«Вспоминая годы грозовые…»

Народная история
В августе нынешнего года на «ДНЕПРАЗОТе» отмечается две знаменательных даты: 80 лет назад – в 1941 году – после фашистского вторжения на территорию нашей страны была объявлена эвакуация работников и оборудования Днепродзержинского азотно-тукового завода в тыл, а 75 лет назад – в 1946 году – практически в это же время газовым цехом ДАТЗ впервые после окончания войны был принят коксовый газ для производства аммиака.
Сороковые-грозовые вписали немало славных страниц в историю нашего завода. В первые дни войны на всех предприятиях Днепродзержинска прошли митинги. Состоялись они и в цехах ДАТЗ. В те дни работники завода трудились, не считаясь со временем, не щадя сил и здоровья. Работали для фронта. В цехах, где раньше плакаты призывали к увеличению выпуска минеральных удобрений для сельского хозяйства, висели теперь другие лозунги: «Азотчик, помни! Тонна селитры – это 500 снарядов для пушки!». И они делали эту грозную начинку для снарядов. С начала войны и до эвакуации на ДАТЗ не было зафиксировано ни одного случая нарушения трудовой дисциплины, ни одного случая простоя по вине обслуживающего персонала.
За месяц с небольшим после начала войны примерно половина мужчин призывного возраста была мобилизована в армию и покинула заводские цехи. А те, кто оставался на заводе, работали и за ушедших на фронт. Причем работали до самого последнего часа, когда враг уже подходил к городу. 5 августа 1941 года Днепропетровским обкомом партии было принято решение об эвакуации предприятий области в тыл. Все, что невозможно было вывезти, подлежало уничтожению. В тот же день на ДАТЗ была создана специальная комиссия из числа инженерно-технических работников завода, на которую возлагалось решение всех вопросов, связанных с эвакуацией. После этого начался демонтаж и отправка оборудования в глубокий тыл. Одновременно шла поэтапная эвакуация работников завода и членов их семей.
Основное промышленное оборудование отправлялось в Пермскую область, где его намечалось использовать по программе, которая предусматривала в самый кратчайший срок создание в восточных регионах СССР новых производственных мощностей для обеспечения нужд фронта и тыла. Эвакуированным химикам Днепродзержинска пришлось работать в этот период на разных предприятиях отрасли. Эвакуация завода началась 7 августа 1941 года и осуществлялась в экстремальных условиях. Вот что вспоминал об этом периоде тогдашний начальник цеха №6/12 О.В.Авилов.
— Люди старались изо всех сил. Показывали чудеса выдержки. По двенадцать-четырнадцать часов трудились без перерыва. Затем позволяли себе короткий отдых прямо в цеховом красном уголке и снова брались за работу. Они по собственной инициативе объявили себя добровольно мобилизованными.
А в это время, 13 августа, после упорных боев фашисты ворвались в Пятихатки. С ДАТЗ все еще отправлялись на восток эшелоны с оборудованием и эвакуированными. К тому времени на заводе все еще оставались работники. Многие из них, например, механик А.В.Лещина, начальник смены газового цеха Б.А.Вронский, счетовод М.Ю.Беловол, кладовщик П.В.Карпенко, инструментальщик П.С.Егоров, слесари И.С.Ищенко, И.П.Коваленко, К.С.Крупий, электрик А.Е.Уваров, машинисты Н.К.Пономаренко, В.М.Артеменко, аппаратчики П.В.Гудым, П.В.Патлай работали вплоть до того момента, когда враг уже начал артиллерийский обстрел города.
С 7 по 17 августа демонтированное оборудование завода было погружено в эшелоны. «Ну вот, ребята, дело сделано, — сказал руководивший эвакуацией главный инженер ДАТЗ М.В.Юрченко. – В вагоны мы погрузили все, что можно увезти, теперь пора отправляться в дорогу и нам». Последний эшелон уходил с завода в ночь с 17 на 18 августа под несмолкающий гром артиллерийской канонады. Два эшелона с оборудованием ДАТЗ встретились позже на станции Миллерово, до которой добрались под непрерывными налетами вражеской авиации. Здесь руководители предприятия наметили дальнейшую программу действий.
Часть промышленного оборудования отправлялось в
г.Березники Пермской области, где оно должно было быть использовано на Березниковском АТЗ. В этом направлении шли вагоны, груженные частями кислородного компрессора, циркулярным насосом, тремя аммиачно-воздушными вентиляторами, смесителем аммиачно-воздушной смеси, 15-ю контактными аппаратами и центробежным насосом.
На азотно-туковый завод в г. Губаху Пензенской области были отправлены демонтированные в цехе синтеза аммиака три медных блока разделения воздуха и коксового газа.
Небольшая часть оборудования отправилась на азотно-туковый завод в Кемерово. Еще одна часть его была направлена в Чирчик, в Узбекистан, на Чернореченский химический завод.
В период завершения демонтажных работ на завод прибыл отряд НКВД, чтобы уничтожить наиболее ценное оборудование, которое не успели эвакуировать в тыл. Но выполнить все запланированные взрывные работы чекисты не успели – 22 августа 1941 года в Днепродзержинск вошли немецкие войска.
