«Главная кухня» большого завода
Лучшие коллективы предприятия
Ежесуточно в технологических цехах и других подразделениях «ДНЕПРАЗОТа» работает множество лабораторий. У каждой из них свое, очень важное, направление деятельности.
Так, цеховые химические лаборатории в соответствии с графиками аналитического контроля отслеживают качество промежуточных и конечных продуктов технологического процесса. Отдел технического контроля осуществляет контроль качества продукции, отправляемой потребителям, и качества всех видов поступающего к нам сырья. У центральной лаборатории «ДНЕПРАЗОТа» – сразу несколько направлений, связанных с интенсификацией и улучшением технико-экономических показателей действующих производств, сокращением расходных коэффициентов, повышением качества вырабатываемой продукции и расширением ее ассортимента, с метрологической аттестацией методик выполнения измерений и т.д. В задачи санитарной лаборатории ЦЛ входит экологический контроль за нормами по выбросам и сбросам загрязняющих веществ и за соблюдением условий труда на рабочих местах.
Но есть одно небольшое подразделение, без которого все эти лаборатории не смогли бы нормально работать. Ведь для проведения химических анализов необходимы качественные специальные растворы и реагенты. Их-то и готовят в препараторской лаборатории ЦЛ, которую возглавляет Неля Витальевна Беркут. В шутку лаборанты называют препараторскую «главной кухней» предприятия, вот только варят здесь не борщи да каши, а в точном соответствии с методиками готовят химические растворы, которые являются фундаментом проведения подавляющего большинства химических анализов.
О работе лаборатории нам рассказала Юлия Павловна Голубицкая – предцехкома ЦЛ и специалист препараторской.
Заказчики – цеховые лаборатории и не только
Химия – наука точная, и если быть точными, то мы готовим специальные химические растворы для 15 подразделений предприятия – цеховых химических лабораторий, ЦЛ, ОТК, а еще – для заказчиков вне предприятия, по заключенным договорам. Чаще всего наши растворы берет частная фирма «АНАИР» (бывший катализаторный цех).
Реактивы и растворы – разные для разных подразделений. Например, реактив Фишера мы делаем для цехов азотной группы и ОТК; раствором «2,5 N H2SO4» (серная кислота) пользуются только химлаборатории хлорной группы цехов; для участка разделения воздуха цеха К-1 и иногда для ОТК мы делаем аммиачный раствор хлористого аммония (это только для них) и полухлористую медь, которую иногда использует и химлаборатория цеха №1-Б. Очень много самых разных растворов мы делаем для санитарной лаборатории, которая определяет самые разные компоненты, находящиеся в воздухе, воде, сточных водах и т.п.
И, конечно же, это не весь перечень – есть очень много специфических случаев, но на каждый такой случай мы можем приготовить любые растворы, неважно, какой сложности – была бы методика. И сравнение с кухней здесь, пожалуй, уместно: для нас методика приготовления реактивов и растворов – то же, что рецепт для кулинаров, только процесс здесь гораздо более сложный, многоэтапный, занимающий иногда не один день и требующий множества расчетов.
Самое главное в работе – точность
На основе приготовленных нами растворов осуществляется аналитический контроль за течением технологических процессов в цехах, определяется качественный состав исходного сырья и готовой продукции. Это значит, что наши растворы быть непогрешимы, ведь результаты анализов цеховых лаборантов базируются на основе титрованных растворов, приготовленных в препараторской.
Мы работаем с точностью до четвертого знака после запятой – при взвешивании навесок вещества, идущего на приготовление раствора, при титровании, при определении коэффициента поправки титрованного раствора и т.д. Для приготовления точных растворов мы делаем три параллельных результата, при этом их сходимость также должна быть в четвертом знаке после запятой. Погрешность у специалистов препараторской разрешена не более 0,0001.
Без сомнения, все лаборанты у нас на заводе – мастера своего дела, но не ошибусь, если скажу, что так точно, как титруют у нас в лаборатории, не титрует никто! Что это значит? То, что минимальное деление шкалы бюретки (1 мм) мысленно мы делим еще на 10, чтобы как можно более точно определить значение оттитрованного раствора. Так что хорошее зрение, глазомер – это тоже наши рабочие инструменты. И за качество приготовленных реактивов и реагентов специалисты препараторской отвечают лично – на каждый приготовленный раствор выписывается этикетка, в которой, помимо всех данных, указывается фамилия изготовителя. Но у нас не было таких случаев, чтобы к нам обращались по поводу некачественных растворов.
