Александр Стовба – воин и поэт

Родился Саша 9 июля 1957 года в Днепропетровске. Отец – начальник транспортного цеха КХЗ. Мать – рабочая этого завода. Корни семьи – запорожские казаки и хлеборобы: Стовбы, Бурханы, Мельники… Дед Андрей Иванович погиб на Курской Дуге, но память его свято чтили в семье. Отца в 16 лет угнали в Германию. Он бежал. Поймали. Опять бежал и воевал, был артиллеристом. После войны прошел трудовой путь от кочегара до начальника цеха, затем преподавал в транспортном техникуме, был заместителем директора. От отца Саша унаследовал основательность и мужское чувство ответственности за поступки. От матери – романтичность. В семье отношения были добрыми, товарищескими. Но требовательными. У каждого был свой круг обязанностей. Много внимания уделялось воспитанию детей. В 4 года Саша уже бегло читал. Любовь к книгам сохранилась у него навсегда. Позже, его девизом стали слова «Бороться и искать, найти и не сдаваться» (из книги В.Каверина «Два капитана»).
Вначале Саша учился в Днепропетровске, а к 1967 году – в СШ№20 г. Днепродзержинска. Стал писать стихи, но об этом мало кто знал. Саша хорошо умел организовать свой труд и труд товарищей. Был старостой класса, какое-то удивительное умение сплотить ребят жило в нем. Себя никому не навязывал, не ябедничал, не льстил. Серьёзно, глубоко рассуждал и говорил правду в глаза, что всегда вызывало уважение.
Как-то, дед Прохор рассказал, почему человек любит аиста, и установил во дворе столб с колесом для птичьего семейства. И тут Сашу осенило: Александр Иванович Стовба, АИСТ! Так родился крылатый псевдоним, которым он позже подписывал свои стихи.
Саша хотел стать военным и много внимания уделял спорту, физподготовке, но по натуре своей был лириком, как-то, на прогулке с девушкой увидел сверкающее дерево в снегу – и родилась строфа:
Говорят, что чудес не бывает.
Но разве не чудо это,
Когда на ладони тает
Снежинка светлее света?
Из страны детства пришел ко взрослому уже Александру девиз, достойный настоящего мужчины: «Кто же, если не я!?». Кончилась учеба в школе, и всё сильнее становился зов: «Хочу быть военным!». Помните, в замечательном кинофильме «Офицеры»: «Есть такая профессия – Родину защищать». Первый заход в КВОКУ им. Фрунзе был неудачным. Не лучшими были оценки, да и зрение подвело, на семейном совете было решено поступать в строительный институт. Поступление шло удачно, и вот последний экзамен. Дома ждут результатов, а Саши всё нет и нет. Стремление быть военным победило! Он не пошел на последний экзамен, твердо решив на следующий год вновь поступать в военное училище.
Работать Саша пошёл бойцом в пожарную часть, обслуживающую ДПО «Азот». Он быстро свыкся с новой обстановкой, втянулся в суровую жизнь пожарного, стал своим в коллективе. Строевая служба, выходы на развод, прием и сдача караула, ночные дозоры. тревоги… Всё это было ему по душе, все – как в армии. Всякое бывало. На Баглейском КХЗ от удара молнии загорелся газопровод. Пламя грозило перебраться на огромные емкости с соляркой (11 цистерн по 10-20 тонн каждая). Дорога каждая секунда. Рискуя взлететь на воздух, «девятка» третьего караула ринулась в жестокую схватку с огнем. И победила. Приказом по заводу каждый укротитель огня был премирован… 2,5 тоннами угля. Саша отдал свою «премию» начальнику караула. Он говорил: «С огнем мы все из одного теста. Звезда рождается в огне, и мы рождаемся горячими». «Звезда рождается в огне» – так он хотел назвать свой первый сборник стихов. И вот Саша вновь пробует себя на вступительных экзаменах в КВОКУ, на этот раз всё складывается удачно. Сколько радости в его письмах в связи с зачислением в училище. Даже о тяжелых учениях он пишет с восторгом: «Этот выезд в лагерь был не похож на другие уже тем, что нас обкатывали танками на психологическую устойчивость. Шесть дней лагеря – шесть дней не настоящей, но все-таки войны… Меня и двоих ребят из нашего взвода обкатывали больше других. Дело в том, что мы были как бы зачинщиками. На нас, собственно, и показывали, что не так страшен черт, как его малюют. Было много дыма, взрывов, мы стреляли, танки стреляли. Рвались имрасы – имитационные заряды взрывчатого вещества, казалось, что горело всё вокруг нас».
Природа наделила Александра прекрасной памятью. В училище он самостоятельно овладел эсперанто, стенографией, научился печатать на пишущей машинке. «В век технического прогресса человек, особенно военный, должен многое знать и уметь: записать быстро информацию, понять иностранца, печатать на машинке, приготовить салат, сварить борщ…». Его отличают целеустремленность, трудоспособность, желание расширить свой кругозор. Он много работает в библиотеке. И в то же время удивительно нежна и благоговейна его любовь к матери:
Между нами расстояний мгла.
Реки и не пройденные выси.
Тропка связи нашей пролегла
Строчками твоих сердечных писем…
