О коротком весеннем сезоне, реальных вызовах карантина и летних ожиданиях правительства

«ДНЕПРАЗОТ»: факторы стабильности
Даже в солидных экономических обзорах, оценивая нынешнее состояние промышленности Украины, нас продолжают пугать коронавирусом, а именитые эксперты сетуют еще и на засуху, при этом завидую химпрому в плане снижения цены на газ. В конце мая в Кабмине состоялось расширенное заседание на тему мер по поддержке отечественного товаропроизводителя, которое вызвало еще более ожесточенные споры и еще более неуверенные прогнозы в сфере экономики. Что же происходит на самом деле, окажутся ли эффективными предпринятые меры, с чем выйдет Украина из карантина — читайте на 6-й странице. Своя рубаха ближе к телу, и нас сегодня интересуют факторы обеспечения стабильности «ДНЕПРАЗОТа» на рынке минудобрений. Об этом — интервью с заместителем коммерческого директора предприятия Андреем Васильевичем Семичем.
— Вы недавно участвовали в совещании на уровне Министерства экономики, с чем это было связано?
— Дело в том, что в мае подошло к завершению специальное антидемпинговое расследование по импорту азотных и фосфорных удобрений в Украину. Проведение этого расследования инициировано по заявлению украинских заводов, производящих минеральные удобрения: «ДНЕПРАЗОТ», Черкасский «Азот», «РовноАзот», Северодонецкий «Азот», «Сумыхимпром» и Днепровский завод минеральных удобрений (ДЗМУ — наш сосед через дорогу). Предметом этого расследования является импорт в Украину как азотных удобрений — карбамида, карбамидо-аммиачной смеси, аммиачной селитры, так и фосфорных комплексных удобрений NPK. Фосфорных удобрений мы не производим, но агрокомплекс их потребляет наряду с азотными, и целью специального антидемпингового расследования по заявлению украинских заводов является в конечном итоге защита отечественного производителя от массированного импорта из РФ и других стран.
Что происходит с импортом минудобрений? Ранее правительством Украины было принято постановление, запрещающее ввоз любых удобрений производства РФ в Украину.
Однако этот запрет, как показала практика, было очень легко нарушить, соблюдая при этом все законы и нормативы. Мы увидели по таможенной статистике Украины, что к нам поехали удобрения вроде бы не из РФ, но на самом деле российские — из Беларуси, Прибалтики, Турции, Грузии, то есть из тех стран откуда раньше в Украину они не поставлялись. Причем в таких объемах, в которых они просто не могут этими странами производиться. Например, импорт удобрений из Беларуси в Украину практически на пустом месте по итогам прошлого года вырос почти в два раза. Из Литвы за достаточно короткий период было отгружено больше, чем эта страна производила весь год. Турция, которая всегда являлась импортером удобрений, неожиданно превратилась в мощного экспортера и сегодня по объемам поставок минудобрений конкурирует с РФ и Украиной в Черноморских портах. Поэтому было принято решение обратиться в Министерство экономики со стороны украинских заводов большой химии и провести специальное расследование против импорта удобрений независимо от страны их происхождения. Срок такого расследования установлен законодательством Украины и составляет 12 месяцев, но может быть продлен еще до полугода. И вот как раз в мае 2020-го истекли 12 месяцев рассмотрения данного расследования.
Здесь необходимо отметить, что антидемпинговое расследование достаточно резонансное и очень чувствительное для украинского общества. Оно значимо не только для химической отрасли как таковой, в которой задействовано порядка сорока тысяч рабочих мест, но и для аграриев, являющихся потребителями нашей продукции и формирующих наряду с химической, металлургической промышленностью и энергетикой главную составляющую украинского валового продукта.
Естественно, фермеры, крупные агрохолдинги и сельскохозяйственные предприятия заинтересованы покупать удобрения как можно дешевле, поскольку часть урожая они экспортируют, где опять-таки приходиться выдерживать конкуренцию с товарами из РФ и европейских стран. Задача антидемпингового расследования и состоит в том, чтобы, не ущемляя интересы всех заинтересованных сторон, найти верный формат защиты украинского рынка и национального товаропроизводителя.