Где бы ни трудились специалисты ДАТЗ в эвакуации, они сумели проявить себя с самой лучшей стороны. В числе отличившихся при оборудовании новых мощностей на Березниковском азотно-туковом заводе были отмечены Н.А.Петриченко, А.З.Ланге, В.В.Штейнерт, И.В.Целуйко, М.П.Вишняков, А.П.Кочетова. Не покладая рук, трудились на Чернореченском химическом заводе и не раз были отмечены в заводских приказах военного времени за самоотверженный труд работники ДАТЗ М.Л.Массальский, О.В.Авилов, В.Д.Ивашкевич, И.И.Никитан, М.М.Старикова, М.В.Тишевская, В.Н.Богуславский. Мы склоняем голову перед их подвигом и, «вспоминая годы грозовые», благодарим их за мужество и героизм, преданность делу и родному заводу, рабочую честь и патриотизм.
25 октября 1943 года войска Советской Армии освободили Днепродзержинск от фашистов. Ущерб, нанесенный гитлеровцами азотно-туковому заводу, был огромен. Он составил колоссальную сумму 216 млн. 459 тысяч рублей. При отступлении гитлеровцы взорвали на ДАТЗ почти все промышленные здания основного производства. Впору было опустить руки. Но, буквально, на следующий же день после освобождения города, собравшиеся на разрушенном заводе азотчики, начали расчистку завалов. В это время на завод прибыл заместитель директора И.В.Гусев. Осмотрев предприятие, он пригласил к себе главного инженера ДАТЗ М.В.Юрченко и секретаря парткома Г.П.Черевко. Несмотря на то, что распоряжений городских властей по азотно-туковому заводу пока еще не поступало, было принято решение начать восстановление ДАТЗ немедленно. Г.П.Черевко на этой встрече рассказал, что трудящиеся завода, не дожидаясь указаний дирекции, уже организуются в бригады и ведут в цехах расчистку развалин без приказов с верху. Люди хорошо понимают, что идет война, и каждый из них готов вносить свой вклад в победу над врагом.
В то время катастрофически не хватало рабочей силы. В городе началась трудовая мобилизация населения от 14 до 55 лет включительно. От неё освобождались только женщины, имеющие грудных детей. Некоторое количество работников было мобилизовано из окрестных сел, но с наступлением полевых работ многие из них уходили домой и обратно не возвращались. Вскоре стали возвращаться в город эвакуированные днепродзержинцы. Постепенно ряды строителей ДАТЗ начали пополняться также демобилизованными с фронта мужчинами.
Как известно, перед самой войной на ДАТЗ была создана и успешно опробована первая в мире опытная установка по трубчатой конверсии метаносодержащего газа на специальном катализаторе. Эта уникальная установка была демонтирована немцами и отправлена в Германию. После капитуляции фашистской Германии советским специалистам удалось её разыскать и вернуть в Советский Союз. Правда, теперь установку отправили уже не в Днепродзержинск, а в Новочеркасск. Записи и документы, подтверждающие проведение уникального эксперимента на ДАТЗ, долгое время считались утерянными. Но в 70-х годах ХХ века их случайно обнаружили в подсобном помещении одного из цехов. Теперь они хранятся в музее истории предприятия.
На территории разрушенного ДАТЗ были участки, на которых лопаты и кирки в борьбе с завалами были бессильны. Такими были, например, руины первого цеха. И тогда на предприятии решили разбирать завалы с помощью взрывов. 5000 взрывов пришлось сделать для того, чтобы расчистить путь строителям.
В апреле 1944 года была завершена расчистка всех промышленных площадей завода. В июне 1944 года на ДАТЗ был получен кислород для нужд фронта, а в конце июня – по приказу наркома химической промышленности – на заводе было создано управление строительства, и работы по восстановлению предприятия ускорили темп. В декабре 1944-го года на ДАТЗ, благодаря самоотверженному труду работников предприятия, было завершено строительство первых промышленных объектов.
В 1945-м году ряды азотчиков пополнились за счет выпускников ФЗУ и красноармейцев, прибывавших из Германии, Чехословакии, с Дальнего Востока. На строительстве ДАТЗ трудились и военнопленные. Они жили в отдельных бараках и находились под постоянной охраной. Строгая дисциплина касалась не только их, но и всех, без исключения, строителей, потому что при огромном объеме работ предприятие вновь нужно было ввести в строй в самые короткие сроки.
Потребовались поистине титанические усилия для того, чтобы поднять завод из руин. Но азотчики победили все трудности, и в августе 1946 года начался поэтапный пуск основных цехов завода. 1 августа газовый цех ДАТЗ принял коксовый газ, а спустя месяц, 6 сентября, был получен первый послевоенный аммиак, за которым затем последовали азотная кислота и аммиачная селитра. Наш завод обретал жизнь, возвращался в строй, начинал дышать полной грудью.
С тех пор прошло много лет. Но мы бережно храним благодарную память о тех, кто спас наш родной завод, поднял его из руин, посвятил свою жизнь его восстановлению и развитию. Сегодня мы хорошо знаем цену свободы и возможности мирно трудиться. Так пусть же трудовые подвиги азотчиков роковых сороковых годов минувшего века вдохновляют нас сегодня на новые высокие трудовые победы, новые успехи и свершения.
При подготовке публикации использовались материалы книги Н.Судака «Азотчики Приднепровья».

Запись опубликована в рубрике Наша газета, Профком. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


− 2 = ноль