В стихах Александра Стовбы жизнеутверждающая сила бытия является основным лейтмотивом. Прекрасна весенняя земля, рождающая буйство веселой зелени, очарователен засушенный цветок среди страниц старой книги. Чувство дружбы и товарищества служат его душе надежной опорой. Его лирические строки исполнены доброты, нежности и любви, но, говоря о бедах, войнах, его язык становится твёрдым, прямолинейным и скупым. Особое отношение у него к поэтам и поэзии:
Если умолкнет певец,
Песню подхватят друзья.
Пламя горячих сердец
Смертью убить нельзя!
Он был скромным и требовательным к себе. В письме к любимой девушке он писал: «Пусть мои стихотворения написаны не совсем удачно и кто-нибудь другой мог бы написать их лучше меня, Но эти строки – мои друзья. Каждая из них имеет свой характер и несет в себе малую часть моей даже для самого себя непонятной души. Подружись с ними и не упрекай меня за то, что у меня не хватило сил сделать их лучше». Эти же строки он хотел использовать во вступлении к первому сборнику своих стихов «Звезда рождается в огне», но, к сожалению, при жизни ни одно из Сашиных стихотворений опубликовано не было.
На последней страничке простого красного блокнота указаны адреса и названия журналов, в которые обращался начинающий поэт Александр Стовба – «Молодая гвардия», «Работница», «Юность», «Советский воин». Только из «Работницы» пришел доброжелательный ответ: «Надо продолжать писать, автор стихов – человек очень способный, но … пришлите что-нибудь на женскую тематику».
И вот, 1979 год. Сбылась мечта. Александр стал офицером. Его чувство ответственности как воина и поэта выражено в строках:
А Родина не только мера
Надежд, тревог и горьких слёз.
Она ещё святая вера
В простую искренность берез.
И жизнь зависит от солдата,
Пусть не знакомого тебе.
И в злобной речи автомата
Есть слово о твоей судьбе…
В Афганистан он был направлен командиром взвода. Став невольным свидетелем событий в раздираемой войной и внутренними конфликтами стране, в беседе с другом он говорил: «Я бы сделал все, только бы этот униженный, но добрый народ шагнул из XIV сразу в ХХ-й. Ты видел их жизнь – безграмотные, оборванные, голодные… Пашут на быках — дети, женщины в упряжке; старик управляет бороной; ребятишки – босиком по снегу… И кто же поможет вырваться из вековой тьмы этим людям, кто же поможет, ценой даже собственной жизни – если не я, не ты, не такие парни, как наши!?»
За четыре дня до последнего отъезда в Афганистан Александр написал письмо родителям: «Я не знаю, как у меня получится дальше, но я знаком с очень хорошим человеком, который меня любит. Оле 19 лет. Она работает медсестрой, думает учиться дальше. Родителей у неё нет – она воспитывалась в интернате. Не волнуйтесь – это письмо не пригласительный билет на свадьбу. Но Ольга — человек очень хороший. Я не спрашиваю совета, я хочу, чтобы вы знали, я её люблю». За две недели до смертельного боя в горах Александр прислал письмо матери с адресами и датами рождения своих самых близких друзей и просьбой, от которой содрогнулось в предчувствии материнское сердце: «Мама, сколько ты будешь жить, прошу, поздравляй моих друзей с днем рождения, если со мной что-то случится…». Даже предчувствуя смерть, он думал о живых, оставляя в их памяти человеческое стремление ко всему доброму.
И вот последний день марта 1980 года. Ночью взвод Александра попал в засаду. Но Стовба и с ним сержант Михаил Литвинов, младший сержант Владимир Валышев, ефрейтор Александр Ильин и рядовой Вячеслав Богомолов решительным огнём разорвали кольцо окружения, прикрыли отход товарищей, а сами остались в ущелье в западне. Это был их последний бой. Все они погибли.
Наука не может пока полностью объяснить предчувствия человека, передачу сигналов о настроении и состоянии на расстояние. Но в марте 1980 года маме Саши Лидии Петровне постоянно слышались телефонные звонки по ночам. А через неделю ей принесли остановившиеся наручные часы её погибшего сына с разбитым стеклом. Одному из друзей – Александру Параскеве – выпала трудная участь – перевезти к родным тело воина. Первым вопросом матери было: «Как тебя зовут, сынок?» Услышав имя Александр, она обняла Параскеву и разрыдалась. Пройдет время, и сам Александр Параскева назовет Сашей, в честь командира, своего маленького сына.
За подвиг Александр Стовба был награжден Орденом Ленина. Его именем названы улица на Соцгороде и школа №20, где он учился. У крыльца школы установлен его бюст. Через 10 лет, в 1990 году, Александру Стовбе было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Благодаря упорству и настойчивости Лидии Петровны и стихи Саши дошли до людей. В марте 1984 года его, воина, приняли в Союз писателей, как талантливого поэта. Тоже посмертно. Но с именем АИСТ, птицы весенней, доброй, приносящей в дом счастье и особенно любимой в нашем народе.
П.Фишбейн, ветеран АО «ДНЕПРАЗОТ», директор народного музея истории предприятия в 1989-2011 гг.

Запись опубликована в рубрике Дворец культуры, Наша газета, Профком. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


8 − пять =