ДК «Химик» – уникальный

К 50-летию Дворца культуры «Химик»
Дворец культуры «Химик» и сегодня поражающий масштабами и красотой интерьеров — прекрасный архитектурно-художественный ансамбль, выполненный, в свое время по последнему слову техники, уникальный в части технического оснащения. Однако не только модерновые технические новинки стали достоинствами нашего Дворца: ДК «Химик» представляет собой целый комплекс интерьеров потрясающей красоты, благотворно влияющих на наш духовный мир.
Сегодня мы остановимся на двух уникальных художественных объектах в оформлении Дворца культуры химиков – мозаичных панно «Жизнь», «Наука», и «К Солнцу». Два из них украшают второй этаж Дворца, а третье расположено высоко на фасаде, как бы подчеркивая стремление людей 70-х годов ХХ века к труду и развитию, к солнцу и новой счастливой жизни.
Сегодня мы кратко расскажем вам о людях, подаривших нам красоту и радость общения с этими прекрасными произведениями искусства. Итак, о создателях мозаичных панно в нашем Дворце культуры – известных киевских художниках-монументалистах Э.Коткове и В.Ламахе.
Киевская монументалистика родом из 60-х. В годы оттепели она стала сферой притяжения молодых, талантливых, амбициозных и не боящихся экспериментов людей, которым было тесно в рамках соцреализма. Одними из таких художников-первопроходцев как раз и были Эрнест Котков (1931-2012 гг.) и Валерий Ламах (1925 -1978 гг.), авторы множества больших программных мозаичных панно, причисленные коллегами и критиками за нестандартность взглядов и техник к нонконформистам. (Нонконформизм – стремление придерживаться и отстаивать установки, мнения, результаты восприятия, поведение и так далее, противоречащие тем, которые приняты в конкретном обществе – ред.).
Но, справедливости ради, нужно отметить, что определение деятельности Э.Коткова и В.Ламаха как нонконформизм справедливо лишь отчасти. Их «несогласие» с принципами социалистического реализма не имело диссидентского оттенка, а выражалось исключительно в неприятии стереотипных форм образного мышления и обезличенного художественного языка. Здесь не стоит забывать о том, что В.Ламах в течение ряда лет занимал ответственные посты в украинских издательствах, был главой республиканского и членом всесоюзного совета по монументальному искусству, а Э.Котков регулярно выполнял крупные заказы по комплексному оформлению общественных зданий.
И Э.Котков, и В.Ламах окончили графическое отделение Киевского художественного института и начинали свою карьеру как плакатисты, но в полной мере талант обоих мастеров раскрылся именно в монументалистике, переживавшей в период от хрущевской оттепели до перестройки свой звёздный час. Художники пришли в эту сферу искусства тогда, когда под влиянием изменений в архитектуре (отказа от сталинских «излишеств» и массового строительства стандартных жилых микрорайонов) происходило формирование нового стиля оформления общественных зданий. Их монументальное искусство восприняло приёмы плаката. Это проявилось в уплощении пространственных планов, использовании больших пятен цвета, обобщённой трактовке образов, символизме и подчёркнутой патетике. Такая стилистика во многом была обусловлена масштабом работ и применением крупномодульной, не предусматривающей детализации и светотеневой моделировки мозаики из колотой керамической плитки в сочетании с цветными цементами.
Искусствовед Елена Корусь в работе «Монументальные произведения Валерия Ламаха и Эрнеста Коткова» пишет: «В.Ламах и Э.Котков – авторы серии смальтовых панно на проспекте Победы в Киеве, оформления Киевского речного вокзала и аэропорта Борисполь. Их работам отводилась особая роль в градостроительном ансамбле столицы Украины. Исключая всё будничное из сцен, изображенных на панно, художники создали «вневременную», опоэтизированную картину жизни и труда советских людей. Особенно ярко это проявилось в оформлении зданий Дворцов культуры химкомбинатов в Тамбове и Днепродзержинске.
Именно в Днепродзержинске Валерий Ламах создал центральные для своего творчества панно – «Жизнь», «Наука» и «К Солнцу» (1969–1971 гг.). Поиск вселенской гармонии привёл его к размышлениям об этической функции искусства, о его воздействии на современное общество. Главную роль в раскрытии этой идеи он отвёл внутренне гармоничному человеку, в чём выступил продолжателем ренессансной традиции. Героями росписей и мозаик Ламаха стали современники в сценах их жизни. Они притягивают взор зрителя, заставляя его не замечать условный пейзаж, а переноситься мысленно в «золотой век», где царят красота, покой и согласие».
Уникальные работы Э.Коткова и В.Ламаха и сегодня восхищают посетителей Дворца культуры химиков. Они являются не только ностальгическим напоминанием о временах молодости нашего завода, наших отцов и дедов, но привлекают своим неповторимым стилем, мастерством исполнения и характерной эстетикой 70-х годов ХХ века. Люди, изображенные на мозаичных панно, являются символичными образами современников, постигающих глубины науки; воспитывающих детей, которые, несомненно, будут жить лучше; герои панно «К Солнцу» стремятся к звездам сквозь тернии, да и не только к Солнцу, но к свету жизни, наполненной гармонией. духовностью, радостью и созиданием.
Сегодня интерес к монументальному искусству 70-х годов переживает среди украинских искусствоведов и художников новый виток. На этой волне в сентябре 2019 года группа, состоящая из 20 участников программы Forum Regionum международной организации Kultura Medialna, посетила наш Дворец культуры, чтобы увидеть работы замечательных украинских художников-монументалистов воочию. Молодые художники и архитекторы, искусствоведы и дизайнеры, музыканты и менеджеры культуры из Украины, Грузии, Армении, Азербайджана, Молдовы, Беларуси, Германии и других стран специально приехали в наш город. В составе группы была и киевская искусствовед Татьяна Журий – исследователь монументального искусства, активист международного сообщества Kultura Medialna, в которое входят представители различных направлений искусства восьми европейских стран. В статье, посвященной монументальному искусству в Днепровском регионе, Т.Журий в частности пишет: «Мы приехали в Каменское, потому что нас очень интересовал ДК «Химик», как замечательный образчик архитектуры и искусства советского времени. Мы узнали, что Дворец украшают изумительные мозаичные панно знаменитых в свое время украинских художников-монументалистов Коткова и Ламаха. В настоящее время интерес к их работам растет, они стали знаковыми фигурами среди украинских художников-авангардистов. К сожалению, большинство работ этих художников на сегодняшний день утрачены. Разрушена, в частности, удивительная мозаика, украшавшая ДК Металлургов в Днепре, созданная в 1968 году, та же участь постигла скульптуры «Днепровские волны» и «Метеорит». Но во Дворце культуры «Химик» АО «ДНЕПРАЗОТ» мне было очень приятно убедиться, что великолепные работы наших мастеров хорошо сохранились. Очевидно, что сохранению неповторимого стиля, архитектуры, интерьера, внутреннего убранства Дворца в «Химике» уделяется серьезное внимание, что на «ДНЕПРАЗОТе» работают неравнодушные и ответственные люди, хорошо понимающие ценность наследия, которым владеют. Хочу от души поблагодарить их за эту заботу. Сохранение нашей культуры и искусства – одна из важнейших задач современности, ведь искусство сегодня, собственно, как и во все времена, вносит существенный вклад в развитие общества, укрепляет его самосознание, прививает интерес и глубокое уважение к национальным традициям и корням».

Запись опубликована в рубрике Дворец культуры, Наша газета, Профком. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


− четыре = 5