Палитра ярких талантов

К 50-летию ДК «Химик»
Продолжая серию публикаций о самодеятельных творческих коллективах Дворца культуры химиков, мы хотим рассказать нашим читателям о сатирическом театре эстрадных миниатюр «Краски», широко известном в нашем городе в 80-90-х годах. О работе в «Красках», творческом пути коллектива мы побеседовали с бывшим артистом театра, начальником электротехнической лаборатории энергоуправления Константином Петровичем Дорошенко – азотовским квнщиком, поэтом, активным участником культурной жизни «ДНЕПРАЗОТа».
— В 1981 году я поступил в Днепродзержинский индустриальный институт и нас, свежеиспеченных первокурсников, сразу же отправили в семеноводческий колхоз в село Степовое, где мы занимались сбором помидоров и перцев. Мы жили в двухэтажном общежитии, работали на полях, и как-то вечером к нам приехали артисты институтского СТЭМа – студенческого театра эстрадных миниатюр, выступление которых мне очень понравилось. Ребята так здорово играли, что я тогда решил для себя – я тоже так хочу – и через год вместе с ними уже выходил на сцену.
Коллектив СТЭМа индустриального института на то время был очень талантлив: Б.Беленький, М.Нага, В.Айслендер, В.Моргулис, да, кстати, Вадим Моргулис впоследствии стал нашим руководителем. Мы выступали для студентов в родном институте, ездили на смотры и конкурсы художественной самодеятельности, поднимали настроение студентам в стройотрядах и колхозах. Было драйвово, нас всегда тепло принимали самые разные зрительские аудитории, а на конкурсах иногда мы стреляли в «в десятку».
Как мы стали коллективом ДК «Химик»? Рассказываю. В ДИИ проходил очередной фестиваль «Студенческая весна». Зал, как всегда, забит до отказа и вдруг, как говорит моя внученька — «тыдыщ!» — и света нет: трактор порвал два вводных кабеля при земляных работах. Вечер. Темно. Полная раздевалка одежды. Полный зал студентов, как после оказалось – и не только студентов. Комсорг института обращается к нам: «Вы разговорники, зал надо удержать».
Сцену осветили шестью керосиновыми лампами «летучая мышь».
На вопрос к комсоргу, что можно показывать, последовал ответ: «Всё. Лишь бы студенты не разбрелись по институту».
Излюбленной темой у студентов были занятия на военной кафедре. На эту тему у нас был целый блок миниатюр. Вот, к примеру, препод рассказывает: автомат Калашникова пристреливается по мишени размером метр на метр, в общем площадью в два квадратных метра и работает в температурном режиме от минус 400 до плюс 400 градусов Цельсия. Тут один из студентов говорит: позвольте, но ученый Кельвин установил, что критическая температура холода это минус 273 градуса Цельсия! – Сынок, иди сюда! Читай – написано «совершенно секретно»! Твой Кельвин мог этого и не знать. Садись, два, а Кельвину своему передай, чтоб не умничал!
От нашего выступления зал тогда просто рвало. Смех стоял такой, что сотрясались стены. Однако после этого один из руководителей ДИИ, присутствовавших в зале, сказал: «Чтоб я этих дебилов на сцене больше не видел!». И нам запретили репетировать в институтском зале, перестали давать аппаратуру. А нам очень-очень хотелось заниматься любимым делом.
Тогда, в поисках места для репетиций, наш руководитель В.Моргулис обратился к директору ДК «Химик» И.Г.Нечаеву и его заместителю А.И.Чайке. Они сразу поняли, что перед ними уже готовый, цельный, хорошо сработанный коллектив и взяли нас к себе под крыло. Перейдя в ДК «Химик», мы назвали свой театр «Краски», потому что все актеры были самобытными, яркими, а вместе у нас получалась богатейшая палитра красок, откуда и появилось название театра. В аббревиатуре «СТЭМ» мы изменили одно слово, и студенческий театр стал сатирическим. В таком качестве мы начали работу во Дворце, и эта работа стала очень важной частью нашей жизни на многие годы.