Расследование было продлено, в конце мая состоялось совещание в Министерстве экономики под руководством заместителя министра Тараса Качки. Это профильный заместитель, который проводит такие расследования, он же является торговым представителем Украины. На совещание были приглашены руководители химических предприятий, представители общественных аграрных организаций — Союза фермеров, Всеукраинской аграрной рады, руководители крупных агрохолдингов, профильные специалисты, занимающиеся мониторингом рынка. В процессе общения участники совещания в очередной раз изложили свои позиции и попытались прийти к консенсусу.
— Чего мы ждем от правительственных мер?
— В первую очередь мы ждем решения Межведомственной комиссии по международной торговле, которая должна поставить результативную точку по антидемпинговому расследованию. Мы ждем, что украинское правительство введет так называемые количественные квоты, которыми будет определено, что в течение года в Украину по импорту может быть завезено, к примеру, не более ста тысяч тонн аммиачной селитры, не более ста тысяч тонн карбамида, определенный объем фосфорных удобрений и т.д. При таких условиях, как только объем импорта удобрений достигнет уровня квоты, то дальнейший завоз этого вида продукции становится невозможным — таможня не будет иметь права оформить данную поставку.
— Как при этом относиться к позиции аграриев, которые опасаются, что отечественных мощностей не хватит для удовлетворения потребностей сельхозпроизводителей?
— Хочу сказать, что украинские заводы Большой химии, которые на сегодняшний день работают — «ДНЕПРАЗОТ», Черкасский «Азот», «РовноАзот», Одесский припортовый завод и Северодонецкий «Азот» (последний включился в производство после почти пятилетней паузы) на 200% могут обеспечить потребность рынка Украины по азотным удобрениям. Это абсолютно подтвержденная цифра, которую уже не ставят под сомнения ни большинство аграриев, ни авторитетные эксперты.
Что же касается фосфорных удобрений, то внутреннее производство NPK приблизительно на 50% способно удовлетворить потребности внутреннего рынка, и сегодня задача правительства — грамотно сбалансировать квоты, на деле предоставить защиту украинских производителей, защиту внутреннего рынка, стимулировать реальную конкуренцию на этом рынке. Поэтому нужно подождать до конца июня — начала июля, и мы узнаем окончательное решение Межведомственной комиссии в этом направлении. Надеемся, что решение комиссии позволит нам устойчивее стоять на ногах, укрепить позиции «ДНЕПРАЗОТа» на внутреннем рынке Украины.
— Кабмин принял недавно ряд мер, направленных на поддержку промышленности. Во многих экономических обзорах на эту тему с сожалением говорится о точечных факторах влияния, отсутствии системной стратегии, но при этом ряд экспертов выражает мнение, что химикам стало полегче — газ подешевел. Что происходит на самом деле?
— На самом деле цена газа является прямо пропорциональным отображением цены на нефть. Изменение цены газа идет, правда, с некоторым опозданием — приблизительно месяц отставания от динамики стоимости нефти. И практически полная остановка мировой экономики вылилась в то, что предприятия, транспорт перестали потреблять нефтепродукты в прежних объемах, соответственно, в объемах добычи нефти. Цена на нефть существенно упала, то же самое случилось и с газом. Для сравнения: если в январе этого года цена тысячи кубометров газа составляла без НДС около 5 тыс. грн., то уже в мае газ стоил около 3 тыс. грн., а в июне ожидается ценовой уровень не выше 2,5 тыс. грн. С января цена на газ сократилась почти вдвое, но не стоит забывать при этом, что тариф на транспортировку газа — за так называемое газораспределение — оставался на прежнем уровне, а это достаточно большая сумма. Напомню, что с 1 января 2020 года тариф на распределение газа очень прилично вырос — почти на 50%. Это существенная затратная составляющая в бюджетном балансе «ДНЕПРАЗОТа». Конечно же, уменьшение цены на газ автоматически приводит к тому, что уменьшаются цены и на готовую продукцию: аммиак и карбамид. Здесь в принципе влияют разные факторы: во-первых, закончился весенний сельскохозяйственный сезон, а закупки к осеннему сезону еще массово не разворачиваются. Карантин, введенный в Украине, точно также действовал в странах, потребляющих минудобрения, таких как Индия, Пакистан, государства Северной Африки. Индия — самый крупный потребитель минудобрений в мире на протяжении последних пяти лет. Во многих странах были закрыты на карантин все порты — персонал просто отправили домой, и только полицейские патрули поддерживали порядок на территориях. Были остановлены погрузки-разгрузки судов, что в свою очередь привело к тому, что многие суда, груженные аммиаком или нефтью, не могли разгружаться и возвращаться в порты загрузки. А в портах загрузки в это время накапливались грузы, тот же аммиак, который качался и качается по аммиакопроводу «Тольятти — Горловка — Одесса». Очень сильно уменьшилась деловая активность во многих странах, что и сказалось на снижении отпускной цены продукции. Что же мы имеем сегодня? Снижается цена на газ, у нас сокращаются затраты, но автоматически в той же пропорции снижается отпускная цена нашей продукции.
