Команда молодости нашей

1 октября – День ветерана
Совет ветеранов предприятия был создан в середине 80-х годов прошлого столетия по инициативе его активистов, при активной поддержке дирекции и профсоюзной организации ДПО «Азот». У истоков зарождения общественной организации ветеранов стояли: Герой Социалистического Труда Н.Г.Моргун, М.Е.Клешня, П.И.Рахубенко, М.Г.Бугай, Р.В.Дрёмова, З.А.Литус, И.С.Бирсан, А.Г.Симбирова, Д.П.Похвалит и другие активисты ветеранского движения. Все они стали членами президиума вновь созданной общественной ветеранской организации азотчиков. В то время в ее состав входило всего несколько сот человек, а сегодня ветеранская организация АО «ДНЕПРАЗОТ» — одна из самых крупных в Южном районе, объединяет в своих рядах более 2,5 тысяч человек.
Наша ветеранская организация считается одной из лучших в Днепропетровской области. Росту её популярности во многом способствует Правление АО «ДНЕПРАЗОТ» и профсоюзная организация предприятия. С ними Совет ветеранов, со дня своего создания, работает в постоянном контакте. Благодаря активной поддержке администрации и профкома «ДНЕПРАЗОТа» улучшается социальная защита ветеранов, ведетcя большая работа, направленная на улучшение качества жизни людей, посвятивших заводу свою трудовую жизнь.
Взаимопонимание и постоянный тесный контакт с Правлением и профкомом «ДНЕПРАЗОТа» — надежная основа и залог успешной работы ветеранской организации азотчиков. На предприятии с большим уважением относятся к людям, работавшим на предприятии, вложившим свой труд и талант в его укрепление и развитие.
В настоящее время Совет ветеранов «ДНЕПРАЗОТа» возглавляет И.Р.Лихолат. Ветеранская организация азотчиков под его руководством, при живом участии активистов является сегодня энергичной, боевитой и деятельной силой, вся работа которой направлена на улучшение жизни ветеранов предприятия. Общественная работа активистов заслуживает особой похвалы. Она целенаправленная, многогранная и плодотворная. Наши ветераны ведут активную патриотическую и воспитательную работу, постоянно занимаются волонтерской деятельностью, способствуют укреплению добрых традиций, заложенных в разные годы в трудовых коллективах предприятия.
Авторский дневник будущей недели
Мы затерли донельзя слова «добрая традиция», «верность делу старших поколений», «былая слава»… Что ж, так случилось, поскольку поводов говорить о верности добрым традициям много. А знаете, что способно вернуть хорошим словам свежесть, искренность и доверие? Ответ, по-моему, очень прост: у каждой традиции есть начало, у каждого начала – фамилия. И давайте посмотрим, на наши традиции через фамилии дедов и прадедов, время ветеранов, на фоне которого они боролись и побеждали. Проведем параллели (это вы сами), скажем спасибо огромное и задумаемся над самой сутью наших (иногда ТОЛЬКО наших) добрых традиций, заложенных ветеранами.
Первая по хронологии и очень важная – именно наша заводская традиция – носит имя Семена Пушко, первого директора «Каменскхимстроя». Время действия — 1934 – 1936 годы. Название традиции: «По-максимуму использовать свое, а за чужим опытом (деньгами, проектами) и к чужим спецам обращаться в крайнем случае». В области и в отрасли наш ДАТЗ первым затеял одновременно со строительством цехов сооружать и постоянное, капитальное жилье. Вопреки (заметьте, это слово – оно тоже традиция, к сожалению, общая для всех времен и народов) указаниям партии и правительства строился «соцкультбыт», первыми в стране мы назвали жилмассив Соцгородом, завод возводили по отечественным проектам и на отечественном же оборудовании. За это Пушко расстреляли в НКВД, а Соцгород и завод, выросший в 1938-м – остались. Вопреки требованиям наркомата одновременно с заводом выросли клуб на 500 мест, столовая, школа, больница, жилье. Традиция использовать свое по-максимуму показала себя потом и в авторских производственных и технических школах Михаила Масальского, Олега Авилова, Виктора Ивашкевича, Василия Лящевского, Владислава Рябчего, Михаила Мошуры. В разных областях применения (и даже во время военной эвакуации завода на Урал) традиция рассчитывать только на себя, оказалась самой жизнестойкой и была помножена на масштаб страны.
