Еще раз о тарифах на газ

Важно
Ситуация с повышением тарифов на транспортировку природного газа, созданная организацией «Днепропетровскгаз», для нашего предприятия может оказаться очень сложной. Об этом в интервью для «УНИАН» заявил заместитель Председателя Правления, коммерческий директор АО «ДНЕПРАЗОТ» А.М.Пустовойт, прокомментировал положение дел в украинской энергетике и международный эксперт Карел Хирман. Сегодня важно понимать, приведет ли эта ситуация к реальной остановке предприятия. На этот вопрос А.М.Пустовойт ответил однозначно: речь об этом не идет, слухи неверны и преждевременны.
– Как я уже говорил, «Днепропетровскгаз» объявил общественные слушания по вопросу установления новых тарифов на транспортировку газа в 2021 году. На сегодняшний день наше предприятие работает по тарифам, утвержденным в конце прошлого года на вторую половину 2020 года в сумме 1 тыс.140 грн за тысячу кубометров (без НДС). Что хочет газотранспортная организация? Она подает документы, подкрепленные, на взгляд газовщиков, справедливыми и проверенными расчетами, на увеличение тарифа до 3 тыс. 920 грн, т.е. удорожание транспортировки планируется более чем в три раза. Для завода – это катастрофическая сумма. «ДНЕПРАЗОТ» – не обычный потребитель. Природный газ для АО «ДНЕПРАЗОТ» – это не энергоноситель, а сырье, из которого производятся азотные удобрения. Причем, себестоимость продукции предприятия «ДНЕПРАЗОТ» в большей части (около 80%) – это стоимость природного газа и его доставки по системе газопроводов до производственных цехов. В связи с тем, что Украина не обеспечена полностью газом собственной добычи, стоимость природного газа на рынке всегда относительно выше, чем в странах-экспортерах газа. Имея такой объективный конкурентный недостаток, мы вынуждены конкурировать на равных с предприятиями из стран-экспортеров газа, и все это на очень низкомаржинальном мировом рынке азотных удобрений. В таких условиях для нас любое увеличение себестоимости, а тем более такое значительное, ведет к убыткам.
Нынешняя тарифная вакханалия, которая происходит в государстве, не подкреплена никакими аргументированными доводами. Как можно, когда в стране бушует тотальная пандемия, устанавливать новые – непосильные тарифы на природный газ, электроэнергию; а сейчас идут разговоры и об увеличении тарифов на услуги «Укрзалізниці». При этом цена на нашу продукцию не меняется. Я сейчас не говорю только о предприятиях химической промышленности, с подобными проблемами сталкиваются сегодня все заводы Украины, и складывается такое ощущение, что НКРЭ КП работает не как орган регулирования, а превращается в структуру непонятного назначения и совершенно не ясно, какой идее она служит.
Сегодня НКРЭ КП и нормативно принятая методика считает справедливым, когда тариф распределяющего газ предприятия формируется по системе «затраты +». Упрощенно это значит, что для формирования тарифа на будущий год «Днепропетровскгаз» формирует перечень затрат, которые планирует понести в связи с обслуживанием распределительных сетей, находящихся в его ведении, добавляет к ним свою рентабельность и делит то, что получилось, на плановый объем газа, который возьмут все потребители, находящиеся в зоне его ответственности.
В состав затрат «Днепропетровскгаз» из года в год включает множество не относящихся к распределению газа расходов и завышает отдельные статьи, на что мы постоянно указываем в ходе публичных обсуждений и что уже становилось предметом проигранных «Днепропетровскгазом» судебных тяжб. К сожалению, тариф на распределение газа для нашего предприятия продолжает расти.
Централизованная власть в лице Кабмина как регулятора экономической жизни страны на сегодняшний день просто отсутствует: предприятия сталкиваются с регуляторами, которые тупо упираются в какие-то ведомственные инструкции, не замечая реалий, не учитывая опыта цивилизованных стран. Во всем мире – здесь я сошлюсь на данные эксперта по энергетике Карела Хирмана, – если мы говорим о крупном потребителе (пример в Украине – АО «ДНЕПРАЗОТ»), который равномерно потребляет газ в течение всего года, нужно понимать, что он балансирует, стабилизирует всю распределительную систему и частично и газотранспортную систему. Такой потребитель прогнозирует работу газотранспортной и прежде всего – распределительной системы (облгаза). Поэтому, по логике, регулятор (НКРЭКУ – Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг) должен снижать тариф на транспортировку единицы газа для крупных потребителей газа с равномерным графиком потребления газа. В частности, это учитывается и в регуляции в ЕС.
Экономическое обоснование такой методики простое: расходы на обслуживание потребителя (дистрибуцию и поставку газа), который получает газ в небольших объемах и для которого характерны резкие скачки потребления, существенно выше, чем в случае с одним крупным предприятием, которое готово гарантировать большие объемы потребления на протяжении всего года. Это элементарная логика, которая работает для любого энергоносителя – как для газа, так и для электроэнергии. Мотивация очень проста: чем больше газа потребит предприятие, тем больше оно выработает продукции и заплатит больше налогов. От этого государство только выигрывает. А у нас сегодня устанавливаются новые тарифы на транспортировку газа в угоду одному частному предприятию – не секрет, что 80% газотранспортных организаций принадлежит одной финансово-промышленной группе. Так о каком регулировании может идти речь?

Запись опубликована в рубрике Наша газета, Профком. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


× 9 = шесть