Прекрасные миражи и рукотворные кумиры
Женский альбом: высокие звезды
Дайджестное чтиво из чужих публикаций (копирайт) о знаменитостях самого крупного масштаба трудно приветствовать в заводской газете. Но если судьба этих знаменитостей, пусть не очень крепко, пусть фактически белыми нитками, пришита к судьбе нашего завода — и достаточно интересно пришита! — отчего бы не рискнуть.
Вашему вниманию представляем сегодня рассказ о трех знаменитых актрисах: Нине Веселовской (роль Даши в старом фильме по трилогии А.Толстого «Хождение по мукам»), Марианне Стриженовой (роль жены начальника строительства Дербенёва из фильма «Высота») и Ольге Кабо (главная роль в фильме «Ариэль»).
«А папа был военным строителем, работал в Днепродзержинске»
С Ниной Веселовской связана, пожалуй, самая интересная история. Одним из первых в истории нашего завода начальников цеха водоснабжения был Александр Дегтярев, он еще с довоенных времен знал назубок всю схему подземных коммуникаций, имел строгий характер требовательного (прежде всего к себе) руководителя, очень уважительно относился к людям, а представлялся так: «Я служу на азотно-туковом». Воспитывали Дегтяревы троих детей — двух дочерей и сына, все какое-то время работали на азотно-туковом, да и сейчас на нашем предприятии трудятся потомки этой славной семьи. Так вот, в 50-х годах случился эпизод в семье Дегтяревых, связанный с первой любовью сына. Учился он в 20-й школе и как-то привел домой одноклассницу — познакомить с сестрами. Во время традиционного семейного обеда отец отозвал сына в сторону и неожиданно предложил: или женись на этой девушке прямо сейчас, или ты её потеряешь — слишком уж хороша. Девушкой этой была Нина Веселовская, но еще в 10-м классе родители увезли ее по месту работы отца на Урал. Первую любовь, как гласит семейное предание Дегтяревых, Нина не забыла. Прислала славное письмо, рассказывая о своей судьбе молодой актрисы и съемках фильма «Хождение по мукам». Такая вот очень симпатичная семейная легенда, и здорово было бы, подумалось накануне 8 Марта, ее как-то подтвердить документально. А некому и нечем. Сама Нина Веселовская, дожившая о глубокой старости, интервью давала редко и практически не говорила о юности, своих родителях. Но интернет — великое дело, и после упорного рытья по сайтам, отыскалось наконец подтверждение легенды.
Кажется, в детстве Нина Веселовская вовсе не мечтала о сцене. Её родители не имели никакого отношения к искусству, а отца-строителя постоянно переводили с места на место. И Нина вместе с родителями меняла регионы, города, школы и даже институты. Появившись на свет в Пензенской области, Нина позже могла бы вполне справедливо сказать о том, что её адрес – это весь Советский Союз. Она жила в Калинине и Днепродзержинске, Красноярске и Томске, пока, наконец, не оказалась в Москве на лечении. Она поступила в учебное заведение, о котором многие молодые люди того времени могли только мечтать, Школу-студию МХАТ. Правда, заканчивала учебное заведение она уже в другом потоке. На втором курсе талантливая студентка прошла пробы и была утверждена на роль Даши Булавиной в картине «Хождение по мукам». Нина Веселовская знала, что в Школе-студии студентам запрещают сниматься в кино, но упускать такой шанс было совершенно невозможно. Она прекрасно понимала, что такая удача приходит к актёрам нечасто, потому решила рискнуть. Конечно, не обошлось без последствий: её вызывали на комсомольское собрание, ругали, даже сняли Качаловскую стипендию. Но после выхода картины на экраны молодая начинающая актриса проснулась знаменитой. После были другие фильмы и роли, но самую первую свою работу в кино Нина Веселовская запомнила навсегда. После получения диплома она вошла в труппу Театра имени Станиславского, где ей сразу предложили главные роли. Сама Нина Веселовская считала себя больше театральной актрисой, но спустя двадцать лет работы в театре актриса всё же уволилась. И тут же стала штатной актрисой «Мосфильма», выходила на сцену театра киноактёра. Позже, уже в 1990-е она стала работать в антрепризе, сотрудничала с небольшими театральными коллективами. Она сыграла множество ярких ролей, а на спектаклях с её участием залы были неизменно полными. Параллельно Нина Веселовская снималась в кино, правда, всегда была очень избирательна в выборе ролей. Возможно, именно поэтому в её фильмографии не так много работ, как у других актёров. Но каждая роль была для актрисы важной и значимой. Нина Валентиновна не зря считает себя очень счастливым человеком. Ей удалось добиться успеха в профессии и обрести истинную любовь. Ту, что связывает людей на долгие годы.