…В 2018 году удалось побеседовать с сыном бывшего главного инженера ДАТЗ Олега Авилова, ставшего впоследствии министром химической промышленности Украины. Видный ученый-химик (сын) – достойный продолжатель дела отца – руководил одним из научных химических институтов Украины, произнес в разговоре интересную фразу: «Формула, в которой встречается интеграл, — не для производственников». Я забыла о правилах приличия, сказала «здрасьте!?» и привела с десяток примеров изобретательства наших производственников. Часть из них – на слуху, часть была скрыта от народа режимностью или скромностью авторов (не всегда патентовали), к примеру, общую для всей ядерной физики формулу расчета концентрации тяжелой воды (ядерно чистой, но требовалось ее разводить для мирных нужд), которую вычислила скромная труженица ПДГ Раиса Заболотная. А заказана была формула ведущим профильным институтам большой ядерной страны. Но дело было спешным, и как говорил в 40-50-х годах бывший директор ДАТЗ Иван Гусев: «Возможность выполнения задачи – не обсуждается, надо – значит надо!». И это еще одна наша традиция.
Заметьте, из традиций «по-максимуму свое, вопреки внешним обстоятельствам и указам чиновников, возможности выполнения задачи по принципу «надо, значит надо» был восстановлен завод после войны, вырос Дворец «Химик», профилакторий «Химик», спортклуб и хирургический корпус 8-й больницы. Это уже 60-70-е, тогда автором многих, почти авантюрных в хорошем смысле куража и отваги начинаний был директор Евгений Добровольский. Но вернемся опять к истокам. В 1934-1936 гг. заводу по всем правилам нужно было высадить лесозащитную полосу между жилым поселком и заводом (санитарно-защитные зоны в виде сплошной полосы леса сохранились во многих городах с химпредприятиями). Но бывший аппаратчик цеха №1 Павел Божуха предложил не полосу садить, а разбить шикарный парк с тем же нормативным количеством деревьев. Парк живой, жива и развивается традиция – посмотрите на заводские клумбы, наш розарий, любовь к флоре в мастерских, лабораториях и на ЦПУ.
Сложная, но очень нужная сейчас тема – традиция интернационализма. С самого начала завода, 30-х годов, людей на заводе оценивали не по национальному, а по деловому признаку. Одной из первых, кто заставил себя уважать, получив первую правительственную награду на ДАТЗ в 1939 году, стала Ильсояр Валидова, татарка (на заводе её называли «наша Любочка», и это не было неуважением к национальности). «Наша Любочка» была скромнейшей и достойнейшей труженицей, которая всю жизнь скрывала родовые корни – не от своих, от НКВД-ГПУ-КГБ, и только недавно стало известно, что ее отец был первым наркомом Татарстана, спасавшим свой народ от голода и замученным в застенках НКВД. А только список наших людей, первыми примчавшихся в военкомат в июне 1941 года, говорит о духе интернационализма больше всяких высоких слов: Иван Беловол, Александр Бокерия, Габро Гвинианидзе, Михаил Масальский, Степан Горобец. Беру на себя смелость заявить, что и сейчас традиция истинной дружбы народов у нас жива, никто и ничто не помешает нам уважать друг друга без разделения на нации и происхождение. Мы – одна семья, и это важная часть понимания принципиального характера азотчиков, заложенного ветеранами. И подвиг Степана Горобца, Героя Советского Союза, получившего Золотую Звезду на фронтах второй мировой за небывалый танковый прорыв в г.Калинине (ныне Тверь) тоже вырос из этих традиций – авантюрной отваги вопреки приказу, когда возможность выполнения задачи не обсуждается!
На кураже, задоре, энтузиазме и отваге был запущен в 1944-м ДАТЗ, а уже в 1948-м построен первый цех по производству тяжелой воды, где на свой страх и риск руководство предприятия использовало труд целого коллектива молодых выпускников нашего ремесленного училища и Костромского химтехникума.
К еще одной традиции: делай, что должен, и чуть больше, азотчиков всегда вынуждали обстоятельства. Но! Отсюда — три героя Соцтруда, отсюда – рискованная попытка собирать и начинять снаряды взрывчаткой в 1940-м, первая в отрасли попытка использовать бестарную технологию перевозки амселитры в вагонах «хоппер», отсюда – уникальный, единственный в мире пуск Производства доочистки газа – В.Подосинников, В.Рябчий, Ю.Рудой, И.Безус; и не менее уникальный пуск цеха №1-Б – А.Грибачев, В.Ребрик, А.Укустов, В.Попельницкий.
Традиции жесткого, но относительно человечного менеджмента в части трудовой дисциплины у нас присутствовали во все времена. Но вот при директоре Евгении Добровольском в начале 60-х, чтобы не очень бить рублем семьи нарушителей дисциплины, придумана была удивительная вещь – нарушителей наказывали заменой нормально пропуска на огромный – альбомного формата. Пакетов «АТБ» тогда не было, и нарушитель вынужденно таскал целый месяц этот «альбом» у всех на виду в авоське.
