Осколок под сердцем – горькая память войны

Они освобождали Днепродзержинск
Николай Гоцуленко ушел на фронт в 18 лет. Сражался с фашистами на 3-м Украинском и 1-м Белорусском фронтах в составе 118 стрелкового полка 31-й стрелковой батареи 46-й армии, а также 39-й батареи 8-й Гвардейской армии.
Николай Иванович участвовал в боях за освобождение Приднепровья, Кривого Рога, Ковеля, а также в боях за Познань и Варшаву, брал Берлин. Во время боевых действий он был ранен, был инвалидом войны 1-й группы.
Николай Гоцуленко награжден двумя орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степени, медалями «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.» и другими наградами На Днепродзержинском азотно-туковом заводе он проработал 31 год. До мобилизации в армию он трудился на ДАТЗ аппаратчиком, а после возвращения с войны – мастером в цехах №4 и №6/12.
До войны, после окончания семилетки Николай поступил в ремесленное училище №8. Но после ухода на фронт кадровых рабочих, устроился на ДАТЗ аппаратчиком. Трудился наравне со взрослыми, вплоть до полной остановки завода, помогал демонтировать оборудование для отправки в тыл, а потом вместе с училищем эвакуировался в Магнитогорск.
В первых числах октября 1943 года Гоцуленко был призван в армию. Так вышло, что его с товарищами сразу же, без предварительной подготовки, бросили на передовую. Николай Иванович вместе со своим стрелковым полком участвовал в боях за освобождение Приднепровья и Днепродзержинска, а во время кровопролитных боев за Кривой Рог был тяжело ранен, и до мая 1944 года находился на лечении в эвакогоспитале.
После выписки Николай вернулся на передовую и был зачислен в радиовзвод 8-й Гвардейской армии. Николай Иванович Гоцуленко вспоминал:
— Бои за Приднепровье были очень трудными, жестокими. Нам, необстрелянным 18-летним мальчишкам было очень страшно, но желание бить врага было сильнее, и мы шли в наступление на оккупантов, теряя товарищей. После ранения, уже воюя в составе 8-й армии, мы обеспечивали связью наших артиллеристов во время форсирования Западного Буга и Вислы, во время боев за Варшаву. Эта же задача стояла перед нами и в период Берлинской наступательной операции.
Как известно, в 1945 году, немцы перебрасывали к своей столице все новые и новые войска, чтобы не дать советским бойцам прорвать её оборону. Перед нашими армиями (5-й, 8-й, 33-й и 69-й) ставилась задача захватить плацдарм на западном берегу реки Одер. При этом Ставкой Верховного Главнокомандования подчеркивалось: желательно 8-й и 69-й армиям иметь один общий плацдарм – между Кюстрином и Франкфуртом. А если удастся, то также соединить плацдармы 5-й и 8-й армий.
Во время проведения этой операции, а также во время форсирования Одера нашими войсками, огромное значение имело обеспечение их постоянной надежной связью. Николай Иванович Гоцуленко внес свой немалый вклад в это важное дело и поэтому после завершения Одерской операции был награжден орденом Отечественной войны 2-й степени.
Отличился Н.Гоцуленко и во время взятия Берлина. Он вспоминал, что последние бои с гитлеровцами были самыми тяжелыми. Но стальную лавину наших войск остановить было уже невозможно. И вскоре над зданием рейхстага взвилось Знамя Великой Победы.

Запись опубликована в рубрике Наша газета, Профком. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


7 − = три