«А это от меня — беспартийного!»
Связать судьбу Марианны Стриженовой — легендарной советской актрисы, родоначальницы большой, именитой актерской династии, с нашим «Азотом» оказалось довольно просто. Надо сказать, что история съемок фильма «Высота» в нашей прессе до сих пор остается интересной, краеведы находят массу новых подробностей, но конечно все они связаны с ДМК, замечательными нашими металлургами, которым мало было проблем со строительством доменной печи №12, прибавилось еще и кино. За размещение киношников в гостинице и общежитиях, за их кормежку на комбинате отвечала специальная группа (штаб!). Но вот исключением из правил стала просьба Марианны Стриженовой пожить во время съемок в коттедже ДАТЗ на улице Подольской, 13, где героиня фильма главным образом и обреталась. Во дворе этого коттеджа, если помните, снимались знаменитые эпизоды возвращения молодого монтажника после первой получки домой: «Рабочий класс гуляет», он еще на трубе дудел; отцовской порки этого «рабочего класса»: «Это тебе от Карла Маркса, это от Энгельса, а это от меня — беспартийного». На козырьке коттеджа старый рабочий Берестов вывешивал флаг в честь пуска домны (а кстати, на одном из российских сайтов есть уникальная ошибка в подписи к этой фотографии: «Момент съемок фильма «Высота» на строительстве домны Днепродзержинского химкомбината» — какая к черту у нас домна?). Но очень уж понравилась режиссеру и оператору фильма (оператор родом из Диевки) картинка с нашим коттеджем — внутри и снаружи, уютный зеленый дворик, добротный быт хозяев — семьи тогдашнего парторга завода Петриченко. А Марианна Стриженова охотно приняла предложение семейства пожить во время съемок у них.
Имя этой актрисы связывают прежде всего с фильмами «Овод» и «Высота», которые стали легендой советского кинематографа. К сожалению, звезда Марианны Стриженовой угасла, едва блеснув.
Марианна Александровна Стриженова родилась 14 октября 1924 года в Москве. Её девичья фамилия Грызунова-Бебутова. Слишком сложно для сценического имени, поэтому в кинематографе она известна под фамилией второго мужа Олега Стриженова.
Оба родителя Марианны были актёрами и всю жизнь служили в МХАТе. С раннего детства они приводили дочь за кулисы, где она наблюдала за их игрой. Для всех сотрудников девочка была «своей» и нередко костюмер давала ей какое-нибудь платье, в котором Марианна копировала мать. Так наша героиня с самого детства полюбила театр.
В военные годы Марианна поступила в студию театрального искусства, которую закончила в 47-ом. Стриженова была на хорошем счету у преподавателей и считалась одной из самых талантливых студенток потока. В её характеристике была отметка «выдающиеся способности», поэтому Марианну без проблем взяли в театр Моссовета, которому она отдала 10 лет. Первую роль в кино Стриженова сыграла через 3 года после выпуска. Это была кинолента «Щедрое лето». Через год она появилась в фильме «Тарас Шевченко». Но свою звёздную роль девушка исполнила лишь через 7 лет.
Экранизация произведения «Овод» Этель Войнич, ключевую роль в которой и сыграла Марианна, только в первый год набрала 35 миллионов зрителей. Такой успех в то время встречался не часто. Напарником по съёмкам у нашей героини был Олег Стриженов. Их чувства с экрана перешли в жизнь.
В этом же году вышел второй культовый фильм с участием Стриженовой «Высота», где она сыграла Машу. Теперь за Марианной прочно закрепился статус популярной и любимой народом актрисы. Тем более удивительно, что после «Высоты» Стриженова больше не появлялась в главных ролях и снималась в основном на втором плане. Её можно увидеть в картинах «Чёрный бизнес», «Третья молодость», «Капитан Немо», «Время и семья Конвей» и «Только вдвоём».
Причина падения с высоты Олимпа на второй план самая банальная — устарел типаж. Мода на внешность главных героинь в кинематографе меняется не реже, чем на вещи в дизайнерских коллекциях. Вот и Марианна Стриженова, блестяще отыграв двух героинь, стала невостребованной для ключевых ролей. Масла в огонь подливал супруг, который требовал присутствия жены в доме. А когда в страну пришёл кризис, её и вовсе выкинули, как ненужный реквизит, предоставив «возможность» решать финансовые проблемы самостоятельно. Марианна Стриженова скончалась 12 мая 2004 года, не дожив несколько месяцев до 70-летия. Это случилось вечером. Марианна Александровна, весь день хлопотавшая по хозяйству, вдруг страшно побледнела и схватилась за сердце. Внучка Саша уложила ее на кровать и кинулась к телефону вызывать «скорую». Но было поздно: бригада врачей, приехавших через несколько минут, установила остановку сердца.
