«ДНЕПРАЗОТ» без боя не сдается!

Очень важно!
Выступление заместителя Председателя Правления АО «ДНЕПРАЗОТ», коммерческого директора предприятия Андрея Михайловича Пустовойта на заседании круглого стола «Новая тарифная политика в сфере транспортировки газа: вызовы для Украины» в Федерации работодателей Украины вызвало довольно бурную реакцию в прессе и, понятно, на нашем предприятии и вокруг него. ТВ-каналы и интернет-ресурсы с удовольствием подхватили фразу: «Теперь будем должны платить 80 млн грн. Таких денег у предприятия нет, и оно гарантировано остановится» как наиболее острую, конкретную, понятную всем и сразу. Подобного рода информационные «пироги» пекутся быстро, тут не до качества, а чтобы выглядело аппетитно, — а заголовки «ДНЕПРАЗОТ» будет остановлен» как раз и выпечены по старой технологии «после нас хоть потоп». Что же надо понимать на самом деле? Даже в интернет-пересказе полного текста выступления и оценки фона происходящего на заседании круглого стола ясно видно, кому оно было адресовано и с какой целью. «ДНЕПРАЗОТ» уже больше трех месяцев ведет активную борьбу с тарифной политикой в отношении энергоресурсов — митинги в Киеве ведутся с августа. Во многом благодаря этому промышленникам Украины в целом удалось достучаться до государевых людей в правительстве и НКРЭ КП. Ну,а если достучались касками, то такого же рода агрессивно-наступательными должны быть доводы руководителей промышленных предприятий: на заседании круглого стола очень весомые — и очень острые доводы о тревожной ситуации в экономике страны привели представители 30 (!) отраслевых объединений. ТАМ — в НКРЭ и Кабмине воспринимают только такой формат диалога. И наши доводы были услышаны, процедура дикой и неоправданной тарифной бомбардировки промышленности приостановлена — об этом подробней в интервью с А.М.Пустовойтом. В этом выпуске «Панорамы «Азота», кроме этого интервью, мы публикуем и экспертный экономический обзор ситуации народного депутата минувшего созыва А.И.Дубинина. Да, текста много и «пролетая по диагонали», сути не схватишь. Но у нас — другие «пироги», с чувством, с толком, с расстановкой — для полного и верного понимания думающим и продолжающим борьбу народом «ДНЕПРАЗОТа».
Начнем с небольшого пересказа содержания диалога промышленников и государства на круглом столе ФРУ.
Круглый стол ФРУ и доводы промышленников
«Необоснованное повышение тарифа на транспортировку газа приведет к потерям промышленности и государственного бюджета и грозит полной остановкой ряда предприятий. К примеру, будет вынужден остановиться «Днепразот», а тысячи его сотрудников останутся без работы и будут вынуждены уезжать за рубеж. Об этом на круглом столе «Новая тарифная политика в сфере транспортировки газа: вызовы для Украины» в Федерации работодателей заявил коммерческий директор предприятия Андрей Пустовойт.
В мероприятии приняли участие более 30 представителей отраслевых объединений и крупных промышленных предприятий, представители местной власти и эксперты. Они обсуждали влияние новой тарифной политики на промышленных и бытовых потребителей газа.
ООО «Оператор ГТС Украины» инициировало значительное повышение тарифов на транспортировку по магистральным трубопроводам. Для внутренних точек входа в ГТС – с 91,87 гривен до 320,77 гривен за 1000 куб. м в сутки без НДС, а для внутренних точек выхода из ГТС – с 157,19 гривен до 735,36 гривен за 1000 куб. м в сутки без НДС. Таким образом, произойдет рост тарифа в 3,5 – 4,7 раза. Также месяцем ранее газораспределительные сети Украины инициировали повышение тарифов на свои услуги в 1,6-2,2 раза. Суммарно эти инициативы, в случае их принятия, приведут к увеличению стоимости газа для промышленности и населения в среднем на 1270 грн/ тыс. м³.
Как отмечают в ФРУ, тарифы на транспортировку газа через трансграничные трубопроводы Украины уже равны или превышают уровень аналогичных тарифов в соседних странах ЕС. В случае увеличения тарифа, он будет в 2 и более раза выше чем в Евросоюзе, что сделает газ для украинских потребителей одним из самых дорогих в Европе.