А вот, к сожалению, по поводу качества исходных реактивов дела обстоят не так хорошо. Для приготовления наших растворов необходимы химически чистые вещества, и нередки случаи, когда мы получаем ту или иную соль, которая и визуально не вызывает никаких подозрений, и в процессе приготовления растворов ведет себя, как надо, а готовый раствор – не работает, не годится для проведения аналитического анализа! Приходится искать то же вещество, но от другого производителя, которое, по нашему опыту, раньше «работало». Мы до сих пор с ностальгией вспоминаем реактивы «Шостки» – вот это было качество, никаких неожиданностей и непредсказуемых эффектов.
Взаимосвязь и взаимозаменяемость
Мы всегда на связи – со всеми лабораториями, для которых готовим растворы. За долгие годы работы мы научились узнавать всех дневных лаборантов цеховых лабораторий по голосам, и нас тоже все знают (коллектив-то – небольшой), и если у кого-то где-то случается аврал или возникают какие-то рабочие вопросы – мы никогда и никому не отказываем в помощи. Во многих цеховых лабораториях уже сложившиеся коллективы, и любо-дорого говорить с человеком на одном языке, который знает абсолютно всё.
Немножко другое дело, когда на смену ветеранам приходит молодежь: с одной стороны – понятно, что у человека еще мало опыта, и очень многое приходится объяснять, начиная с азов. Но с другой – уровень знаний все-таки слабоват. Некоторые никак не могут взять в толк, что у каждого из растворов есть свой срок службы (титрованные растворы, например, годны один месяц), после чего их использовать нельзя – иначе будут большие погрешности при выполнении анализов. Следовательно, нужно следить, какие растворы используются в лаборатории, когда они перестанут быть годными и стараться направлять заявки на приготовление заранее. Это тоже азы, которые необходимо знать и помнить.
Работа у нас строится по принципу взаимозаменяемости. Поскольку коллектив небольшой, просто жизненно необходимо, чтобы каждый из нас умел делать абсолютно все. Конечно, у каждого есть своя часть работ, которую мы выполняем, но время от времени мы меняемся – чтобы не было такого, что кто-то что-то подзабыл или потерял сноровку. И если кто-то из нас в отпуске или заболел – это не значит, что его никто не сможет подменить. Заказ будет выполнен всегда. Возможно, для этого потребуется чуть больше времени, но все – в пределах допустимого.
Не числом, а умением
Препараторская лаборатория – это четыре человека: начальник лаборатории Неля Витальевна Беркут и три лаборанта химанализа 5 разряда – Юлия Александровна Шишко, Мария Вячеславовна Марченко и я, Юлия Павловна Голубицкая.
Неля Витальевна руководит лабораторией 36 лет, опыт – огромнейший. Знает всё и помнит то, что многие, более молодые коллеги, могут подзабыть. Она пришла на завод в 17 лет – работала лаборантом, училась, и в свои 27, когда ей доверили возглавить препараторскую лабораторию, она была уже вполне готовым специалистом – и как профессионал, и как руководитель коллектива.
Моя коллега и тезка, Юлия Александровна Шишко, окончила индустриальный техникум, в препараторской – уже четверть века, за это время стала профессионалом экстра-класса. Я тоже работаю здесь уже 26 лет (без «вышки» – начинала учиться, но потом с карьерного пути сбило замужество). Наш третий лаборант – моя дочь, Мария Марченко. Она тоже окончила индустриальный техникум, который в наше время стал уже колледжем, и в препараторской лаборатории работает 7 лет.
У нас слаженный коллектив, за время работы мы настолько притерлись друг к другу, что понимаем уже без слов. Если кто-то что-то не успевает – любой придет на помощь, если кто-то не в духе – есть возможность делать свою работу в другой комнате, пока не придешь в состояние равновесия. У нас не бывает конфликтных ситуаций – все ведут себя тактично и стараются щадить чувства друг друга.
А еще у всех у нас по двое деток, и, конечно же, много общих интересов, одинаковые взгляды на жизнь. Мы с дочкой любим петь, поэтому с удовольствием участвовали во многих шоу в ДК «Химик», Юля Александровна тоже всегда участвует в общественной жизни коллектива, у нее золотые руки. Какие прически она делала нам на выступления! Неля Витальевна, как руководитель, несет ответственность за весь наш коллектив, но чувства у нее к нам, скорее, материнские. Каждый из нас знает, кто чем живет, у кого какие заботы, радости – и каждый друг за друга переживает. Человеческое тепло, искреннее внимание, готовность прийти на помощь – это то, что держит и сплачивает наш коллектив, помогает переживать разные трудности.
