Звонок на войну и образ Отечества

Защитник Украины – это не просто стальной щит, не просто воин в бронежилете, не отважное лицо с плаката. Это живой человек с горячим сердцем и оголенными нервами. С душой, болеющей за все – за мир на родной земле, за жизнь однополчан, за то, чтобы мама не поседела раньше времени, чтоб гордился сыном отец, а твой маленький сын рос здоровым и счастливым. Под рубрикой «ДНЕПРАЗОТ на передовой» мы пишем о наших бойцах АТО, о защитниках Украины, и каждый раз – это трудный разговор об Отечестве, о войне и мире, о тяжкой работе на войне. И никогда – о смысле этой работы. Люди в АТО этот смысл проверили собственной кровью. Он – в письмах из дома и в детских рисунках, в победах над врагом и над собой. В жажде мирной, достойной жизни. В понимании долга – мужского, защищающего, оберегающего мир самой дорогой ценой.
Участник АТО, сержант Гвардии, слесарь ремонтного управления Ростислав Плюта отслужил в АТО два года. В редакцию он пришел вместе с супругой, Ольгой Плютой, инженером конструктором КБ РУ. Здесь надо обязательно заметить – знаю это по рассказам мамы Ростислава Валентины Лавроненко, технолога цеха жидкого хлора и соляной кислоты, – что семья Ростислава несколько месяцев не догадывалась, что он воюет на передовой: Ростислав боялся, что у Ольги, кормившей тогда годовалого сына, пропадет молоко. Да и маму лишний раз тревожить не хотел. Вполне по-мужски. Когда правда открылась, он просто стал чаще звонить с войны, но подробностей военной работы никогда не рассказывал: то – о рыбалке в короткие времена отдыха, то – об однополчанах – чем увлекаются и какие характеры выковывает служба. Ольга все равно переживала и тревожилась, как… как любящая жена и молодая мама. Рассказ о войне получился диалогом: размышлениями Ростислава-Защитника и рассказ Ольги-Отечества. Защитник говорил скупо и выдержанно, Отечество – плакало.
Ростислав Плюта:
…Есть долг, может кто-то этого не понимает, но для меня и моей семьи, – мой отец воевал в Афгане – понятие долга – не пустой звук. Я принимал воинскую присягу (срочную служил в войсках ПВО). Я прочувствовал, что такое война – два года с марта 2015 по март 2017 воевал в АТО в составе 17-й танковой бригады – ОТБР артиллеристом САУ 122 калибра. Из связиста быстро переквалифицировался в артиллеристы – время не ждало. Воевал в основном… на донецком и луганском направлении – большего сказать не могу. Два года нас не могли отпустить, ведь не так просто заменить бойца-артиллериста, не было подготовленных людей. Подробностей воинской работы рассказывать не буду, пережить пришлось многое, а сейчас, в мирной жизни, хочется вспоминать только хорошее: друзей-однополчан, отпуск в родном доме, рисунки сына Славика, празднование на фронте Нового Года. Хотя тогда, под Новый 2017 год, выпал у нас обильный снег, на улице минус 32, а мы в палатке. В то время только помощь волонтеров нас и спасала. (Под этот Новый год в адрес Ростислава пришла посылка: друзья семьи и полАЗОТа сшили 55 балаклав, собрали в подарок конфеты, мандарины и даже шапочки Деда Мороза).
…Помню, однажды, зашли в освобожденный поселок и первыми увидели детей. Перепуганные они все были до ужаса: оказывается, в этом поселке стояли чеченцы, и лишний раз люди боялись голову высунуть. Изголодались до худобы страшной, и мы собирали сухпаек, старались помочь, чем угодно, этим людям.
…Дух в нашей бригаде остается по-прежнему крепким и боевым, каким был еще в 2014 году. Многие из моих друзей еще продолжают воевать, но я с войной закончил – нужно воспитывать сына, наверстать упущенное на работе и в семье. Рассказывать о героизме сложно, хотя мог бы говорить об этом часами. Одна картинка так и стоит перед глазами, когда по тревоге бойцы выскакивали из палаток в трусах, тапочках и бронежилетах – защищать; когда командовали в самые трудные времена обстрелянные сержанты, беря на себя офицерскую ответственность. Многое можно вспомнить, но вот при Ольге рассказывать как-то неловко…
Ростислав Плюта – участник боевых действий, участник АТО, награжден нагрудным знаком Гвардии. Медаль «За взірцевість у військовій службі» вручал ему на боевой позиции Командующий ВСУ, генерал армии В.М.Муженко.
Ольга Плюта:
…Я всегда понимала, что война – это страшно. У нас дедушка воевал, помню его рассказы, когда в бой во время Второй мировой бросали молодых, не обученных ребят с одной винтовкой на десять человек… Когда начались действия в АТО, Ростислав одним из первых получил повестку, но к службе его шло постепенное привыкание, если можно так выразиться. В основном, эту постепенность обеспечил сам Ростислав, не рассказывая никаких подробностей, но сослужил хорошую службу и тот факт, что в 2014 году он попал в распоряжение военкомата и разносил повестки. Конечно, уже в эти дни мы такого натерпелись: чего только не приходилось ему выслушивать и лично, и по телефону от «друзей-знакомых». А потом, когда Ростислав уехал, он долгое время не признавался, что воюет на передовой, звонил, все рассказывал о каких-то учениях на Западной Украине, расписывал природу и красоты Карпат. А потом нечаянно «спалился» – сболтнул об экскурсии в… шахту! Тогда я малыша кормила грудью, он не хотел меня волновать.
…Маленький ребенок – это здорово отвлекает от тревог, но все равно дома места себе не находила. Когда уже вышла на работу, стало немного легче – помогло сочувствие коллег и даже молчаливое их понимание. Один раз переволновалась до лихорадки – всю меня трясло, буквально. Спряталась за кульманом, поплакала. А потом коллеги заметили, стали дружно утешать: «Да вернется Ростик, все будет хорошо!».
…Малышу Славику мы о войне до сих пор ничего не говорим, пусть растет мирным человеком. Я ему даже военных игрушек не покупаю, не могу смотреть на это. Он сейчас больше знает, как пироги печь, а не стрелять из игрушечного пистолета. Все эти два года жила ожиданием приезда Ростика в отпуск, каждую минуту ждала звонка. Иногда позвоню ему на войну – отвечает: сейчас говорить не могу, чуть позже сам перезвоню. Ждешь этого «перезвоню», как будто сама под пулями.
…К мирной жизни мы оба привыкали непросто, но адаптация прошла довольно быстро. Во многом, по-моему, помог наш Славик, только и слышно: «Папа, папа вернулся из командировки». Расстаться все никак не могут. Впрочем, Ростислав со Славиком не разлучался и на фронте – у него в башне САУ все время висела фотография Славика. Знал, ЧТО защищает.

Запись опубликована в рубрике Наша газета, Профком. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


+ два = 3