С приватизацией на «Азоте» связывали надежды на лучшую жизнь

Люди, годы, ДНЕПРАЗОТ
Процесс вывода собственности из-под контроля государства начался в Украине, когда страна еще была республикой в составе СССР. Принятие законов «Об индивидуальной трудовой деятельности» (1986 г.) и «О кооперации в СССР» (1988 г.) дали возможность развиваться мелкому частному бизнесу и кооперативам. Следующим этапом долен был стать выход из-под государственного регулирования крупных промышленных предприятий, получение предприятиями широких прав и полномочий в деятельности и распределении получаемых средств.
Официально приватизация в Украине началась в 1992 году. А в 1994 году Президент Украины принял Указ № 56 «О единой системе органов приватизации в Украине», в соответствии с которым была сформирована система украинских органов приватизации. Главным ее органом стал Фонд государственного имущества Украины, подчиненный и подотчетный Верховной Раде Украины.
Подготовка к приватизации началась на множестве заводов Украины, в том числе и на Днепродзержинском ПО «Азот». В конце 1994 года состоялось очень важное в жизни нашего завода событие – после длительного процесса согласований и разнообразных уточнений в Кабинете министров первый Вице-Премьер Украины В.В.Пинзеник согласовал план приватизации предприятия и 21 декабря председатель фонда госимущества утвердил этот план. Таким образом, процесс приватизации в ПО «Азот» приобрел юридическую базу – был утвержден основной документ, по которому должен был идти этот процесс.
Что же дальше? Этот вопрос возникал у всех работников предприятия. Смена формы собственности, самостоятельность завода вызывала множество тревог, но с ней связывались и большие надежды, руководству же и работникам «Азота» предстояла большая работа по преобразованию государственного предприятия в акционерное общество. Процесс приватизации не только предоставлял заводу большую степень свободы в принятии решений, но и являлся, прежде всего, огромной ответственностью для тех, кто брал на себя право по управлению имуществом.
На первых порах, на «Азоте» был разработан временный устав акционерного общества. Учредителем выступал Фонд государственного имущества, потому что на то время вся собственность еще была государственной. Активы предприятия были оценены специальной комиссией Фонда и разделены на доли и акции с учетом составленного ранее плана размещения акций и предложений трудового коллектива. На этом этапе «Азот» хоть некоторое время еще и оставался государственным предприятием, но по сути уже был подготовлен к изменению формы собственности и преобразованию в акционерное общество.
В январе 1995 года от Фонда госимущества Украины заводом было получено разрешение о преобразовании Днепродзержинского ПО «Азот» в Акционерное общество открытого типа «ДнепрАЗОТ». В этом же месяце на предприятии был создан Наблюдательный Совет ОАО, который возглавил депутат Верховной Рады Н.В.Байрак и ревизионная комиссия под руководством В.Ф.Бережного. В состав первого Правления ОАО «ДнепрАЗОТ» вошли: А.Л.Левченко – Председатель Правления ОАО «ДнепрАЗОТ», генеральный директор; Ю.И.Фенин – заместитель Председателя Правления, директор по финансово-экономическим вопросам и управлению; Д.И.Голубятников – директор по коммерческим вопросам; В.И.Федоров – главный инженер; Л.В.Дубров – директор по капитальному строительству; А.Н.Шульга – директор по быту и социальному развитию; Д.С.Полищук – главный бухгалтер; Н.А.Жукова – секретарь. Первый шаг к приватизации «Азота» был сделан.
Новая страница в истории предприятия открывалась в напряженный период. В январе 1995 года приостановились работы почти во всех цехах ПО «Азот» в связи с резким ограничением потребления природного газа и электроэнергии. На предприятии был введен режим жесточайшей экономии энергоносителей.
В разгруженном режиме работали зимой 1995-го цехи №1-Б, карбамида-1, хлора и каустика, жидкого хлора, часть цехов была остановлена. Снизился объем выпуска продукции и увеличились убытки производства. Зима не давала возможности использовать в трудовом процессе рабочих остановленных цехов. Директорам заводов, руководителям цехов и структурных подразделений было дано указание разрешить работникам отпуск без содержания до 50 процентов списочной численности персонала, перевести работников на четырехдневную, а в случае недостаточного объема работ и на трехдневную рабочую неделю.
Не позволяла заводу наладить стабильную работу и проблема неплатежей. На 30 января 1995 года только бюджетные организации города задолжали более 120 млн. крб., почти такой же суммы достиг долг соседей «Азота» — Приднепровского химического завода. А ведь перед «Азотом» в 1995 году была поставлена очень серьезная и ответственная задача: в феврале-марте отгрузить сельскому хозяйству Днепропетровской области 22 тыс. тонн карбамида и 15 тыс. тонн этого удобрения другим областям Украины. Причем рассчитаться за удобрения аграрии должны были лишь с августа по октябрь, после продажи урожая, а значит, предприятие должно было отгрузить селу объем удобрений на сумму более 420 млрд. крб. в кредит.