В «Красках» нас было четырнадцать (вместе с радистом). И эта чёртова дюжина артистов так отжигала, что любо-дорого теперь вспоминать. Дворец и завод нам очень хорошо помогали: снабжали реквизитом, костюмами, обеспечивали транспортом. Помню, как на одном из фестивалей самодеятельности в Днепропетровске за обилие реквизита нас сначала приняли за профессиональный театр, а потом восхищались нашей «упакованностью» и уровнем подготовки. «Краски» любили, принимали всегда очень тепло и мы всеми силами старались оправдать доверие: нам казалось, что мы делаем важное, доброе дело — боремся с недостатками, демонстрируем неравнодушие и свою активную, принципиальную гражданскую позицию. Вместе с кипучей энергией молодости и куражом игра на сцене дарила нам бурю ни с чем не сравнимых эмоций, от которых просто невозможно было отказаться.
Свою деятельность в ДК «Химик» «Краски» начали с нескольких гран-при на конкурсах разных уровней. А, став лауреатами и дипломантами ряда крупных фестивалей, мы начали задумываться о соискании звания народного коллектива. Специально по этому случаю была подготовлена программа и приглашена комиссия из Киева. После того как мы «откатали» концерт, столичные руководители нас похвалили и сочли, что наш коллектив заслуживает высокого звания. Так «Краски» стали народным коллективом и получили право на концертную деятельность с продажей билетов.
В то время в «Красках» работали А.Савченко, С.Касян, Н.Глущенко, Г.Максимов, Н.Москат, М.Яревская, И.Беккер, Г.Целбянский, В.Юдин и другие. Мы очень любили свою работу и всегда старались, чтобы на наших концертах зрителям было интересно, чтобы от общения с нами люди получали удовольствие.
Усилия не пропали даром: очень скоро «Краски» стали популярным коллективом, приносившим определенный доход. Мы активно гастролировали по области, выступали в райцентрах и селах, небольших городах и пгт, после аварии на ЧАЭС ездили поднимать настроение нашим азотовским строителям, возводившим для пострадавших от Чернобыльской катастрофы новые дома в поселке Ярешки. «Краски» очень часто выступали в концертах в родном ДК, постоянно участвовали в вечерах отдыха и Юморинах. Конец 80-х мне запомнился полным отсутствием выходных: в пятницу вечером мы выезжали куда-нибудь с концертом, потом в два выходных дня снова выступали и только поздним вечером воскресенья, изрядно уставшие, но счастливые возвращались домой. В творческой работе нам в то время очень хорошо помогал завод – предоставлял транспорт, покупал аппаратуру, помогал с материалами и реквизитом.
Но наступили 90-е с новыми веяниями, новыми возможностями и свежими, смелыми решениями. Коллектив «Краски» стал всерьез задумываться о возможности зарабатывать деньги, занимаясь исключительно профессиональной сценической деятельностью. Во взглядах на этот вопрос мое мнение разошлось с мнением товарищей – я не был готов проститься с основным местом работы и прыгнуть в новое без парашюта. Я был уже взрослым, семейным человеком и очень трезво оценивал степень риска и ответственности. Да, я ушел из театра.
Продержавшись некоторое время на плаву, СТЭМ «Краски» разбился о рифы океана под названием «Дикий капитализм лихих девяностых». Если нет хлеба – на зрелища уже никто не приходит. Вадим Моргулис пробовал выступать в составе дуэта и соло, но эти попытки не увенчались желаемым результатом. Наш руководитель покинул Украину и уже довольно давно живет в Германии. Там, кстати, живут и другие наши ребята – И.Беккер, М.Яревская, Н.Андреева. Уехал в Германию и наш хороший друг Геннадий Целбянский, которого я был очень рад увидеть по телевидению на сцене Театра КВН Маслякова в одной из международных встреч: Гена играл за немецкую сборную.
После того как я перестал работать в «Красках», мне, реально, очень долго снилась сцена. Долго не отпускало меня это замечательное дело. Годы работы в СТЭМа были одними из лучших в моей жизни. Это была молодость.
У меня второе дыхание, связанное со сценой, открылось здесь, на «Азоте». Но это уже совсем другая история. Желаю всем мира, добра и здоровья. Давайте вспомним прекрасные слова Марка Твена: «Мир выжил, потому что смеялся!».
На снимках: моменты выступлений театра сатирических эстрадных миниатюр ДК «Химик» «Краски».
Снимки предоставлены К.П.Дорошенко.

Запись опубликована в рубрике Дворец культуры, Наша газета, Профком. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


+ три = 11