В целом же экономическая ситуация на предприятии остается стабильной, поскольку снижение цен на готовую продукцию оказалось пропорциональным сокращению цен на основное сырье — для нас это природный газ.
Хочется отметить, что в мае из-за апрельской засушливой погоды внутренний рынок минудобрений практически закрылся — аграрии перестали вносить удобрения в почву, ведь влаги не хватало. Если бы те дожди, которые мы видим сейчас, прошли на месяц раньше, то мы смогли бы отгрузить больше аммиака, карбамида и карбамидо-аммиачной смеси. Тем не менее. Аграрии приняли решение остановить сезон внесения удобрений под посевную, и тот карбамид, который мы вырабатывали в мае, практически в полном объеме отправился на экспорт.
Как раз в мае, по окончанию волны жесткого карантина, правительство Индии вышло с очередным большим тендером по закупке 1 млн. 200 тыс. тонн карбамида. Эта продукция была предложена из разных портов отгрузки, в том числе четыре больших судна по 50 тысяч тонн каждое, то есть 200 тысяч тонн украинского карбамида, было по этому тендеру организовано из порта Южный Черного моря. Одно из этих судов — 50 тыс. тонн карбамида производства АО «ДНЕПРАЗОТ». Судно сложно грузилось из-за плохих погодных условий, но уже успешно отправлено в адрес потребителя — «ДНЕПРАЗОТ» справился со своими обязательствами. Благодаря слаженной работе производственников, транспортной службы весь карбамид был доставлен в порт Южный вовремя, мы тщательно следили за погрузкой. Следующие нарабатываемые партии планируем завозить в порт Южный под наши обязательства до конца июня. То есть в июне и июле в условиях полного отсутствия спроса на внутреннем рынке отгрузка удобрений будет производиться на экспорт. Ожидаем, что в конце июля — начале августа мы уже почувствуем повышенный интерес со стороны отечественных агропредприятий к нашим удобрениям и переориентируемся в направлении поставок по Украине. Тогда будет включена на полную мощность фасовка в биг-бэги и пойдет полновесная отгрузка для украинских аграриев.
— В целом ситуацию по предприятию вы прогнозируете стабильной?
— Да, ситуация прогнозируется с точки зрения объемов реализации и стабильного производства в ближайшие два месяца межсезонья предсказуемо. В последние два с половиной года работы мы убедились, что очень сильно зависим от сезонов спроса, отгрузки на внутренний рынок. Емкость внутреннего рынка Украины достаточно высока, но она проявляется пиково — в октябре и марте-апреле. Зимой и летом ситуация другая, и хотелось бы пожелать нашим сельхозпроизводителям хороших урожаев, сбалансированной экономики и мудрости в осуществлении закупок в межсезонье. Чтобы именно в межсезонье они делали заказы, а не создавали ажиотаж в пиковые месяцы нагрузки весной и осенью. Те, кто накапливает запасы в межсезонье, мне кажется, выигрывают больше. Мы работаем с агропроизводителями на этот счет.
— Как вы оцениваете итоги пикового весеннего сезона нынешнего года?
— Мы успешно справились с поставленными задачами — подошли к началу весеннего сезона с хорошими запасами аммиака в наших хранилищах. Нужно отдать должное, — удалось отгрузить весь товарный аммиак, который накопили к этому моменту и который производили в марте-апреле. После Пасхи, 19 апреля, из-за того, что не было дождей, спрос на внутреннем рынке как обрезало. Но мы справились, хотя сезон был очень коротким. Обычно внесение аммиака идет до 10 мая, но в этом году так не произошло. Ждем осеннего сезона, идет тот же цикл: мы накапливаем продукцию, работаем с контрагентами, составляем договоры на отгрузку уже под осень. И рассчитываем, что начиная с сентября, весь накопленный объем аммиака и карбамида будет отгружен украинским потребителям.

Запись опубликована в рубрике Наша газета, Профком. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


восемь − = 7