадры была большая, не хотелось задерживать людей, потому и написала первое, что пришло в голову – перевести в отдел кадров. Тест учебный, ни к чему не обязывает. Через пару дней вдруг мне звонят – ваше заявление подписано, приходите работать к нам социологом. Вот так, совершенно случайно, я и стала здесь работать с 1986 года. Помню, папа мой Иван Ильич Зубенко – кадровый работник «Азота», 50 лет проработавший на предприятии, очень тогда расстроился: на ТЭЦ такая работа, там ты – уважаемый человек, а что же кадры – одни бумаги…
Уважаемым и очень авторитетным человеком стала Л.И.Кунаева на «ДНЕПРАЗОТе», награждена Знаком «За заслуги перед городом» III степени и медалью завода «За вклад в развитие предприятия». Перед памятью папы – не стыдно. Людмила Ивановна всегда уважительно относится к людям, работает профессионально, на высоте.
Я действительно, люблю людей, люблю кадровиков, наш отдел, ведь когда направляешь человека, даешь ему работу, то вручаешь, зачастую, саму судьбу. В 90-е годы много раз видела людей, потерявших работу в силу нестабильной экономики. Одна женщина с соседнего предприятия сказала так: «Потерю работы я воспринимаю как тяжелую жизненную утрату, как диагноз неизлечимой болезни – ни-ко-му не нужна». А значит, обретение работы можно приравнять к счастливому выздоровлению. Сейчас ситуация на рынке труда сложная, да и отношение к работе у людей меняется. Каких только трудовых книжек не приходилось держать в руках за последнее время! Рекорд держит трудовая 45-летнего соискателя – в книжке было 67 записей о трудоустройстве. Был случай – 50 записей у 50-летнего кандидата в мастера. Оба оказались никудышними людьми, но зато резюме у последнего было – хоть в золотую рамку вставляй, такой себе идеальный образ лишнего человека не в романе «Евгений Онегин», а в трудовой книжке.
Кадровик – сложная профессия и часто считается женской, поскольку у нас хорошо развита интуиция, чуткость к людям, – это практически профессиональные качества. Иногда за три минуты надо разобраться в сути будущего работника, всматриваешься в человека, слушаешь его внимательно, стараешься понять, с чем и зачем человек идет на «ДНЕПРАЗОТ», сумеет ли сработаться с людьми, осознает ли будущую ответственность. И бывают удивительные благодарности кадровикам: «Спасибо, что прислали нам отличного специалиста», даже такую когда-то слышала: как хорошо, что вы направили именно в наш цех слесаря такого-то, он и работает хорошо, и нашел у нас свою вторую половинку.
Обидно заниматься увольнением: понимаешь, перед тобой алкоголик, доверять такому человеку работу на предприятии нельзя. А все равно, иногда жалко этих людей. Жалко и тех, кто уходит с завода, ища богатых заработков. Все можно понять, но ведь ты здесь научился профессии, тебя буквально водили за руку, знакомя с каждым винтиком; в тебя не только знания и умения, – душу вложили. Я знаю наших рабочих наставников, таких людей, как у нас, нет нигде. «ДНЕПРАЗОТ» – малый, но крепкий островок стабильности и человечности в море негатива. Да, деньги решают многое, но не все. Сколько ты заплатишь за дружбу, за искреннюю любовь и поддержку, за отцовский пригляд наставника у твоего станка. Ты же знаешь в цехе каждую деталь и каждая деталь знает тебя, только тебе подвластна. Чужие страны и языки, – это чужой успех, но ты бросаешь своих, иногда судьба этого не прощает, особенно в трудные времена. Детям и внукам оставляют не только стартовый капитал – приданое. Важно оставить им и доброе имя, передать умение быть верным. Как писали послевоенные поэты: мы не единого удара не отклонили от себя. Когда люди уходят, это всегда обидно. Ясно, времена тяжелые, но ведь многие возвращаются с головой покаянной. Об этом тоже рассказываю часто, повторяя при этом: единожды предавший, кто тебе поверит?
Зато держать в руках трудовые книжки кадровых рабочих – это счастье, именины сердца. Видишь, что человек состоялся, вынес на себе груз ответственности и непростого труда. «ДНЕПРАЗОТ» – замечательное предприятие, уважение к нему начинается с отдела кадров, поэтому мы и говорим: кадровик – профессия особая. Мы за людей отвечаем, мы постоянно осваиваем новое (сейчас нужно знать не только профильное законодательство, но и смежные части права). Работа с людьми да и с нынешними «бумагами» (каждый день – новые требования) очень непроста. Иногда устаешь до полной немоты. Дома просто не могу разговаривать, а семья, кстати, бывает этому даже рада… От имени всех кадровиков хочу пожелать женщинам «ДНЕПРАЗОТа» большущего счастья, здоровья и успехов, достойных будущего времени.
Запись опубликована в рубрике
Наша газета,
Профком с метками
80 лет. Добавьте в закладки
постоянную ссылку.