Потери промышленности, а соответственно и государственного бюджета, вследствие возможного повышения тарифов на транспортировку газа будут весьма значительными, учитывая то, что, например, для производителей аммиачных удобрений газ — это 80% себестоимости их продукции. По информации Союза химиков Украины, на предприятиях химической отрасли в среднем работает около 115 тысяч рабочих. В горно-металлургическом комплексе — 680 тыс. занятых с учетом смежных отраслей. А повышение тарифов на транспортировку газа через ГТС, грозит полной остановкой ряда промышленных предприятий химической, стекольной, металлургической и других отраслей.
По словам коммерческого директора АО «Днепразот» — крупнейшего потребителя природного газа в Днепропетровской области, предприятие платит только облгазу 40 млн грн в месяц. «Теперь будем должны платить 80 млн грн. Таких денег у предприятия нет, и оно гарантировано остановится», — сказал Пустовойт,отметив, что за время остановки, связанной с повышением цен на газ в 2018 году, с предприятия ушли порядка тысячи сотрудников, часть из которых ( в основном специалисты 28-40 лет) уехала из Украины.
По его словам, такая ситуация выгодна России, которая и без того является серьезным конкурентом для украинских предприятий. «Украинским предприятиям газ обходится в 200-220 долл. за 1 тыс. куб. м, а российские покупают его по 50-70 долл. за 1 куб. м. Единственное наше преимущество – логистическое и близость к портам», — сказал коммерческий директор «Днепразота».
По результатам обсуждения Федерация работодателей Украины подготовит и направит обращение к Президенту Украины, Правительству, Верховной Раде и другим ответственным органам с целью выработки действенных механизмов решения сложившейся ситуации» (Из интернет-ресурсов).

Интервью с заместителем Председателя Правления, коммерческим директором АО «ДНЕПРАЗОТ» А.М.Пустовойтом
Две поучительных житейских истории
— Ситуация сейчас, действительно, очень непростая. При всем моем понимании демократических перемен в государстве, я часто вспоминаю историю, связанную с Прибалтикой. Волею судеб мы с женой познакомились на курорте с жителями Латвии. По национальности эти женщины были русскими, попали в Прибалтику как дочери профессиональных военных, которых жизнь помотала по гарнизонам. К тому времени, когда Прибалтика приобрела независимость, наши героини закончили вузы, стали учителями географии и русского. И тут началось… Русских — долой, с работой — проблемы. Родители предлагали уехать. Но куда? В Забайкальский военный округ, где предлагалось жилье? Прибалтика достаточно быстро вошла в Евросоюз, и с этим шагом проблем тоже прибавилось: пенсия — 50 евро, газ отключили сразу — в каждой квартире стоит по баллону, на печку шланги проведены. Но была обозначена четкая правительственная программа, определен понятный и эффективный вектор развития. Евросоюз открыл разнообразные курсы и программы льготного кредитования для малого бизнеса. Из учителей наши знакомые переквалифицировались в предпринимателей, стали продавать рыбу и сегодня уже вполне определились с бизнесом и удовлетворены жизнью. Может, нам в Украине просто нужно пережить этот безумный исторический период, но хочется, чтобы время перемен прошло быстро и наступила, наконец, фаза стабильного государственного роста.
А вторая житейская история связана с работой А.И.Дубинина в США. В свое время акционеры купили брошенный завод ферросплавов в Западной Вирджинии. Предприятие было полностью остановлено, но это не значит, что как часто бывает у нас, с остановкой завод превратился в груду металлолома. Там цивилизованно была проведена консервация, и после покупки завод решили запустить. Наши украинские специалисты поначалу задавались вопросом, почему более работящие, более трудолюбивые соотечественники живут хуже американцев? Ведь у нас человек в аварийной или напряженной рабочей ситуации никогда не оставит рабочего места по гудку, а американец в 17:00 в любом случае разворачивается и уходит домой… Ответ появился буквально через полгода нашей работы в США и был он максимально простым: в США люди живут лучше, потому что там уважают законы. Если транспонировать ситуацию на то, что происходит у нас, то складывается впечатление — при всем моем уважении к новой команде власти — ситуация в промышленности и в целом в экономике не поддается никакому логическому объяснению. Меня поражают заявления премьер-министра о том, что Украина стоит на пороге грандиозного экономического прорыва. На основе чего? Экономикой нужно очень серьезно заниматься, а сегодня только работа «Укразализницi» (УЗ) тянет все отрасли в каменный век.
