Праздник на улице нашего Героя
Эхо события
7 мая у мемориала памяти павшим на фронтах Второй мировой войны азотчикам прошла церемония возложения цветов в честь Дня Победы над нацизмом. Участие в церемонии приняли: Председатель Правления АО «ДНЕПРАЗОТ» С.Л.Сидоров, председатель профкома предприятия Г.В.Потуремец, первый заместитель Председателя Правления, технический директор О.С.Гупало, заместитель председателя правления. Директор по персоналу и общим вопросам И.В.Иллариошин, руководители управлений и служб предприятия. Уже второй год пандемия не позволяет провести у Мемориала большой традиционный митинг Победы с участием ветеранов, работников предприятия, школьников — представителей всех поколений, встреча которых и есть знаком бережно хранимой памяти о страшной войне. Никто не забыт, но чтобы помнить, нужно сердцем почувствовать, как далеко и близко от нас вторая мировая, какими были наши Герои. Адрес «ДНЕПРАЗОТа» и Мемориала павшим азотчикам — улица С.Х. Горобца, танкиста-героя. Вспомним о его подвиге, это нужно новым поколениям азотчиков.
Степан Христофорович Горобец (1913—1942) — советский офицер, в годы войны командир танка 21-го танкового полка 21-й танковой бригады 30-й армии Калининского фронта, Герой Советского Союза (1942), младший лейтенант. Родился 8 февраля 1913 года в селе Долинское Верхнеднепровского уезда Екатеринославской губернии (Российская империя) в крестьянской семье. Учился в родном селе, работал машинистом газодувной турбины на азотно-туковом заводе в городе Днепродзержинске Днепропетровской области.
В Красной Армии с 1941 года. В боях Великой Отечественной войны с сентября 1941 года.
Командир танка Т-34 21-го танкового полка (21-я танковая бригада, 30-я армия, Калининский фронт) старший сержант Степан Горобец в оборонительных боях за город Калинин (ныне Тверь) 17 октября 1941 года провёл с запада на восток свой танк «Т-34» через занятый противником город, уничтожая его живую силу и технику. Один немецкий танк PzKpfw III был уничтожен тараном, также несколько уничтоженных мотоциклов, ПТО и около 20 автомашин. Механик-водитель — старший сержант Ф. И. Литовченко, башнер — сержант Г. И. Коломиец, стрелок-радист — красноармеец И. И. Пастушин.
В наступлении 8 февраля 1942 года у села Петелино Ржевского района Калининской (ныне Тверской) области, действуя в боевых порядках стрелковых подразделений, экипаж танка «Т-34» младшего лейтенанта Степана Горобца уничтожил три пушки, более двадцати пулемётных точек и двенадцать миномётов врага. В этом бою отважный офицер-танкист пал смертью храбрых.
Всего на боевом счету экипажей С. Х. Горобца — 7 подбитых и уничтоженных танков противника.
Похоронен в деревне Братково Старицкого района Калининской (ныне Тверской) области.
Рейд танка Степана Горобца стал одним из самых ярких и драматичных эпизодов оборонительной операции советских войск в районе Калинина. Это был прорыв через город, занятый частями вермахта, танка Т-34-76 с тактическим номером «3» на борту, которым командовал старший сержант Степан Горобец. С помощью ставших доступными в наши дни документов и фотографий в Твери полностью восстановили маршрут этого смелого броска.
Благодаря многолетней работе калининского журналиста С.М. Флигельмана, а также воспоминаниям пережившего войну механика-водителя «тридцатьчетвёрки» старшего сержанта Ф.И. Литовченко многие подробности рейда экипажа Горобца стали известны только недавно.
Прорвавшись на полной скорости сквозь огонь немецких зениток западнее аэродрома, расположенного на тогдашних южных окраинах города, Т-34 скрылся в жилой застройке. На ровной как стол местности она играла роль единственного укрытия. В журнале боевых действий 36-й моторизованной дивизии вермахта был отмечен обстрел аэродрома советскими танками. Этот этап прорыва в Калинин был описан в книге С.М. Флигельмана:
«С опушки заговорили зенитки. Прямой наводкой бьют они по танку. Снаряды со свистом режут воздух, рвутся рядом с машиной. «Тройка» маневрирует, набирая скорость, выходит из-под огня. Через несколько минут позади остался аэродром…По пустынной дороге навстречу городу мчится одинокий танк. С каждой секундой приближается город, занятый врагом. Позади товарищи. Их машины бомбят «Юнкерсы». Впереди — неизвестность. Не от кого принять команду, не с кем посоветоваться… Вернувшись на дорогу, «тройка» снова набрала скорость… Вот она уже у железнодорожной линии. Сделав крутой поворот вправо, нырнула под виадук и оказалась на большом фабричном дворе. Справа и слева — пожары. Горят цеха, склады, мастерские… Водитель напряжённо глядит вперёд. Раскалённый воздух поднимает огненные смерчи». Судя по воспоминаниям мехвода Фёдора Литовченко, во «Дворе Пролетарки» машина и её экипаж оказались в полдень. Выдержав дуэль с расчётом немецкой противотанковой пушки, уничтожив её и потушив пожар, вызванный попаданием снаряда, экипаж танка сумел вырваться из ада пылавшего фабричного квартала и оказался на берегу Тьмаки — правого притока Волги, впадавшего в неё в городской черте. Далее отмечалось, что танк «мчится мимо старого монастыря по крутому берегу речки… Вот и мост. С виду совсем ненадёжный. Выдержит ли? На большой скорости танк пролетает его. Именно здесь танкисты столкнулись с немецкой колонной и раздавили несколько грузовиков. Замешательство в рядах немцев позволило «тридцатьчетвёрке» пересечь ещё один мост через Тьмаку, теперь уже в историческом центре города. Далее на пути танкистов лежала площадь Ленина — одна из центральных площадей города. Там «тридцатьчетвёрка» выпустила осколочно-фугасный снаряд по одному из зданий, опознанному экипажем как «штаб». До этого Горобец не вёл огонь из орудия, считая его неисправным после попадания снаряда немецкого орудия во «Дворе Пролетарки». На выезде с площади немцы попытались остановить Т-34 баррикадой из перевёрнутого трамвая, однако это не стало преградой для танка.
Следующей площадью на пути экипажа стала Советская, но перегородить её у немцев уже не было возможности — на площади сходились сразу шесть (!) улиц-лучей.«Танкисты не знают города — они в нём впервые. У них даже нет карты, но они ни на миг не сомневаются, что идут правильным курсом. Чем это объяснить? Тут уж, видно, действует инстинкт, обострённый необычной обстановкой».
Немцам ничего не оставалось, как признать прорыв одного советского танка через весь город, что было отмечено даже на уровне журнала боевых действий 3-й танковой группы. В журнале боевых действий советского Западного фронта эпизод также не обошли вниманием: «Один танк под командой ст. сержанта Горобец прорвался в Калинин, уничтожил 15–20
автомашин противника и вернулся в Городню». следует отметить высокий уровень подготовки экипажа и его боевой опыт. Помноженные на везение, они превратили четверых танкистов в одну из легенд сражения за Калинин. Один из примеров безграничной отваги – эпичный прорыв танкового экипажа Степана Горобца. 17 октября 1941 года его «тридцатьчетвёрка» в одиночку прошла через занятый немцами Калинин и вызвала настоящую панику в рядах противника. Танк под номером «03» вышел из боя с сотнями вмятин, но пробить броню не смог никто.
Никто не забыт и ничто не забыто.
Запись опубликована в рубрике
Наша газета,
Профком. Добавьте в закладки
постоянную ссылку.