Но к сложной ситуации на «Азоте» отнеслись как к очередной задаче, которую необходимо решить, то есть дельно и конструктивно. Было решено ускорить процесс приватизации, открывающий новые возможности для использования имеющихся активов в интересах предприятия, а также был сделан окончательный выбор, по какому из путей пойти «Азоту» в дальнейшем. Таких путей перед заводом открывалось три.
«Азот» мог остаться государственной собственностью. В таком случае азотчики уходили от недостатков частного предприятия, где хозяин не всегда исповедует путь роста и развития производства, а стремится получить «быстрые» деньги. Но, сложившаяся на тот момент на всех промышленных предприятиях ситуация, когда полностью отсутствовали оборотные средства, и не было возможности в полном объеме выплачивать работникам зарплату, приобретать запчасти и проводить капитальные ремонты, побуждало руководство «Азота» отказываться от государственной формы собственности.
Можно было взять завод в аренду с правом дальнейшего выкупа. Этого варианта многие боялись, потому что в конечном итоге вставал самый важный и сложный вопрос: кто может выкупить завод стоимостью 500 млн. долларов?
Оставался единственный путь – акционирование, но процесс акционирования был для азотчиков абсолютно новым, неизвестным и пока не до конца ясным. Теоретически все было просто – 8 процентов из 500 млн. акций завода разрешалось продать по льготной цене азотчикам, 25 процентов оставалось у государства, остальное планировалось продать на сертификационном аукционе. И на «Азоте» решили дальше шагать по этому пути и, несмотря на многочисленные трудности, успешно его преодолели – спустя несколько месяцев, в августе 1995 года, завод подошел уже к самому ответственному этапу приватизации – размещению акций АО «ДнепрАЗОТ» на практике, то есть продаже маленьких частей активов (уставного фонда) акционерного общества. Но до августа еще надо было дожить. А пока наш завод меняет название. Вот что пишет об этом событии в выпуске №3 1995 года газета ПО «Азот» «Панорама «Азота»:
— Приказом от 17.01.1995 г. Фондом государственного имущества Украины принято решение о преобразовании Днепродзержинского ПО «Азот» в Акционерное Общество Открытого типа «ДнепрАЗОТ». Утвержден также Устав ОАО «ДнепрАЗОТ». В настоящее время Устав регистрируется в Днепродзержинском горисполкоме, на что законодательством отведен 10-дневный срок, поэтому можно считать, что с февраля 1995 года начнется новая страница в истории нашего завода.
А теперь ненадолго вернемся на четверть века назад и постараемся вспомнить, чем нам запомнился 1995-й. В 1995 году в наличный оборот были введены именные приватизационные имущественные сертификаты, с помощью которых граждане, не использовавшие свое право на получение доли госимущества, могли это сделать. Кроме приватизационных имущественных существовали также компенсационные сертификаты, полученные в качестве компенсации за пропавшие в Сбербанке и Госстрахе денежные вклады, а также сертификаты, дававшие право на приватизацию жилья. Владея приватизационными имущественными сертификатами, люди и организации теперь могли стать совладельцами предприятий, приобретая акции приватизируемых промышленных объектов на сертификационных аукционах.
Продажа акций предприятия была проведена и на «ДнепрАЗОТе». Забегая вперед, расскажем, что результаты льготной продажи акций оказались весьма неутешительными. Определенная часть работников и ветеранов предприятия, попав под влияние активной деятельности сомнительных инвестиционных компаний и доверительных обществ, отнесла туда свои приватизационные сертификаты. Тогда на «Азоте» решили предложить работникам приобретать акции не только за приватизационные сертификаты, но и за наличные средства. Но и здесь результаты оказались неутешительными и вновь в администрации завода разводили руками: «Как же так? Наши работники не приобретают акции своего предприятия, а ведь их продают по цене 25 тыс. крб. за штуку. Дешевле, наверное, только трамвайный билет!». В середине августа 1995 года «ДнепрАЗОТ» объявил продажу акций гражданам Украины, но только за приватизационные имущественные сертификаты. Совместно с Днепропетровским центром проведения сертификатных аукционов продажа акций ОАО «ДнепрАЗОТ» прошла на седьмом сертификационном аукционе. На то время размер уставного фонда предприятия составлял 158 375 000 000 крб., доля в нем акций льготной продажи (принадлежащих трудовому коллективу) составляла 20,95%, в продаже акций по коммерческому конкурсу гражданам Украины за приватизационные бумаги участвовала доля равная 14,57%. Позже, с 1999 года, продажа акций приватизируемых предприятий осуществлялась исключительно за денежные средства.

Запись опубликована в рубрике Наша газета, Профком. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


3 − два =