Понятное дело, что общенациональная традиция «голь на выдумки хитра» часто спасала «Азот» во многих ситуациях, здесь наши отцы и деды были изобретательными во все годы, и хорошим примером может послужить случай с газгольдером, который строили в конце 40-х возле цеха №1. Требования к сварке предъявлялись очень высокие, поскольку выполнять ее приходилось во взрывоопасной среде. Понадобились особые специалисты, особые умения и технологии. Выписали из Москвы пятерых сварщиков. Их принял директор завода Иван Гусев и предложил сварить образцы для испытаний. Москвичи сварили, но все их образцы оказались бракованными, и тогда свои услуги предложил родной сварщик, бывший фронтовик Николай Воскубенко. Его работа оказалась образцовой. Иван Гусев сказал тогда: «Придется тебе, Коля, сваривать газгольдер самому. А насчет жилья, коттедж, который строим на Соцгороде, будет твоим». Иван Гусев слово сдержал. Вскоре на ул. Волгодонской строители сдали коттедж, и ключи от него получил Николай Воскубенко. Весомым и значительным был технический вклад «Азота» в решение многих проблем по отрасли, а по количеству лицензий, патентов, рацпредложений отцы и деды считались лучшими в отрасли. «Слишком велика у вас инженероёмкость, — пытались объяснить феномен в минхимпроме, — у вас на трех рабочих приходится один инженер». – Так он тоже трудится на рабочей должности, — такова традиция предприятия, чтобы будущий мастер, начальник смены или цеха знал все до винтика и понимал цену труда рабочего. Совершенно рядовым делом считалось приглашать на совещания ИТР опытных кадровых рабочих, советуясь с ними. С уважением – для дела. На соседних заводах этого нет, — говорят, что великой честью там считается поговорить на равных с начальником цеха.
Есть весьма распространенная традиция, которая у нас не прижилась. Никогда «ДНЕПРАЗОТ» не был «хатой с краю»: воевал вместе со всеми, строил, помогал выживать и себе и городу – чего стоит продукция и награды в 40-х годах: пайки хлеба, белье, наборы самодельной мебели, инструменты – и своим, и городу поровну (подробнее об этом в конце материала). Не прижилась и старая комсомольская традиция – никогда и ничего в назидание грядущим поколениям азотчики не зарывали в виде писем в капсулах под Менделеевым или какой-нибудь трубой. Сложно это объяснить, наверное, и так было что оставить будущим поколениям.
…Простой завода – дело для общей рабочей семьи страшное. Простои были у нас и в 30-х, и в 40-х, и в 90-х. Интересен один факт: суть откровений вернувшихся после простоя 2018 года работников «ДНЕПРАЗОТа» с опытом службы на других заводах. В общем и целом сводятся эти откровения к простой формуле: «Я не знал, что у нас какой-никакой, но коммунизм: к людям относятся по-человечески, обстановка в коллективах нормальная». Разные были времена, но вот это – по-человечески – главное, что заложено в нас ветеранами, наставниками. Все это живет и сегодня в судьбах живых ветеранов, тех, кто рядом с нами, кто и на заслуженном отдыхе не теряет связи с рабочей семьей. Особая благодарность нашим родным – Ивану Лихолату, Алле Норохе, Людмиле Полищуковой, Антонине Евстратиковой, Виктору Белянскому, Галине Сурмач и многим другим.
И по большому счету – ничего не меняется, хотя рынок еще не успел отрегулировать все социальные отношения в полной мере. Конечно, сегодня никто не готов в части благотворительности построить новый хирургический корпус или провести оросительную систему в колхозе им. Куйбышева (был такой подарок от «Азота» в 70-х), в цивилизованной мире каждый должен заниматься своим делом. Говорят, на таможне в Израиле эмигрант из России, прибывший на ПМЖ, первым делом заявил: я бывший министр и помогу становлению вашей экономики, считаю это первоочередной задачей! – Не нужно, — вежливо ответили ему, — ваша первоочередная задача надежно обеспечить семью, тогда экономика будет в порядке. Пусть параллель и не совсем корректна, зато вполне понятна. Мы сумели в отличие от огромного числа заводов в Украине не просто уцелеть, но и сохранить все свои «химики» — ЛОК, ДК, спортклуб. Не уронить былую славу, сохранить все, построенное предшественниками. И по старой традиции – вопреки, бери на себя больше, используй свое по-максимуму, действуй с отвагой и куражом. Действовали иногда авантюрно, — но сберегли! Плюс по старой традиции продолжаем помогать школам, больницам, детям, ветеранам. Недавно вывезли ребят из НВК №37 своими автобусами на природу. Мир от этого не изменится. И стоимость газа не упадет. Но наше отношение к своему заводу становится чуть более человечным, семейным. И низкий поклон всем ветеранам, вложившим в этот завод силы, знания, техническое мастерство, а главное – душу. Этим и живем.
И.Уварова.

Запись опубликована в рубрике Наша газета, Профком. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


четыре × = 36