Цифры
По отчетным данным за первое полугодие 2020 года препараторской лабораторией ЦЛ было выполнено 213 заявок от цехов и приготовлено 2131 растворов разных наименований.
Из них было приготовлено 2085,6 л (266 растворов) титрованных и 508,7 л специальных растворов (338 растворов).
Для контроля качества сырья и готовой продукции для ОТК и цеховых лабораторий было установлено 64 и проверено 31 коэффициент поправки титрованных растворов, а также установлено 83 и проверено 79 точных концентраций титрованных растворов.
Для определения биурета в карбамиде приготовлено 138,5 л раствора на биурет, для определения окислов азота в сточной и оборотной воде, в атмосферном воздухе, в сварочном аэрозоле – для санитарной лаборатории, цехов №1-Б, карбамида-1, карбамида-2, соды каустической, ТЭЦ, водоснабжения и др. – было приготовлено 39,5 л (41 раз) реактива Грисса-Илосвая.
Для определения железа в питьевой воде, сточной и оборотной воде, в паровом конденсате приготовлено 55,25 л (14 раз) буферного раствора.
Для определения хлоридов в воде и атмосферном воздухе – для санитарной лаборатории, ТЭЦ, цехов карбамида-1, карбамида-2, №1-Б – было приготовлено по 15,1 л (по 53 раза) растворов ртути роданистой и железоаммонийных квасцов.
Для настройки приборов и проверки точности измерений приготовлено 91 л образцовых буферных растворов с разной величиной рН.
Для определения сульфатов титриметрическим методом а оборотной и сточной воде 38 раз (всего 11,5 л) готовили суспензию BaCrO4 – для цехов №1-Б, жидкого хлора и соляной кислоты, ТЭЦ.
Для построения калибровочных графиков для колориметрического определения содержания железа, хлоридов, аммиака, цинка, биурета, нитратов, нитритов, сульфатов, гидразина и т.д. в сырье, готовой продукции, выбросах в атмосферу, в сточной, оборотной, питьевой воде, паровом конденсате и т.д. приготовлено 77 наименований (35,4 л) стандартных растворов.
Дл определения влаги в карбамиде – для ОТК, цехов карбамида-1, карбамида-2 – приготовлено 31 л (20 раз) иод-пиридинового раствора.
Для санитарной лаборатории, цехов №1-Б, карбамида-1, карбамида-2, ТЭЦ и др. для определения концентрации аммиака и нитратов воде и атмосферном воздухе было приготовлено 14 л (7 раз) Сегнетовой соли.
Так как реактив Несслера, получаемый со склада цехами предприятия, не подходит для определения малых содержаний аммоний-ионов в воде, препараторской лабораторией было приготовлено 25,5 л (12 раз) реактива Несслера – для санитарной лаборатории, лаборатории питьевого узла, ТЦ, цехов карбамида-1, карбамида-2.
Всего в 1 полугодии 2020 года работниками препараторской лаборатории было приготовлено 3047,65 л растворов, из них:
— титрованных растворов – 2085,6 л;
— стандартных растворов – 35,4 л;
— специальных растворов – 508,7 л;
— буферных растворов – 228,9 л;
— растворов индикаторов – 45,65 л;
— иод-пиридинового раствора – 31,0 л;
— установлено «коэффициент поправки» – 64 раза;
— проверено «коэффициент поправки» – 31 раз;
— установлена точная концентрация – 85 раз;
— проверена точная концентрация – 79 раз.
Кроме приготовления растворов, лаборанты препараторской лаборатории занимались очисткой реактивов.
Так, для лабораторий ТЭЦ, цеха №1-Б и санитарной лаборатории было очищено перекристаллизацией 4,0 кг молибдата аммония; 1,2 кг калия гидрофталата – для установки точной концентрации раствора щелочей; 200 г тартрата натрия – для цеха карбамида-1.
Шесть раз делали анализ формалина для приготовления стандартных растворов, шесть раз очищали парарозанилин – для санитарной лаборатории.
В связи с карантинными условиями, связанными с COVID-19, во 2 квартале 2020 года препараторская лаборатория приготовила для всех структурных подразделений АО «ДНЕПРАЗОТ» 135,4 л антисептика для рук.
По заключенному договору с ЧПФ «АНАИР» в 1 полугодии 2020 года было приготовлено растворов на сумму 8909,07 грн.
Запись опубликована в рубрике
Наша газета,
Профком. Добавьте в закладки
постоянную ссылку.