Низко вам поклониться хочу, люди в белых халатах!
20 июня — День медицинского работника
Старая истина о том, что медицинский работник и без клятвы Гиппократа 24 часа в сутки чувствует себя на работе, призванным судьбой и душой в любое время дня и ночи прийти на помощь, находит подтверждение не только в чисто лечебных учреждениях. На нашем предприятии врачи и медсестры только выглядят неотличимо от лаборантов — в таких же белых халатах, но хранят в своих руках самое дорогое, что мы имеем — наше здоровье.
Здравпункт — особое подразделение предприятия. Медицинские работники здравпункта обязаны и способны в любой ситуации оказать первую неотложную помощь, наряду со службами МЧС они выполняют задачи экстренной медицины. Накануне Дня медицинского работника здравпункту АО «ДНЕПРАЗОТ» исполнилось 25 лет. О том, как живет это подразделение сегодня рассказывает заведующая здравпунктом Елена Николаевна Головатая.
— В структуре предприятия здравпункт был создан приказом в июне 1996 года. Это был первый этап медицинского реформирования, предполагающий упразднение цеховых медицинских служб. В результате в горбольнице №2 была уменьшена, а позже полностью ликвидирована поликлиническая медслужба по обслуживанию предприятия, и завод создал свой здравпункт.
С самого основания подразделения у нас работает медсестра Л.Н. Шетникова, а я пришла в здравпункт 1 сентября 1996 года, — мы с Ларисой на сегодня — «старожилы». Коллектив был сформирован достаточно быстро, хотя отбор велся жесткий. Вообще, текучести кадров практически нет: за эти 25 лет были только увольнения на заслуженный отдых, и это, на мой взгляд характеризует преданность людей работе, наработанный опыт и высокую квалификацию. Недавно коллектив пополнился молодым специалистом — уже два года у нас работает медсестра Ю.С. Бжицкая. Все наши сотрудники — люди опытные, надежные, терпеливые и смелые. К сожалению, сейчас все реже встречаются такие специалисты среди молодого поколения медицинских работников. Впрочем, такие качества как надежность, смелость и ответственность большей частью воспитываются конкретно работой на предприятии и примером старших, опыт, как и милосердие, как людская доброта, приобретается с годами, когда человек имеет дело с чужой бедой, которую воспринимаешь как свою.
— Вы работаете в условиях пандемии, что значительно усложняет жизнь всем, а тем более медицинским работникам. Становится ли это дополнительной школой жизни?
— Сейчас весь мир живет и работает в таких условиях. И приобретенный опыт, новое понимание реальности — бесценен. Наше поколение, по сути, не знало пандемий. Мы сталкивались со вспышками сезонного гриппа, туберкулеза, гепатита В, дифтерии; мы это пережили, имеем опыт работы в условиях таких эпидемий. Но пандемии наше поколение не помнит, ведь последняя пандемия отмечалась в 1918 году, это был грипп «испанка», поэтому опыт медицины в условиях пандемии сохранен только в исторических справках и документах. Сейчас мы приобретаем новый опыт, на нынешнем этапе всеобщей глобализации появились средства интернета, благодаря которым можно быстрее почерпнуть детали полезного опыта, получить добрый совет коллег. Раньше существовал только стационарный телефон, и многие вопросы решались значительно дольше и сложнее. Главный полученный опыт — неизмеримо новое качество ответственности. У медицинских работников она всегда была очень высокой, и кстати, многие до сих пор не понимают степень ответственности сестер медицинских на рабочем месте в здравпункте. На дежурстве она остается единственным медработником на все предприятие, и когда, не дай Бог, происходит какое-то ЧП, срочный вызов, она одна выполняет функции целой бригады. В любом лечебном учреждении, в поликлинике всегда есть рядом доктор, узкие специалисты, работа не менее сложна и ответственна, но ты можешь получить дельный совет и подсказку, чувствуешь себя увереннее. А медсестра здравпункта должна быстро оценить состояние пациента, выставить предварительный диагноз, оперативно сформировать порядок своих действий, и выполнить все мероприятия неотложной медицинской помощи согласно утвержденному протоколу по данному заболеванию. Но таков стандарт, на этом уровне работают здравпункты, и становится понятным, что далеко не каждый медработник возьмет на себя такую серьезную ответственность. Когда у нас в 2019 году медсестра ушла на пенсию, то мы почти год искали достойную смену. Было немало кандидатов, и медики со стажем брали время на раздумье, но отказывались даже опытные реанимационные сестры. Ознакомятся с должностными обязанностями, строгими организационными процедурами и отвечают одинаково: я одна, вдруг что-то случится — боюсь. Так что, наши сотрудники, испытанные временем и трудностями, — настоящий клад. Это опытные, квалифицированные, ответственные и терпеливые люди. Наша молодая медсестра тоже отлично работает, и мы видим, что она сможет действовать самостоятельно: два года учим, наблюдаем, помогаем, контролируем. Когда она пришла — побывала в медпункте, в цехах и сказала потом — я не боюсь, — это и были ключевые слова. Есть в нашей работе еще один сложный специфический момент: современные пациенты — люди, считающие, что способны лечить и учить лучше специалистов, и очень часто приходится в достаточно напряженных условиях объяснять «сторонним советчикам» или самому «всесторонне образованному» пациенту как нужно действовать в сложившейся ситуации. Так что, ответственность и напряжение у нас всегда довольно высокое. Бывает, особенно в выходные дни, что нервы, как струны, натянуты, но коллектив надежный, на каждого можно опереться.