Каменный век железной дороги
— Работа УЗ не выдерживает никакой критики: каждый день у нас буквально идет битва за железную дорогу. К примеру, 4 ноября, мы закончили погрузку огромного судна (52 тыс. тонн карбамида) в Одесском порту. Наш один маршрут — это 3,5 тыс. тонн продукции, то есть, грубо говоря, нужно было 16-17 маршрутов отправить в Одессу (каждый маршрут — 59 вагонов). Расстояние от Каменского до Одесского порта — 400 км, современный пассажирский поезд преодолевает его за одну ночь, а наши маршруты движутся в одну сторону 7-8 — иногда 10 суток. Появилось такое популярное слово в железнодорожных отчетах: «брошенный» состав. Маневровый тепловоз оставляет такой состав на станции и уходит тянуть следующий; таким макаром на некоторых станциях скапливается до 20 составов. Это создает почву для махинаций, «карманного права», команд из Киева: этот состав в первую очередь, а этот — во вторую. В начале ноября у нас скопилось в направлении Одессы 6 составов, представьте, практически на каждой станции азотовский эшелон по 59 вагонов. Помножить длину вагона на 360 минераловозов — получится приличное расстояние, которое занимали только мы. Возможно, кому-то подсчеты могут показаться забавными, на самом же деле, такие простои — это масса дополнительных затрат, которые ложатся на плечи предприятия; это сложная экономика, и каждый день нас настигают новые испытания помимо увеличения затрат на железнодорожные перевозки и энергоресурсы. Любое звено этой цепочки может разрушить хорошо отлаженный механизм, но самое парадоксальное в этой ситуации — нет никаких эффективных регуляторов экономических отношений. Мы обращались во все инстанции с просьбой разобраться, но получали однотипные ответы: УЗ — субъект самостоятельной хозяйственной деятельности и сам же регулирует собственные производственные процессы. Поэтому, будьте добры, решайте вопросы с ними. Это ответ профильного министерства. Все. Приехали. В этом смысле говорить о какой-то прозрачности действий власти или понимании ситуации в экономике государства сегодня очень сложно. Работа коммерческой службы — это сейчас постоянный и трудный диалог с какими-то структурами, постоянный пошаговый мониторинг ситуации. Я снимаю шляпу перед нашими производственниками, ведь в этой обстановке программа отгрузки становится рваной: то мы снимаем продукцию со склада, то опять наполняем склад. Хорошо понимаю людей, которые там работают — только почистишь склад, тут же опять начинают сыпать. Но, к сожалению, такова реальность. Я сам двумя руками за то, чтобы все было планово, четко и понятно, но сегодня этого нет. Вернусь к первой житейской история о Прибалтике: пытаюсь себя успокоить, может такая доля досталась Украине — пережить сложный исторический период, когда мы поймем, что наша жизнь — это большая цепь взаимосвязанных процессов. Без этого — никак. Мы получаем удобрения, хлеборобы выращивают хлеб, за счет продажи которого появляются средства на покупку оборудования, работают металлурги. Все это — звенья одной цепи, но сегодня появилась колоссальная опасность — пренебрежение интересами промышленников. Я надеюсь, что мы ее победим, но нельзя об этом молчать.
«Нельзя об этом молчать!»
— Эта проблема касается каждого человека, ведь платежки за газ получают все, и то, что я говорил на заседании круглого стола ФРУ есть проблемой всей страны. Важно, что решением этой проблемы мы начали заниматься еще с августа: переговоры, митинги, стук касок… На первых слушаниях в НКРЭ КП, честно говоря, я думал, что в залах здания комиссии, под стенами которого бастует «ДНЕПРАЗОТ», будут присутствовать промышленники со всей Украины, представители крупных заводов. А там — никого нет, встречал иногда коллег из двух-трех заводов и все! То ли важности проблем люди не понимали, то ли не видели смысла бороться. Есть видеоотчет о заседании в НКРЭ КП от 7 сентября: я выходил на трибуну, пытался достучаться до «голови» комиссии Оксаны Александровны Кривенко, пытался говорить о том, что она — чиновник государственного масштаба, возглавляет орган, который не подчиняется никому в этой стране, кроме президента, что на ее плечах лежит полная ответственность за решения, которые отразятся на жизни каждого гражданина этого государства, и к принятию таких решений нужно подходить очень взвешенно и мудро. Тариф — это глубокая составляющая жизни каждого из нас, жизни любого предприятия. Но в ответ на меня смотрели равнодушно и очень спокойным ровным голосом мне говорили «гарні слова: обгрунтовано, вивірено». Но, объясните мне, — просил я, — как можно вложить в калькуляцию тарифа для «Днепропетровскгаза» прибыль в размере 1660%? Впервые я назвал эту цифру в августе, когда нам еще не предоставили плотную калькуляцию тарифа, и мы исчисляли эти показатели, пользуясь открытыми источниками информации. Потом мне возражали: вы неправильно считаете, у нас другие методики расчетов. Но цифра-то верна, и понимаете, что получается с этой тарифной составляющей? Люди, вложив 100 грн., получают прибыль 1660%. Да саудовские шейхи столько не зарабатывают на пустом месте. Давайте же сделаем механизм формирования тарифа прозрачным и понятным! Ответ было получить непросто.