Рупии, пиастры и букет Брежневу
Ольга Кабо сыграла главную роль в фильме «Ариэль» (по повести А.Беляева), а спонсором фильма выступил в начале 90-х наш «ДНЕПРАЗОТ». Даже в биографии Ольги Кабо из Википедии осталась ссылка на вклад «Азота» в создание этой киноленты. Вкратце история этого нашего вклада сегодня звучит тоже вполне фантастически, как «Ариэль». После развала Союза «Азот» не мог вызволить из банков в РФ своих кровно заработанных индийских рупий, и наш финансист, безнадежно застрявший в банковских коридорах, случайно встретился с продюсером фильма (студия им. Горького), которому срочно нужны были рупии для съемок в Индии. Деньги от проката фильма — это все-таки деньги по сравнению с полной их потерей, поэтому вопрос был решен к обоюдному удовольствию. В благодарность за спонсорство часть съемочной группы фильма с главными актерами прибыла в феврале 1992 года на наше предприятие. Перед премьерой фильма в ДК «Химик» Ольга Кабо сообщила, что чувствует себя «родственницей днепродзержинцев», поскольку в младших классах была выбрана самой правильной девочкой для вручения цветов Брежневу (земляк) на трибуне Мавзолея. Вот, пожалуй, и вся катушка белых ниток закончена. Нет, надо добавить, что и сейчас фильм «Ариэль» Кабо вспоминает с удовольствием.
Родилась Ольга Кабо 28 января 1968 года в Москве в семье инженеров Игоря Яковлевича Кабо и Аиды Николаевны Кабо.
Её дед, Яков Соломонович Кабо (1906—1956), уроженец земледельческой колонии Новозлатополь (Екатеринославская губерния), был секретарём ЦК ЛКСМ Украины. В 1937 году был репрессирован и отправлен на Колыму. Там же женился и только после реабилитации с семьёй вернулся в Москву, где родился сын Игорь. Во время Великой Отечественной войны его родственники в Украине были расстреляны оккупантами. Его брат — Исаак Соломонович Кабо, командир подводной лодки Щ-309.
Первые пять лет жизни воспитывалась у бабушки на Урале. Училась в английской спецшколе, занималась музыкой, бальными танцами, художественной гимнастикой, в подростковом возрасте посещала студию космонавтики. Впоследствии с января 1980 года по декабрь 1985 год занималась в Театре юного москвича при Дворце пионеров на Ленинских горах, где сыграла несколько главных ролей. Одним из её педагогов во Дворце пионеров был Виктор Шендерович.
В 1983 году, ещё будучи школьницей, дебютировала в кино, сыграв горничную в телевизионном фильме «Анна Павлова». В 15 лет сыграла главную роль в фильме «И повторится все…». После восьмого класса Кабо перешла в специализированную школу с театрально-литературным уклоном при театральном училище имени Щукина, которую окончила в 1985 году.Став в этом же году студенткой ВГИКа, Ольга Кабо снялась в фильме «Миллион в брачной корзине», который она сама и ее близкие считают действительно первым фильмом. В этом фильме впервые в жизни поцеловалась.
В 1989 году окончила актёрский факультет ВГИКа (мастерская Сергея Бондарчука и Ирины Скобцевой); в 2002 году — исторический факультет МГУ. С 1992 года по 1994 год работала в Театре современной оперы под руководством Алексея Рыбникова, играла в спектакле «Литургия оглашенных». Затем в 1994 году последовала роль Кончиты в рок-опере в «Юнона и Авось», которую Рыбников поставил в Сеуле (исполняла на корейском языке).Вместе с Владимиром Стекловым в 1997 году прошла отбор для подготовки к полёту на станцию «Мир» для съёмок фильма «Тавро Кассандры», но потом отказалась от участия в проекте по семейным обстоятельствам. В январе 2019 года Ольга Кабо снялась в пятисерийном документальном фильме «Пока ещё мы вместе, или Мушкетёры сорок лет спустя» (режиссёр Вячеслав Каминский, автор сценария Максим Фёдоров), посвящённого созданию картин Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Д’Артаньян и три мушкетёра», «Мушкетёры двадцать лет спустя», «Тайна королевы Анны, или Мушкетёры тридцать лет спустя» и «Возвращение мушкетёров, или Сокровища кардинала Мазарини».
Запись опубликована в рубрике
Наша газета. Добавьте в закладки
постоянную ссылку.