В условиях пандемии у нас стало больше профилактической работы, много времени приходится уделять объяснению людям, как поступать в определенной ситуации, вселять в людей уверенность. Это, поверьте, не просто и тоже не каждому дано. Пандемия, она как война, только без травм. Для нас это очень серьезный и важный опыт, который приобретается в экстремальной ситуации. Бывает, люди отработали в медицине по 30 лет, но не одной экстремальной ситуации не пережили, а есть медработники, получившие опыт в первые же годы: один раз — и в омут с головой. Такая у нас работа.
Нам во многом помогает администрация предприятия. Приведу личный пример: когда я приняла решение учиться, мне никто не препятствовал. Но со мной учились многие коллеги из других предприятий, которым попросту не давали возможности брать учебный отпуск и даже вовремя приезжать на сессию. Мне помогли 3 года отучиться, получить дополнительное образование и успешно его реализовывать. Также я благодарна администрации предприятия и за отличное техническое оснащение здравпункта, за регулярные и своевременные поставки медикаментов для оказания неотложной помощи, за медицинское оборудование, которое мы имеем возможность приобретать, и, конечно, за своевременную заработную плату. В последний год база здравпункта была обновлена с учетом создания максимально удобных условий труда медработников и помощи пациентам. Когда вы видите медсестру, спешащую на вызов, она часто напоминает несчастную домохозяйку, которая тащит с рынка тяжеленные авоськи. Несет медсестра чемодан с медикаментами, кислородный баллон, бутылку с молоком (антидот, на всякий случай, если на месте происшествия нет). Сегодня приобретено современное оборудование, в частности комфортная сумка-укладка для медикаментов, компактный кислородный аппарат для искусственной вентиляции легких, что очень важно для нашей работы. Обновляются и наши тонометры, регулярно проводится поверка аппаратуры. В целом мы оснащены хорошо.
По официальным медицинским определениям здравпункт является поликлиническим учреждением — на нашем уровне оказывается первичная доврачебная медицинская помощь, а по факту — наша работа связана с неотложной помощью, поэтому правильнее будет сказать, что заводской здравпункт — это подразделение экстремальной медицины, не зря же на предприятии здравпункт входит в состав службы быстрого реагирования наряду с газоспасателями и структурами МЧС, а также введен в состав подразделений постоянной готовности, значит должны быть первыми.
— Что бы вы хотели сказать работникам предприятия?
◦ Хочу пожелать всем крепкого здоровья, терпения, выдержки, благополучия и хорошего настроения. Люди в белых халатах — рядом.
◦ А людям в белых халатах, своим коллегам — персоналу здравпункта в преддверии профессионального праздника хочу сказать
СПАСИБО, что несете этот крест — вам выпала нелегкая дорога.
Вы будто бы посланники с небес — не боги вы, но знаю, что от бога!!! Желаю легких рабочих дней, удобного графика, отзывчивых и добрых коллег, терпимости и крепкого здоровья. Пусть на каждого пациента всегда найдутся нужное лечение и дельный совет. Пусть благодаря Вашей помощи, весь мир будет здоров и счастлив!И пусть Ваш труд будет оценен по достоинству благодарностью Ваших пациентов!
Запись опубликована в рубрике
Наша газета,
Профком. Добавьте в закладки
постоянную ссылку.