«ДНЕПРАЗОТ» без боя не сдается — цена первых побед
— На совещании круглого стола Федерации работодателей, где, наконец, были представлены самые мощные и влиятельные промышленники, все отрасли и профессиональные объединения, руководители крупнейших предприятий и промышленных ассоциаций — значительный промышленный анклав, нас наконец услышали и оценили важность проблемы. Началось движение в этом направлении, появились первые позитивные моменты, которые должны успокоить наших работников и кадровиков: процедура введения бешеного тарифа на транспортировку газа для предприятий приостановлена. Сама эта процедура происходит таким образом: в Украине действуют 44 газотранспортных организации местного уровня, и сам тариф складывается из нескольких составляющих — цена на газ, тариф на транспортировку газа в пределах области и транспортировку по магистральному газопроводу. Совещание с участием ФРУ и слушание в НКРЭ КП было только первой частью процедуры пересмотра тарифа: обсуждались только тарифы для облгаза. Наше выступление, митинги в Киеве, вся жаркая эта борьба послужила в значительной мере принятию ряда важных решений: на прошлой неделе состоялось заседание НКРЭ КП, на котором председатель комиссии была снята с должности, а немного ранее трое членов НКРЭ КП подали в отставку и указом президента были введены новые участники этой комиссии. На своем закрытом заседании они избрали нового председателя В.В.Тарасюка. А ведь оставался, по сути, последний шаг — членам НКРЭ КП проголосовать «за» и повышенный тариф начнет действовать. Этого шага пока не произошло, у меня есть большая надежда, что новые люди в комиссии, наконец-то, займут государственную позицию в этом вопросе. На совещании в ФРУ, где я выступал — как единственный представитель промышленности — доклады представили 44 руководителя областных, городских и районных газовых структур, столько же представителей территориальных администраций, то есть 88 докладов, а 89-м слово взял председатель профсоюза газовщиков, и все они в один голос говорили о катастрофическом положении в газовой отрасли: средняя зарплата у работников — около 6 тыс. грн., отток кадров очень велик, нет средств на обновление техники, в том числе аварийной. Никто не против улучшения труда для этой отрасли, но давайте разложим предложенный тариф по составляющим. Да, зарплату нужно поднимать, но непонятные прибыли и графа «прочие расходы» — 341% вызывают возражения. Здесь нужно принять справедливое, взвешенное и самое главное — государственное решение. Наше совещание круглого стола ФРУ уполномочило председателя этой федерации как постоянного участника заседаний Кабмина срочно обратиться к премьер-министру с просьбой провести рабочее совещание с руководителями предприятий, в частности, заводов химической отрасли, отраслевых союзов — и услышать позицию промышленников Украины. Если мы хотим оставаться государством, которое когда-то делало ракеты, самолеты и занимало высокие рейтинговые места в мировой экономике по производству стали, — нельзя так относиться к промышленности, как это происходит сегодня. Необходима государственная стратегия развития промышленного комплекса, и, думаю, нас поддержат многие. Я вовсе не стремился в своем выступлении на заседании круглого стола в Киеве напугать город и тем более наших работников: у нас — здоровый коллектив, мы без боя не сдаемся, никто рук не опускает. Если будем продолжать борьбу, активно выражать свое несогласие с существующей позицией чиновников, с нами будут считаться!

Запись опубликована в рубрике Наша газета, Профком. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


× пять = 35